Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
hassan_kontrol_soznan.rtf
Скачиваний:
42
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
2.98 Mб
Скачать

Почему у них такой успех?

Почему существует всеобъемлющее благодушие по поводу угрозы культов, контролирующих сознание? Прежде всего, признание того, что неэтичный контроль сознания может подействовать на каждого, бросает вызов старому философскому представлению (на котором базируются наши нынешние законы) о том, что человек — это рациональное существо, ответственное за каждое свое действие и контролирующее его. Подобная точка зрения на мир не допускает никакой концепции о контроле сознания. Во-вторых, все мы обладаем уверенностью в собственной неуязвимости. Слишком жутко думать, что кто-то может захватить контроль над нашим мозгом. В-третьих, процессы влияния начинаются с того момента, как мы рождаемся, так что легко занять позицию, согласно которой все является контролем сознания. Легко тогда просто сказать: “Зачем об этом беспокоиться?”

Давайте начнем с идеи, что человек — существо разумное. Если люди действуют с такой точки зрения, они просто верят, что члены разумно “предпочли” жить отклоняющимся от общепринятого жизненным стилем. Если этот человек взрослый, в состоянии спорить, тогда он имеет право жить так, как хочет. Этот аргумент был бы верен, если бы не было обманных методик, применяемых для незаконного влияния на “выбор” данного человека.

Хотя это может быть очевидно, мы, человеческие существа, не целиком “рациональные” создания. Полная рациональность отрицает нашу эмоциональную и физическую природу. Мы не можем функционировать без эмоций. Нам всем в жизни нужны любовь, дружба, внимание и одобрение. Большинство из нас согласилось бы, например, с тем, насколько изумительно влюбиться. Никто не стал бы спорить и с тем, что наши тела имеют огромное воздействие на то, как мы функционируем. Проводили ли вы несколько дней без сна или лишь немного поспав? Если так, я сомневаюсь, что без сна вы функционировали рационально и при полном контроле над каждым действием. Постились (совсем без еды) ли вы целыми днями? Мозг начинает галлюцинировать, когда тело ест недостаточно. В таких обстоятельствах физиология подрывает рациональность.

Затем, конечно, мы имеем проблемы, возникающие из веры в свою неуязвимость. Нам всем необходимо чувствовать, что мы контролируем свою жизнь. Нам не нравится чувствовать, что события выходят из-под контроля, так что мы приводим реальность в порядок таким образом, чтобы это имело смысл. Когда мы слышим, что с кем-то случилось что-то плохое (возможно, на него напали сзади, схватив за горло, или изнасиловали), мы обычно стараемся найти причину, объясняющую, почему этот человек стал жертвой. Не прогуливался ли он “не в то” время в “плохих” окрестностях? Люди стараются приписать тому, что случилось, прямую причинно-следственную связь: если с ней что-то случилось, значит, она сделала что-то неправильно. Этот тип поведения называется возложением вины на жертву.

Хотя есть определенное достоинство в попытке оценить возможно легкомысленное поведение (в самом деле, нам следует учиться на трагедиях жизни), действительность может заключаться в том, что человек просто был не в том месте не в то время. Обвинение жертвы играет важную психологическую роль в том, что позволяет нам дистанцироваться от человека, который пострадал. Таким образом мы говорим себе: “Подобная вещь не может случиться со мной, потому что я другой. Я знаю лучше”. Часто люди смотрят на культовую жертву и ошибочно говорят: “Какой слабоумный человек; он, должно быть, стремился избежать ответственности и найти кого-нибудь, кто контролировал бы его жизнь”. Таким образом люди отрицают ту реальность, что подобная вещь вполне могла бы случиться и с ними.

Люди верят, что “это никогда не может с ними случиться”, потому что они хотят верить, что они лучше и сильнее, чем миллионы тех, кто пал жертвой культового контроля сознания. Однако наша потребность верить, что мы неуязвимы, в действительности является слабостью, на которой легко могут сыграть культовые вербовщики. Например, вербовщик может сказать: “Итак, Билл, ты меня поразил, как очень разумный, искушенный человек. Ты никогда никому не позволишь заставить тебя делать что-то такое, что ты не хочешь делать. Поэтому никогда не позволишь предубежденным средствам массовой информации испугать себя странными утверждениями о контроле сознания. Ты для этого слишком проницателен. Итак, когда ты хочешь зайти на эту лекцию?”

Наконец, как насчет философской позиции, “что все является контролем сознания”? Ну, конечно, верно, что на нас всю жизнь оказывается влияние. Однако, существует континуум процессов влияния, который на одном конце начинается добрыми влияниями (друг, предлагающий нам посмотреть конкретный фильм) и заканчивается в другой крайности деструктивными влияниями, такими, как идеологическая обработка человека таким образом, чтобы он убил себя или причинил вред другим (Джонстаун). Большинство групп, которыми я интересуюсь, попадают близко к этому концу континуума.

Что я на самом деле имею в виду под контролем сознания? Данный термин относится к набору методик, которые воздействуют на то, как человек думает, чувствует и действует. (Смотрите главу 4). Как большинство видов знания, он не является по неотъемлемой своей сути ни добрым, ни злым. Если методики контроля сознания применяются для того, чтобы обеспечить личности больший выбор, и управление его жизнью остается внутри него самого, то результаты могут быть очень благотворными. Например, люди применяют гипноз, чтобы избавиться от привычки к курению. Однако, если контроль сознания используется для изменения системы убеждений человека без основанного на информированности согласия и делает его зависимым от внешних авторитетных фигур, последствия могут быть поистине разрушительными.

Некоторые деструктивные группы по существу делают из своих членов наркоманов. При условии, что алкоголизм и злоупотребление наркотическими веществами сейчас до такой степени находятся в центре национального внимания, важно, чтобы психологи и психотерапевты уделяли внимание этой части бывших членов культа. Люди, которых обработали идеологически таким образом, чтобы они занимались чрезмерной (в течение долгих часов) медитацией или методиками монотонного пения, могут стать психологически и физиологически привязанными к методике контроля сознания. Подобное убаюкивание мозга порождает сильное высвобождение химических препаратов мозга, вызывающее не только расщепленное умственное состояние, но также “подъем”, подобный создаваемому незаконными наркотиками. Некоторые бывшие члены, которые пользовались этими методиками несколько лет, сообщают о широком разнообразии разрушительных побочных эффектов, включая сильные головные боли, непроизвольные мускульные спазмы и снижение познавательных способностей, таких, как память, сосредоточенность и умение принимать решения.