Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
hassan_kontrol_soznan.rtf
Скачиваний:
42
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
2.98 Mб
Скачать

Для каждого замка есть ключ

В своем воздействии на Фила я не только построил взаимопонимание, использовал методики общения, сориентированные на определенную цель и создал модель его личности, но также сознательно начал стараться заставить Фила посмотреть на свое положение с другой точки зрения. Затем я преднамеренно применял ключи к остававшимся замкам контроля сознания, и он реагировал положительно. Эти ключи достигали глубочайших уровней личности, и перемены, которые они несли с собой, могли быть очень основательными, как в случае с внезапным провалом Фила в очистительные рыдания.

Ключ 4: Заставить человека войти в соприкосновение с его докультовой личностью.

Когда человек начинает вспоминать, кем он был до того, как стал членом культа, я могу заново закрепить его личную ориентировку в реальности на времени, когда не существовало культовой личности и, следовательно, контроля сознания. Я даю человеку возможность заново взглянуть на то, что он думал и чувствовал на каждой стадии процесса вербовки. Почти всегда у человека в то время были значительные сомнения или вопросы, которые с тех пор длительное время подавлялись. Как я говорил раньше, довольно обычным является то, что под давлением идеологической обработки люди заглушают свой внутренний голос, который пытается их предупредить о необходимости уйти.

Именно у этой докультовой личности я могу узнать точно, что нужно человеку увидеть, услышать или почувствовать, чтобы выйти из группы. Для некоторых людей критерием может служить демонстрация того, как их лидер неверно истолковывает Библию. Для других это заключается в знании общения преступном прошлом и преступных сделках лидера. Третьим нужно показать специфические противоречия внутри доктрины. Вопрос “Как вы узнаете, что для вас наступило время покинуть группу?” может раскрыть итоговый критерий данного индивида. Уйдет ли он, если это ему прикажет Бог? Уйдет ли он, если откроет, что ему лгали? Как только член может определенно сказать мне, что ему нужно, чтобы решить покинуть группу, я могу стараться делать все, что в моих силах, чтобы добыть доказательство, которого он требует.

В случае с Филом, до присоединения он был подавленным, склонным к самоубийству человеком, разбитым чувством вины, потому что ощущал себя ответственным за смерть брата. Если бы я не сумел помочь ему посмотреть в лицо своим чувствам и “заново воссоздать” несчастный случай, он никогда бы не смог покинуть группу. Можно сделать предположение, что на некоем подсознательном уровне он наказывал себя за “преступление” путем участия в группе. До тех пор, пока он не сумел заново обдумать обстоятельства смерти брата и выразить то, что чувствовал, словесно, он никогда бы не смог предпринять новый шаг вперед.

В этом и других подобных случаях, если индивид не был счастлив или здоров как раз накануне присоединения к группе, настоятельно необходимо найти какой-нибудь положительный ориентир, чтобы человек мог его использовать как якорь спасения личности. Если сильного положительного опыта, которым можно было бы воспользоваться с этой целью, нет, тогда таковой слеует создать или развить. Можно использовать воображение, чтобы создать какие-то положительные переживания. Например, можно задать такие вопросы: “Если бы у тебя была сердечная, любящая семья, как бы это ощущалось?” или “Если бы твой отец был всем, что тебе нужно, когда ты рос, какие качества он должен был бы иметь и что бы ты хотел делать с ним вместе?”

Чтобы Фил даже просто задумался общения уходе от кришнаитов, ему необходимо было вспомнить свое прежнее “я” и воскресить в памяти, как здорово было играть на гитаре, писать песни и наслаждаться обществом друзей и семьи. Его неразрешенное горе и иррациональное чувство вины следовало извлечь наружу и проработать. Ему нужно было помнить Тома как человека, полного жизни, а не просто как жертву. Фил сумел воскресить Тома в его внутренней жизни — его желание быть журналистом, проводящим расследования, его неприязнь к организованной религии, его агрессивную позицию в отношении жизни. Поскольку близнецы почти всегда чрезвычайно близки, было настоятельно необходимо, чтобы он восстановил свою позитивную эмоциональную связь с Томом.