Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нервные болезни.pdf
Скачиваний:
36
Добавлен:
20.09.2023
Размер:
15.38 Mб
Скачать

20.2. Энцефалиты

Энцефалит – воспаление головного мозга. Сходные клинические синдромы различной природы (сосудистой, травматической, интоксикационной и др.) без воспалительного эквивалента определяются как энцефалопатия.

Возбудители инфекции могут вызывать в разной степени выраженные и распространенные поражения нервной системы. Поэтому правомерны и такие диагнозы, как менингоэнцефалит, энцефаломиелит, энцефаломиелополирадикулоневрит.

Этиологическая палитра энцефалитов широка: при определенных условиях многие инфекционные возбудители способны вызывать спорадические формы энцефалита. Особый интерес представляют энцефалиты, вызываемые вирусами, которые могут иметь эпидемическое распространение.

Этиологическая классификация энцефалитов затруднительна, так как в 50 % случаев этиология энцефалитов остается не распознанной. Причиной энцефалитов могут быть бактерии, вирусы, прионы, хламидии, паразиты, простейшие, грибы и др. (рис. 67).

Как и менингиты, энцефалиты клинически могут быть дифференцированы по темпу развития (острый, подострый, хронический), степени тяжести (легкий, тяжелый и др.), локализации (стволовой, лейкоэнцефалит, полиоэнцефалит и др.), а также по морфологии (некротический, геморрагический и др.).

Рис. 67. МР-картина (диффузионно-взвешенное изображение) энцефалита

Выделение первичных (вследствие непосредственного воздействия возбудителя инфекции) и вторичных, или параинфекционных (вследствие иммунных реакций),

энцефалитов достаточно условно, так как иммунно-аллергические реакции присутствуют всегда. В то же время иммунопатологические реакции сопутствуют повреждению мозговой паренхимы любой природы.

Первичный (этиологически недифференцированный) диагноз энцефалита предполагает наличие совокупности следующих групп симптомов:

1)синдром общей инфекционной интоксикации;

2)оболочечный симптомокомплекс;

3)синдром воспалительных изменений ликвора;

4)синдром очагового поражения.

Характеристика первых трех групп синдромов представлена выше. Что же касается очаговых симптомов, то они могут встречаться в разных комбинациях, что в значительной мере определяется тропностью возбудителя, предилекционностью поражения, а также глубиной поражения отдельных структур центральной нервной системы.

Традиционно к клинически значимым относятся так называемые сезонные (трансмиссивные) энцефалиты, среди которых выделяют две группы – клещевые (клещевой, или весенне-летний, энцефалит, шотландский энцефалит, двухволновой менингоэнцефалит и др.) и комариные (японский, австралийский, западнонильский и др.). Наиболее актуальны клещевой и японский энцефалиты.

Клещевой (весенне-летний) энцефалит А. Г. Панова

Этиология и эпидемиология. Возбудителем является вирус (из группы арбовирусов), который передается иксодовыми клещами. Первые эпидемические вспышки были зарегистрированы в 1933–1934 гг. на Дальнем Востоке. Заслуга первого описания клинической картины, ареала болезни, сезонности вспышек, приуроченности к лесным ландшафтам, предположения о вирусной природе заболевания принадлежит А. Г. Панову.

Вдальнейшем было установлено, что заболевание встречается не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири, на Урале, в европейской части страны, в странах Азии и Европы. В последние десятилетия клещевой энцефалит утратил черты профессионального (лесники, охотники, военнослужащие) заболевания в связи с широким развитием индивидуального огородничества.

Ворганизм вирус попадает при присасывании (клещ не кусает) клеща или употреблении в пищу сырого козьего либо коровьего молока. Резервуаром вируса в природе являются мелкие животные и птицы, нападая на которых и всасывая вместе

скровью вирус, клещ становится носителем.

Заболевание носит очевидный сезонный характер (апрель – октябрь), связанный с периодом активности клещей.

Патогенез. После присасывания клеща вирус начинает размножаться в коже и подкожной клетчатке (при алиментарном пути заражения – в желудочно-кишечном

тракте), затем проникает в кровь и разносится по всему организму (виремия), а после преодоления гематоэнцефалического барьера проникает в нервную систему.

Топико-этиологическая приуроченность поражения (тропность вируса к моторным клеткам спинного мозга и мозгового ствола) определяет патоморфологию (обычно в наибольшей степени воспалительные изменения представлены в передних рогах спинного мозга на уровне шейно-верхнегрудного отдела и в двигательных ядрах ствола) (рис. 68) и клиническую картину.

Рис. 68. МР-картина дебюта клещевого энцефалита

Клиническая картина. Инкубационный период составляет 1–3 нед. при присасывании клеща (алиментарный вариант – 4–7 дней). Заболевание начинается остро. Демонстративны общеинфекционные (температура тела 39–40 °С, озноб), общемозговые (интенсивная головная боль, рвота, сознание часто нарушено от оглушенности до комы, делирий), менингеальные симптомы. В ближайшие дни появляются вялые парезы и параличи в мышцах шеи, плечевого пояса, проксимальных отделов рук (мышцы туловища и ног вовлекаются относительно редко) (рис. 69). Часто в клинической картине представлен бульбарный синдром. В крови – лейкоцитоз, повышение СОЭ; в спинномозговой жидкости – лимфоцитарный плеоцитоз, увеличенное содержание белка.

Помимо классической (полиомиелитической) формы, возможны и другие клинические формы клещевого энцефалита:

инаппарантная;

стертая и лихорадочная;

менингеальная;

паралитическая:

а) полиомиелитическая;

б) полиоэнцефалитическая;

в) полиоэнцефаломиелитическая;

г) энцефалитическая;

д) полирадикулоневритическая.

Следует подчеркнуть, что паралитические формы составляют незначительное меньшинство.

Кроме острых форм, выделяют хронические (первично-прогредиентные и вторично-прогредиентные) формы клещевого энцефалита. Опервичнопрогредиентных формах говорят при прогрессировании энцефалита сразу после острого периода. Вторично-прогредиентные формы делят на ранние (через 3–6 мес. после острого периода) и поздние (через 1–2 года). Выделяют следующие формы хронического клещевого энцефалита:

1)амиотрофическая (форма бокового амиотрофического склероза) (рис. 70);

2)гиперкинетическая (форма кожевниковской эпилепсии, миоклонии и т. д.);

3)энцефаломиелитическая.

Рис. 69. Полиоэнцефаломиелитическая форма клещевого энцефалита

Лечение. В качестве этиотропного лечения назначают гомологичный гаммаглобулин по 6 мл внутримышечно в течение 3 дней, сывороточный иммуноглобулин по 3/6/12 мл (в зависимости от тяжести заболевания) 2 раза в сутки в течение 3 дней, гомологичный полиглобулин внутривенно 60—100 мл, а также рибонуклеазу по 30 мг 4–6 раз в сутки внутримышечно, препараты интерферона или его индукторов.

Чрезвычайно важно провести патогенетическую терапию (дегидратационную, дезинтоксикационную, противовоспалительную с применением глюкокортикоидов, нейропротективную, по поддержанию водно-электролитного баланса).

Рис. 70. Последствия клещевого энцефалита. Атрофия мышц шеи и плечевого пояса

Профилактика. Вакцинация инактивированной вакциной – по 1 мл подкожно 3 раза с интервалом 7—10 дней осенью и однократно весной; в последующие 3–5 лет – ежегодная однократная ревакцинация.

Комариный (японский) энцефалит

Этиология и эпидемиология. Как самостоятельное заболевание выделено в 1924 г. Возбудитель – специфический вирус (флавивирус). Вирус широко диссеминирован среди диких и домашних животных, хотя депо вируса в межэпидемический период не совсем очевидно. Переносчиками являются комары. Заболевание носит сезонный характер (лето – осень) и приурочено к природным очагам – безлесным заболоченным территориям. Чаще встречается у сельских жителей. Распространено в Японии, странах Юго-Восточной Азии, Приморье (Россия).

Патологическая анатомия. Изменения локализуются в различных структурах нервной системы – подкорковых ганглиях, таламусе, стволе мозга, коре больших полушарий, мозжечке, спинном мозге, редко – в нервах.

Патогенез. Заражение происходит в то время, пока комары сосут кровь. Попавший в кровь вирус разносится по всему организму. Инфицирование не всегда вызывает заболевание (возможны кратковременная виремия и развитие

иммунитета).

Важнейшее звено патогенеза – преодоление гематоэнцефалического барьера, проникновение в мозг и интенсивное размножение, массивная гибель нервных клеток. Интенсивность патоморфологических изменений напрямую связана с характером клинических проявлений. Летальность достигает 40–80 %. Коренное население значительно устойчивее к заболеванию (в 85 % случаев у этих лиц обнаруживались специфические антитела).

Клиническая картина. Инкубационный период – от нескольких дней до 2–3 нед. Заболевание развивается остро, внезапно (даже апоплектиформно) и в течение нескольких часов достигает тяжелой степени. Характеризуется выраженными общеинфекционными (гипертермия, общая интоксикация) и общемозговыми (почти в 50 % случаев утрата сознания достигает сопора и комы) симптомами. Заболеванию часто сопутствуют психические нарушения (психомоторное возбуждение, делирий, бред). Менингеальные симптомы выражены умеренно. Широко представлены признаки диффузного или очагового поражения головного мозга: пирамидные расстройства, бульбарный и псевдобульбарный синдромы, хватательные феномены, мозжечковые нарушения, полиморфные гиперкинезы, эпилептические припадки, горметония, пирамидно-экстрапирамидная мышечная ригидность с синдромом каталепсии; редко – нарушение важных корковых и тазовых функций, чувствительности. Умеренно выраженные воспалительные изменения в крови и ликворе. Клинические формы систематизируют по локализации (церебральная, менингеальная, стволовая, спинальная) и по ведущему клиническому синдрому (абортивная, менингеальная, коматозная, делириозная, гиперкинетическая, судорожная, спастико-паретическая, атактическая).

У переболевших часто сохраняется грубый неврологический дефект (снижение интеллекта, психические нарушения, парезы, гиперкинезы, эпилептические припадки и др.). Возможность хронических форм японского энцефалита остается сомнительной.

Лечение. Специфического этиологического лечения нет, поэтому основу лечебных мероприятий составляют патогенетические и симптоматические средства. Для профилактики японскими исследователями изготовлена вакцина, однако широкого применения она не нашла из-за высокой стоимости, а отечественная вакцина себя не оправдала (значительное число осложнений, в том числе аллергические энцефаломиелиты).