Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ves_text.pdf
Скачиваний:
105
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
2.94 Mб
Скачать

Вслед за Русской революцией, коммунистическое правительство попробовало провести коллективизацию среди своих сибирских меньшинств, включая нганасан. Некоторого успеха оно достигло в прибрежных районах у оседлых рыболовов, но нганасаны упорно противились этим попыткам, справедливо считая, что они разрушают их самодостаточный кочевой образ жизни и навязывают нежелательные новые стандарты поведения (Sergeyev 1956: 498; Сергеев 1955). Но их сопротивление постепенно и медленно подтачивалось коммунистическим миссионерством (Forsyth 1992: 309-10; Sergeyev 1956: 497; Сергеев 1955), к которому подстрекала продолжающая колонизация региона с целью разработки месторождений170. К 1970-м гг. нганасаны на своих бывших территориях составляли только около 4% населения (Forsyth 1989: 87-88). Они все больше и больше превращались в оседлое население, в практиках выпасов стад обратились к советскому стилю (Sergeyev 1956: 505; Сергеев 1955), стали зависеть от хлеба, сахара, масла и других ввозимых продуктов и были готовы к урбанизации171 (Popov 1964: 580-81,

Попов 1984; Savoskul 1989: 116).

Однако, в момент написания этих строк, увеличилась вероятность возврата некоторых сибирских пастухов, подобных нганасанам, к адаптации, близкой той, которую описывал Попов (Bennett 1997). С развалом Советского Союза резко сократился поток материальных ценностей и технологий, направляющихся в сибирские дебри, а с ними и возможности для оплачиваемой работы, что в первую очередь и оттолкнуло людей от разведения стад. Снова на время длительных сезонных миграций «семейные бригады» из 6-10 членов держат небольшие стада. И хотя минеральные богатства планируют разрабатывать международные инвесторы, небольшие группы традиционных пастухов, кто-то неохотно, другие по желанию, «возвращаются к полностью племенному образу жизни, который вели наши предки» (процитировано по: Bennett 1997: 16)172.

Выводы

Хотя и мачигенга и нганасаны обладали технологией доместикации для получения пищи, до недавнего времени они не использовали ее, чтобы организовать экономику за пределами семейного уровня. Отчетливо проявляется следующая тенденция: и в том и в другом случае небольшим социальным единицам необходимо рассредоточиваться по всему ландшафту, пока также широко рассредоточена природная пища, от которой они зависят. Объединения носят временный характер и их цель – кооперация в ходе получения пищи, как у мачигенга при травлении рыбы или у нганасан при охоте на северных оленей, либо же у обеих групп при дележе добычи в сезонных селах.

Автономия семей проявляется многими способами. Индивидуально владеют производительным капиталом, таким как орудия труда, оружие, стада и сады, а использование их другими регулируют и тщательно учитывают. Сходным образом, семьи хранят свои собственные запасы пищи, делясь едой очень неохотно даже с семьями из одного и того же села. Но конечно наиболее полно автономия семей проявляется в их свободе на передвижение, чтобы отделяться от других и при минимальных взаимных пересечениях преследовать свои собственные интересы.

Очевидно, давление на ресурсы вызывает бóльшую зависимость от пищи из одомашненных источников, увеличение размера сообщества и экономическую

109

интеграцию. Внутрипопуляционный рост, вторжение населения извне, доступ к новым технологиям (например, к огнестрельному оружию), которые облегчают интенсификацию, и возможность зарабатывать деньги, интенсифицируя производство, – все это способствует большей зависимости от доместикации. Вслед за этими изменениями приходят сообщества крупнее и социальное расслоение нового уровня, подразумевающая более строгий контроль за ресурсами в интересах более крупной группы (в отличие от собственных интересов, осознаваемых отдельными, составляющими эту группу семьями). Семьи как таковые не особенно радуются такому развитию, но принимают его, потому что у них нет альтернативы.

110

Часть II Локальная группа

111

5.

Локальная группа

ВРАЗДЕЛАХ С 5 по 8 мы рассмотрим институт локальных групп, в которые организовались политически автономные группы людей, ориентировочно из 100-500 членов. Локальная группа имеет свою эволюционную историю. Ее организующие принципы и механизмы – порождения культуры, развившиеся для особых целей и сохраняющиеся по традиции и в силу полезности. Локальные группы могут быть связаны совместным проживанием как деревня, или рассредоточиваться как села, или даже передвигаться как у пастухов, в зависимости от специфической природы их социальной организации и лежащей в основе экономики. Развитие локальных групп часто увязывают с неолитической революцией, ассоциируемой с доместикацией растений и животных, но, возможно, в равной степени революционным было и развитие формальных социальных институтов, направивших взаимодействие людей в новое русло.

Хотя в повседневной жизни локальной группы основную значимость сохраняет семья, ее экономическое поведение невозможно понять, не касаясь разбора того, что распространено за пределами отдельной семьи и даже территориальных рамок локальной группы. Каждая локальная группа формируется путем вхождения в нее от 2 до 20 подгрупп, в виде расширенных или разросшихся семейных единиц, знакомых нам по обществам, стоящим на уровне семьи. Каждая подгруппа организуется изнутри с помощью гибких и замкнутых биокультурных отношений, а задача локальной группы – организовывать и регулировать взаимодействие, права и обязанности этих подгрупп. Поддерживающие локальную группу культурные механизмы сочетают в себе возникающие паттерны лидерства и всеохватывающий церемониализм. Эти порождения культуры позволяют семьям жить вместе и координировать свою деятельность, несмотря на уравновешивающие позывы отделиться и пойти самостоятельным путем.

У локальной группы сравнительно оседлый тип расселения. В течение всего года охотники и собиратели продолжают собираться и рассредоточиваться, но часто они образуют сезонные деревни и живут в них месяцами, поедая припасенную пищу. Когда скопления деревень или сел зависят от фермерства, то они располагаются рядом с плодородными землями и остаются там много лет подряд. В целях обороны и, чтобы разграничить социальные группы, деревни или села могут окружать частоколом. Групповые церемонии концентрируются вокруг танцевальных площадок и кладбищ, где покоятся предки. Однако пастушеские группы, из-за своей зависимости от стад даже более подвижны, чем некоторые добытчики, так как часто должны перемещать своих животных, чтобы не истощить пастбища. И как следствие, пастухи тяготеют к небольшим эгалитарным группам, если их не заставят, обычно при помощи внешней агрессии, сформировать группы крупнее.

Общества на уровне локальной группы известны в антропологии. Их институты – корпоративные родственные группы, соперничество за статус и церемониальные объединения – направляют многие виды деятельности: на ком жениться, с кем кооперироваться и делиться, дружить или враждовать, и кого идентифицировать как народ. Локальная группа контролирует доступ к земле, сражается, чтобы ее защищать, кооперируется, чтобы ее эксплуатировать, и обеспечивает доступом товарищей. Само выживание кого-то основано на членстве в такой

112

группе; и если смотреть изнутри, то трудно вообразить собрание людей в мире важнее, чем членов какой-то локальной группы.

Сами же локальные группы связаны с другими локальными группами протяженными региональными сетями личной дружбы, обмена, союзов и церемониальных циклов (Dalton 1977). Эти сетевые связи представляют собой децентрализованные институты, которые уравновешивают сложные и непостоянные политические отношения конкуренции и кооперации. В своем наивысшем выражении они могут принимать характер региональных форм коллективности, которыми управляют через основные церемонии предводители локальной группы, предвосхищая эволюцию региональных политий, которую мы опишем в связи с вождествами.

Все же степень внутренней структурированности локальной группы можно легко преувеличить. В качестве части нашего эволюционного наследия, динамику повседневной жизни продолжают разрабатывать в малых семьях. Большинство решений по использованию ресурсов, организации производства, распределению пищи и специфике объединения и кооперации выносится внутри семьи и среди близких родственников и друзей. И в той мере, в какой правила и традиции оказывают на них влияние, прагматика повседневной жизни в семьях подразумевает, что отношение к работе, социальному взаимодействию и отдыху по большей части совершенно спонтанно и гибко.

Основные характеристики локальной группы, согласно перечню содержимого ядра культуры из раздела 1, следующие:

1.Разновидности окружающей среды, с которыми связаны локальные группы, могут быть чрезвычайно разнообразными, от арктических побережий высоких широт до тропических лесов; но тенденция такова, что с одной стороны они более продуктивны, чем у групп на уровне семьи, а с другой – более предельны, чем у вождеств и государств. Ресурсы часто обильны в зависимости от сезона (но не круглый год), либо допускают значительную интенсификацию (но обычно не постоянно ведущийся сбор урожая, хотя центральные энга [случай 10] и являются поучительным исключением).

2.Сходным образом промежуточный характер и у населения. У фермеров в

типичных случаях оно колеблется в пределах от 1 до 20 или 30 чел. на кв. милю – намного выше уровня, достигнутого обществами семейного уровня. Энга опять являются исключением, их плотность колеблется в пределах от 85 до 250 чел. на кв. милю, что требует особого объяснения. У охотников и собирателей, а также пастухов, плотность населения, сдерживаемая имеющимися в распоряжении природными ресурсами в виде животных, рыбы и пастбищ, должна быть намного ниже. У береговых тареумютов (случай 6) или рыболовов Северо-западного побережья (случай 9) плотность населения сильно возрастает вблизи у ключевых ресурсов, но у всей популяции в целом – менее 1 чел. на кв. милю. У пастухов же производительность пастбищ ограничивает плотность и животных и пасущих стада; и составляет обычно около 1-3 чел. на кв. милю.

3. Технология состоит главным образом из личных орудий труда, таких как палка-копалка или гарпун. Но некоторые технологии ключевого характера, особенно для интенсификации охоты и рыболовства, а также для выпаса животных, находятся в собственности у индивидов, и под их контролем используются группой крупнее. Они включают рыболовные запруды, китобойные лодки и коррали для животных.

113

4.У социальной организации производства два уровня, каждый с характер-

ным набором функций: а) уровень семьи, затрагивающий повседневное жизнеобеспечение, воспитание детей, повторяющуюся социализацию и неформальную помощь; и б) локальная группа, затрагивающая кооперацию при работе над крупномасштабными задачами, управление рисками, войну и церемонии.

5.Войны и территориальность обычны среди большинства локальных

групп, обладающих правом собственности на земли группы, сильно перегруженные и часто тщательно разграничиваемые. В локальных группах с плотностью населения пониже, как у яномамо (случай 5), с помощью набегов создают внешний образ свирепости, чтобы держать врагов на дистанции от домашних территорий. Для групп с плотностью населения повыше, как у тсембага маринг (случай 7) или центральных энга (случай 10), границы территории священны и защищаются в ходе сражений, организуемых против любого вторжения. У пастухов, находящихся на уровне локальной группы, постоянную угрозу составляют набеги за животными, и необходимо защищать стада и пастбища. Даже среди добытчиков высоко ценятся их наиболее продуктивные сезонные ресурсы такие, как нерестящаяся рыба, и их защищают. Технологиями более сложными (запрудами, каноэ) владеют и управляют индивидуально.

6.Внутри локальной группы сильна политическая интеграция, которую в сочетании определяют церемониальная деятельность и лидерство. К тому же л о- кальная группа, даже если она и автономна и сама отвечает за защиту собственной территории, всегда связана с другими локальными группами сетью браков, обмена и союзов. Несмотря на отсутствие централизованного управления, эти региональные системы могут довольно сильно интегрироваться в разные формы коллективности предводителей, которые соревнуются друг с другом и координируют свои действия через посредство престижной экономики.

7.Расслоение в локальной группе выражается в предводителях, чье сопер-

ничество за статус создает межгрупповую форму коллективности. Но у этих предводителей отсутствует исключительный контроль над ресурсами, а, следовательно, и власть подавлять. Чтобы стать признанными лидерами в своей локальной группе, индивидам, обычно мужчинам, но которых поддерживают и направляют женщины, надо выделиться своей свирепостью, либо дипломатической сноровкой по отношению друг к другу. Некоторые предводители контролируют больше ресурсов, чем другие, но их удел – больше работать и вести за собой личным примером. Масштабы лидерства варьируются от главарей до бигменов, но у лидеров обоих типов репродуктивный успех выше, поскольку часто они полигамны.

8. Священное принимает форму главным образом мольбы, почитания и умиротворения духов предков, заступающихся за локальную группу с ее подгруппами. Предки прославляются в церемониях за их щедрые вклады в плодородие, производство пищи и успех при сражениях. Церемонии служат, чтобы определять локальную группу с ее корпоративными сущностями, и формировать и поддерживать региональные межгрупповые отношения с целью приобретения союзников, урегулирования конфликтов, заключения браков и торговли для получения продуктов, которые необходимы и желательны. Многие из этих церемоний календарные, проводятся регулярно по расписанию, ежегодному либо на несколько лет, и рассматриваются, как сущностно важные для успеха во всех серьезных делах.

114

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]