Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Добровольский В.И. Анализ и комментарий корпоративного законодательства и судебной практики. - М. Волтерс Клувер, 2007.rtf
Скачиваний:
78
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
5.99 Mб
Скачать

1.5. Требования о возврате акций, незаконно списанныхс лицевого счета акционера

Говоря об ошибках акционера, у которого украли акции, незаконно списав их с лицевого счета, необходимо отметить следующее.

Акции могут быть списаны с лицевого счета акционера только вследствие действий держателя реестра, который, в свою очередь, исполняет передаточное распоряжение.

Действия держателя реестра могут быть законными или незаконными в зависимости от соблюдения им порядка совершения записей в реестре, установленного ФКЦБ России (в настоящее время - ФСФР).

Действия держателя реестра по списанию акций всегда сопряжены с зачислением акций на счет нового владельца. В последующем акции могут быть многократно перепроданы в составе разных пакетов разным лицам, т.е. смешаны с другими акциями.

Тем не менее распространенной ошибкой акционера является предъявление требований о возврате акций не к их новому владельцу, а к держателю реестра, который, по мнению акционера, обязан зачислить акции на его счет, невзирая на то, что они уже принадлежат другим лицам. При этом акционер даже не указывает лицевой счет, с которого надлежит списать акции.

Особый статус реестродержателя (регистратора), осуществляющего по поручению владельца акций списание акций с его лицевого счета, и необходимость данного списания для исполнения решения суда об истребовании акций, возврате акций, полученных по недействительной сделке, заставляют истца привлекать к участию в деле регистратора в качестве третьего лица. Одновременно с этим предпринимаются незаконные попытки выдвинуть требования о возложении на третье лицо обязанности исполнить судебное решение. Фактически истец просит суд указать в резолютивной части решения на обязание лица, не являющегося ответчиком (должником) по делу, совершить определенные действия. В соответствии с ч. 2 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, обладают всеми полномочиями стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта.

Согласно п. 2 ст. 149 ГК РФ держатель реестра регистрирует передачу, предоставление и ограничение прав, закрепленных именной ценной бумагой. Реестродержатель в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, т.е. осуществляет учет прав зарегистрированных лиц в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя. Регистратор не является ни владельцем акций, ни стороной по сделке, в то время как в силу ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Ошибки акционеров, связанные с предъявлением незаконных, некорректно сформулированных требований к регистратору, подтверждаются следующей судебной практикой: постановления ФАС Московского округа от 8 августа 2000 г. по делу N КГ-А41/3505-00; от 14 мая 2001 г. по делу N КГ-А40/2170-01; от 31 мая 2004 г. по делу N КГ-А40/4352-04; от 9 января 2001 г. по делу N КГ-А40/6025-00; от 8 декабря 2003 г. N КГ-А41/9496-03; от 22 ноября 2000 г. N КГ-А41/5334-00; от 23 июля 1999 г. по делу N КГ-А40/2179-99; от 29 декабря 2003 г. по делу N КГ-А40/10537-03; от 5 мая 2003 г. по делу N КГ-А40/2545-03; от 30 сентября 2002 г. по делу N КГ-А40/6460-02.

Вместо заявления требования к незаконному владельцу акций об их виндикации акционеры подчас допускают ошибки, заявляя требования к регистратору:

а) о признании недействительной корректирующей записи в реестре акционеров по списанию акций с лицевого счета истца: постановления ФАС Московского округа от 29 декабря 2003 г. по делу N КГ-А40/10537-03; от 5 мая 2003 г. по делу N КГ-А40/2545-03; от 30 сентября 2002 г. по делу N КГ-А40/6460-02 (иск о признании права собственности на акции и совершении корректирующей записи подлежит рассмотрению с учетом правил ст. 302 ГК РФ);

б) о восстановлении истца в реестре акционеров: постановление ФАС Московского округа от 22 ноября 2000 г. по делу N КГ-А41/5334-00 (под видом требования о внесении записи по восстановлению истца в реестре акционеров фактически заявлен виндикационный иск); постановление ФАС Уральского округа от 3 февраля 2004 г. по делу N Ф09-46/04ГК (иск к реестродержателю о "восстановлении прав на акции путем восстановления в реестре акционеров... записей", о принадлежности истцу акций представлял собой, по существу, виндикационное требование); постановление ФАС Московского округа от 23 июля 1999 г. по делу N КГ-А40/2179-99 (иск о восстановлении записи в реестре фактически представлял собой иск о признании права собственности, однако вопрос, связанный с признанием права, решался в другом деле, где истцу было отказано в иске);

в) о совершении в реестре акционеров записи о владении истцом акциями.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 28 декабря 1999 г. N 1293/99 отменены судебные акты, которыми были удовлетворены требования о восстановлении записи на лицевом счете путем обязания реестродержателя списать акции с лицевых счетов, принадлежащих третьим лицам. ВАС РФ пришел к выводу, что подобные требования носят виндикационный характер, а потому подлежат рассмотрению по правилам ГК РФ, посвященным подобному иску (ст. 302 ГК РФ).

Если регистратор незаконно списал акции и зачислил их на лицевой счет другого лица, необходимо подать заявление в арбитражный суд о признании действий регистратора по списанию акций незаконными, а, обнаружив списанные акции на счете незаконного владельца, предъявить требование о виндикации, т.е. об истребовании акций из чужого незаконного владения. Как показывает судебная практика, у акционера, незаконно исключенного из реестра акционеров, отсутствует четкое представление о том, какое требование в арбитражный суд в этом случае необходимо заявить, - о виндикации или о признании права собственности на акции.

В теории права виндикационный иск рассматривается как иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику, так как именно собственник в силу ст. 301 ГК РФ вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

При виндикации акций возникает вопрос: является ли лицо, которое противоправно завладело акциями, или их добросовестный приобретатель собственником акций, при том что данные лица отражены в реестре акционеров?

В настоящее время сформировалась практика, когда одновременно с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения (т.е. иском невладеющего собственника к владеющему несобственнику) должно заявляться требование о признании права собственности за лицом, которое противоправно было лишено акций в отсутствие законных оснований. (См. постановления ФАС Московского округа от 21 октября 2003 г. по делу N КГ-А40/7716-03; от 14 мая 2001 г. по делу N КГ-А40/2170-01 (признание права собственности на акции как восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, - ст. 12 ГК РФ)).

Распространенной ошибкой акционеров является требование о возврате акций, заявленное к регистратору без указания на лицевые счета, с которых надлежит списать акции для зачисления их на счет истца.

Регистратор не может самовольно, без распоряжения владельца счета и решения суда взять и списать акции с лицевого счета кого-либо из акционеров для зачисления их на счет истца. Зачисление же акций на счет истца без их списания с других счетов обязательно приведет к увеличению уставного капитала общества на сумму этих акций без проведения в установленном порядке дополнительной эмиссии акций, регистрации эмиссии в ФСФР России и принятию решения об эмиссии общим собранием, что будет, очевидно, незаконно, и регистратор, конечно, не пойдет на совершение таких действий, дорожа своей лицензией.

Из постановления ФАС Московского округа от 19 января 2005 г. по делу N ГК-А40/12528-04 усматривается, что суд правомерно отказал истцу в удовлетворении заявления об обязании восстановить в реестре акционеров по тем основаниям, что истец не указал, с какого счета должны быть списаны принадлежащие ему 220 акций.

Соседние файлы в предмете Гражданское право