Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
управл оао / Lekcii_Rachek_Chizhik_2009.doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
1.59 Mб
Скачать

2.2. История формирования и развития акционерной формы предпринимательской деятельности в России

В России первые акционерные общества появились только в середине XVIII века. Правовая база по их созданию и функционированию была разработана полвека спустя. Царским манифестом от 1 января 1807 года «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» впервые на законодательном уровне были определены две основные формы предпринимательских объединений – товарищества (полные и на вере) и акционерные компании [36].

Правда, следует отметить и то, что манифест не дал ожидаемого эффекта. С его помощью в России возникло всего 49 обществ. Поэтому в 1836 году с целью стимулирования акционерного движения в стране был принят новый нормативный акт «Положение о компаниях на акциях», который с небольшими изменениями стал основным акционерным законом в стране до 1917 года.

Государство в соответствии с ним разрешало создавать акционерные общества практически во всех сферах экономики, за исключением сельского хозяйства. Кроме того, этот закон подразделил все акционерные общества на две категории – требующие особых технических производств и издержек (промышленные, транспортные компании и др.) и не требующие (финансовые институты, в том числе страховые компании и банки). Для первой категории вводились определенные льготы и привилегии. В частности, использовался принцип монополии, когда однопрофильные общества не могли действовать одновременно на территории определенной губернии или области. Обществам не определялся минимальный размер уставного капитала, а делами по их учреждению и контролю стало заниматься Министерство финансов. Но после 1905 года общее руководство было передано Министерству торговли и промышленности.

Принятие «Положения о компаниях на акциях» способствовало количественному росту акционерных обществ в России. Но при этом следует отметить тот факт, что в национальном акционерном движении четко прослеживалась временная отраслевая направленность. Если до 1836 года в стране общества создавались в основном в страховой сфере, то в последующие периоды вектор по учредительству несколько раз менялся.

Так, в период 1836–1850 годов развитие получили транспортные компании, в основном пароходные. В 1851–1863 годах возник интерес к железнодорожным компаниям. В 1864–1878 годах в массовом порядке учреждаются кредитные организации. В 1879–1886 годах фаворитом становилась легкая промышленность, особенно текстильная отрасль. В 1887–1905 годах наступила очередь тяжелой промышленности, в том числе черной металлургии, металлобработки и машиностроения. В довоенный период, в 1906–1913 годах, к тяжелой промышленности вновь добавляется железнодорожное строительство.

К 1 января 1914 года в России уже действовало 3101 (в 1913 году учреждено 374) акционерное общество (без железнодорожных) с общей суммой капитала 4,5 млрд рублей. При этом руководящие органы большинства обществ (до 75 % от общего количества) находились в 10 крупнейших городах страны, в том числе Санкт-Петербурге (до 28 %), Москве (до 20 %), Варшаве (до 5 %), Киеве (до 5 %), а также Одессе, Риге, Харькове, Баку, Лодзе, Ростове-на-Дону. При этом показатель концентрации акционерного капитала по этим городам достигал 90 %.

Если же говорить о дивидендной политике российских акционерных обществ, то в этой сфере встречались достаточно занятные примеры, достойные подражания нашими современниками. Так, в 1897 году обществом «Московский купеческий банк» было выплачено своим акционерам по 1000 % на внесенный капитал. В 1899 году этот показатель составил 973 %. В свою очередь общество «Каспийское нефтяное товарищество» в те же самые годы выплатило 200 и 93 %. Приведенные примеры не были редкостью. Средний выплачиваемый дивиденд по стране был высок.

Существовавшая высокая доходность по акционерным капиталам привлекала к себе и государственных чиновников. Да и сами акционерные общества нуждались в «государственном благословении». Поэтому по обоюдному согласию государственные чиновники часто использовали свое служебное положение для лоббирования интересов конкретных обществ.

Нельзя не остановиться и на роли российских коммерческих банков, которые активно участвовали в акционерном движении. В их деятельности прослеживалось две тенденции. Во-первых, банки были основной движущей силой по учреждению новых акционерных обществ. В этой сфере бизнеса они действовали, как правило, сообща. Для этого создавались так называемые эмиссионные консорциумы, которые временно объединяли банковские капиталы для проведения совместных крупномасштабных операций.

После создания общества эти объединения продавали акции выше номинальной стоимости. В результате в определенных временных промежутках в структуре общих доходов доля от учредительства достигала 50–70%. Данный вид деятельности в России был в основном характерен для конца XIX века.

Вторая тенденция начала прослеживаться в конце XIX– начале XX века. На базе коммерческих банков начали формироваться крупные финансово-промышленные группы. Они формировались на принципах «личной унии». Представители банков входили в составы исполнительных и наблюдательных органов обществ. В свою очередь и сами акционерные общества были представлены в органах управления коммерческими банками. Особенно эта тенденция прослеживалась в тяжелой промышленности. «Золотой акционерный век» продолжался недолго. Октябрьская революция положила конец этому явлению.

Вновь акционерные общества стали появляться только во времена НЭПа. Устав первого акционерного общества «Кожсырье» был утвержден 1 февраля 1922 г. Всего в 1922 г. было образовано 20 акционерных обществ, а на начало 1925 г. их насчитывалось уже свыше 150. Акционирование затронуло и банковскую сферу, в которой помимо Госбанка насчитывалось 5 крупных акционерных коммерческих банков, располагавших 95 филиалами. Однако к началу 30-х годов практически все акционерные общества были преобразованы в государственные предприятия. С того времени в СССР сохранилось лишь 2 акционерных предприятия – созданный в 1924 г. Банк для внешней торговли СССР (позже – Внешторгбанк) и образованное в 1929 г. Всесоюзное акционерное общество «Интурист». Эти предприятия являлись акционерными лишь формально, ибо их деятельность осуществлялась на тех же принципах, что и деятельность всех других государственных организаций. В период с начала 30-х до середины 80-х годов в СССР было создано только одно акционерное общество – в 1973 г. на базе Управления иностранного страхования был организован Ингосстрах СССР (Страховое акционерное общество СССР). Ингосстрах, подобно Внешторгбанку и Интуристу, акционерным обществом являлся лишь формально.

В конце 80-х годов назрела необходимость восстановления акционерной формы хозяйствования. Первый крупный прецедент в этой области был создан в 1986–1987 гг. Львовским производственным объединением «Конвейер». Выпуск им ценных бумаг отличался большой спецификой, ибо он представлял собой попытку найти нетрадиционные способы размещения фондовых инструментов в целях создания социалистического механизма акционерного общества, отличного от капиталистического по своей сути. Право приобретения акций объединения предоставлялось только лицам, работающим на нем. При этом действовали жесткие ограничения на сумму акций, покупаемых членами трудового коллектива за счет личных средств или за счет средств фонда материального поощрения. Предельный размер оплаты акций из фонда материального поощрения был дифференцирован в зависимости от производственного стажа. Перепродажа акций запрещалась. Акции, приобретенные за счет средств фонда материального поощрения, могли быть возвращены обратно предприятию только при увольнении с работы, для чего резервировались специальные средства. Акции, купленные на свои деньги, разрешалось возвращать предприятию в любой момент. В начале 1987 г. «Конвейер» реализовал акций более чем на 1 млн руб. Статус «государственного акционерного социалистического предприятия», который получило объединение «Конвейер», сам по себе содержал внутреннее противоречие, ибо объединение оставалось государственным и выпуск им ценных бумаг, называемых акциями, не изменил отношений собственности. Кроме «Конвейера» к концу 1988 г. попытку выпуска собственных акций, не дожидаясь соответствующего правового обеспечения, осуществил еще целый ряд хозяйств.

В целом на рубеже 1980–1990-х годов фактически началась спонтанная приватизация государственной собственности (ее еще часто называют «номенклатурной»). Ее суть заключалась в установлении руководством многих предприятий контроля над активами через аренду, выделение структурных подразделений, формирование различного рода ассоциаций и т. п. Естественно, что при резком ослаблении системы государственного контроля и отсутствии правовой базы частной собственности эти процессы проходили с использованием криминальных структур и подкупа чиновников.

Для того чтобы упорядочить стихийную практику выпуска предприятиями и организациями ценных бумаг, Совет Министров СССР 14 октября 1988 г. принял постановление «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг», в котором закреплялся статус так называемых акций трудового коллектива и разрешался выпуск «акций предприятий и организаций», предназначенных для размещения среди юридических лиц.

Принятым 19.06.90 г. постановлением Совета Министров СССР «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» предусматривалась возможность создания акционерных обществ и выпуска ими акций, которые могли распространяться как среди юридических, так и среди физических лиц. Появление этого документа создало предпосылки для активного развития акционерной формы собственности. За год с небольшим, прошедший после выхода указанного постановления (по состоянию на 26 сентября 1991 г.), в Единый государственный реестр акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью Министерства финансов СССР было внесено 1432 общества, из которых 402 были основаны на акционерной форме собственности, а 1030 были обществами с ограниченной ответственностью. Суммарный уставный фонд акционерных обществ составил 23906,2 тыс. руб.

Однако основная масса акционерных обществ в России была создана на базе государственных предприятий в процессе официальной приватизации.

Напомним, что под приватизацией понимается передача государственной собственности – за плату или безвозмездно – в частную собственность.

Приватизационный процесс в России начался с принятия закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» 03.07.91 г. и начала действия «Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.». Концепция проведения приватизации государственной собственности предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации – с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации – с 1 июля 1994 г. Некоторые исследователи приводят более подробную, хотя и неоднозначную классификацию (таблица 2).

Необходимо отметить, что этот период в России характеризовался наличием финансово-экономического и политического кризисов. Существенно усложняли проведение приватизации и такие факторы, как масштабы приватизации (фактически вся собственность страны была государственной), ее крайне сжатые сроки (за 2 года было приватизировано более 80 % всей собственности страны), отсутствие денежных накоплений у населения. Немаловажным было и то, что распределению подлежала формально общая (общенародная) собственность, а не просто госу­дарственная, как в странах Запада.

Таблица 2

Стратегия российской приватизации

Этапы

приватизации

Периоды

Основные

методы

Выигравшие группы

Спонтанная приватизация

1987–1991 гг.

Вывод активов

Номенклатура, комсомол

Массовая приватизация

1992–1994 гг.

Раздача ваучеров

Инсайдеры (менеджеры и работники)

Денежная приватизация

1994–1997 гг.

Продажа и перепродажа активов

Аутсайдеры и некоторые инсайдеры

Залоговые схемы

1995–1996 гг.

Мошенническая продажа банкам

Олигархи

Перерыв в приватизации

1997–2000 гг.

Олигархи

«Точечная» приватизация

2001 г. – настоящее время

Продажа активов

Олигархи, иностранные инвесторы, аутсайдеры

Основная причина приватизации, безусловно, экономическая – необходимость повышения эффективности госпредприятий и уменьшения нагрузки на государственный бюджет. Однако главной задачей первого этапа приватизации в России явилось создание класса частных собственников.

Денежный этап приватизации должен был обеспечить выполнение трех стратегических задач: сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки; способствовать решению фискальных задач, т. е. пополнению доходной части госбюджета.

Программа приватизации предусматривала использование следующих способов приватизации:

1) акционирование, реорганизация государственного предприятия в акционерное общество и продажа акций;

2) продажа предприятий на аукционе;

3) продажа предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников);

4) продажа предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги);

5) продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий;

6) выкуп арендованного имущества.

Способ приватизации главным образом зависел от размера предприятия, классификация осуществлялась на базе единственного критерия – численность работающих, но наиболее распространенным был первый способ – формирование акционерной формы собственности.

В целом, в ходе приватизации было образовано до 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 51 % от общего количества государственных предприятий в начале приватизации.

Результаты приватизации до сих пор являются причиной споров многих политиков и экономистов, однако для данного исследования более актуальным является не столько вопрос оценки эффективности этого процесса, сколько анализ структуры и специфики акционерных обществ, сформировавшихся в результате приватизации.

Способы и варианты льгот, используемые при проведении приватизации, во многом предопределили состав и структуру собственности акционерных обществ, что оказало существенное влияние на особенности последующего развития АО.

Ход приватизации в России привел к доминированию в экономике акционерных структур юридически «открытых», но де-факто закрытых для внешнего влияния и контроля. Три четверти предприятий страны выбрали вариант приватизации, оставляющий в руках трудового коллектива контрольный пакет акций. К декабрю 1994 г. администрация и трудовые коллективы вместе удерживали в среднем не менее 65 % акций в приватизированных акционерных обществах. Таким образом, на этапе массовой приватизации на большинстве приватизированных российских предприятий сложилась закрытая система акционерной собственности, т. е. система, при которой контроль над принятием стратегических решений остается у его работников и администрации. Доминирование собственности работников и (или) администрации предприятия на его акции в мировой экономической литературе именуется «собственность инсайдеров или внутренних акционеров». Считается, что это является препятствием для привлечения инвестиций. Эта проблема в мировой экономической литературе известна как «дилемма инсайдеров». Ее суть состоит в том, что безраздельный контроль инсайдеров над предприятием исключает возможность убедить внешних инвесторов вкладывать в данное предприятие средства. Инсайдеры, соответственно, должны отказываться либо от планов привлечения инвестиций, либо от безраздельности своего контроля. В среднем в 1994 г. доля менеджеров в акционерном капитале составляла 62–65 %, внешних собственников – 18–22 %, государства – до 19 %.

Дальнейшее развитие акционерных обществ в России ассоциируется с процессом борьбы за контроль и укрупнение пакетов акций менеджерами. Новые управленцы были больше озадачены нe cтoлькo вопросами пoвышeния пpибыльнocти бизнeca кoмпaнии, cкoлькo проблемой coxpaнeния кoнтpoля.

Пoтpeбнocть в ycилeнии кoнтpoля стимулировала aктивный пpoцecc кoнcoлидaции пaкeтoв aкций, пpoвoдимый зaчacтyю мeтoдaми, yщeмляющими пpaвa мeлкиx aкциoнepoв. Тaк, шиpoкo иcпoльзyeмыми были такие cпocoбы избaвлeния oт мeлкиx aкциoнepoв, как проведение закрытой подписки, реорганизации, процедуры консолидации и пр. Применялись и криминальные методы: угрозы, шантаж и пр.

Процесс перераспределения собственности считается нормальным и эффективным механизмом корпоративного контроля при условии, что повышается эффективность функционирования корпорации. Но для России постприватизационного периода такое явление было скорее исключением, чем правилом.