Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
управление гос и муниц собственностью.docx
Скачиваний:
382
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
486.47 Кб
Скачать

5.2. Формы реализации и проявления содержания

акционерной собственности в современных условиях

Акционерная собственность наполняется реальным содержанием в том случае, если она реализуется экономически через такие формы, как участие ее субъектов - акционеров в качестве владельцев и менеджеров распорядителей акционерного капитала - в присвоении доходов и управлении. В связи с этим исследовательская задача сводится к выявлению и раскрытию конкретных вариантов реализации, проявления владения и распоряжения как форм частичного присвоения в рамках акционерной собственности. Такой подход позволяет установить экономическое содержание и специфику отношений акционерной собственности как системы отношений владения и распоряжения и одновременно охарактеризовать каждое из них как структурный элемент данной формы собственности.

Основной формой участия акционеров в управлении является их участие в процедурах голосования на собраниях акционеров, благодаря чему они имеют возможность выражать свои предпочтения относительно ключевых вопросов развития корпорации. Степень власти акционеров оценивается их способностью вмешиваться в действия менеджеров и той частотой, с которой голосование на собрании приводит к существенным изменениям в политике компании, составе совета директоров и смещению менеджмента. Способность акционера влиять на принятие определенных решений в ходе голосования, свидетельствующая о фактическом контроле над ней, носит кумулятивный характер, т.е. связана с наличием пакета акций, обеспечивающего достаточное и необходимое количество голосов. Последнее зависит от структуры акционерного капитала, т.е. наличия в его составе акций различных типов и классов, и от его композиции (распределения среди групп акционеров). Все это определяет возможность реализации функций управления акционером, его власти и контроля в фирме.

Оптимальной для потенциальной возможности реализации управленческих функций акционеров в мировой практике признается структура акционерного капитала, характеризующаяся принципом "1 акция - 1 голос", и принятие решений простым большинством голосов. Голосующая сила акционера в таком случае напрямую зависит от концентрации в его руках капитала компании, представленного в форме обыкновенных акций. При реализации данной схемы для получения большинства голосов, т.е. 50% голосов плюс один, необходимо, соответственно, владеть 50% плюс одна обыкновенная акция. Вместе с тем для мировой корпоративной практики, так же как и для России, в целом характерны 10-процентные и 20-процентные минимальные границы доли голосов, необходимые для обеспечения значимого участия акционера в общем собрании. Следовательно, минимально необходимым условием влияния акционера на результаты голосования является сосредоточение у него пакета акций в 10 - 20% акционерного капитала. В развитых странах мира в среднем в руках крупнейшего акционера сосредоточивается 25% рыночной стоимости компаний <70>.

--------------------------------

<70> Ла Порта Р., Лопес-де-Силанес Ф., Шлейфер А. Корпоративная собственность в различных странах мира // Российский журнал менеджмента. 2010. N 3. С. 131.

При этом в 75% случаев второго крупного акционера в фирме нет, т.е. существующий доминирующий акционер является единственным крупным в фирме. В компаниях с высокой степенью распыленности акций, что характерно в основном для стран с высоким уровнем защиты акционеров (США, Великобритании, Японии), контрольный пакет может быть сформирован лишь в процессе объединения пакетов акций, принадлежащих нескольким экономическим субъектам. В такой ситуации ни один из акционеров по отдельности не является неограниченным владельцем капитала фирмы, его решения ограничиваются волевыми действиями других акционеров. В этом проявляется групповой характер присвоения акционерного капитала и реализации функции управления акционерами <71>.

--------------------------------

<71> Там же. С. 133.

В отечественных компаниях в среднем доля крупнейшего акционера в капитале составляет 35% обыкновенных акций, что на порядок выше 25-процентного уровня развитых стран, оцениваемого в России как низкий уровень концентрации. Вместе с тем почти в половине компаний, подвергшихся обследованию, доминирующий акционер не ограничен вторым крупным, что сопоставимо по своим масштабам с практикой развитых стран и свидетельствует о полном контроле крупнейшего акционера над корпорацией <72>.

--------------------------------

<72> Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития / Под ред. Т.Г. Долгопятовой, И. Ивасаки, А.А. Яковлева. М.: Норма, 2009. 542 с. С. 39.

Одним из способов усиления контроля акционера над компанией без пропорционального увеличения его участия в капитале является присвоение акций с преимущественными правами голоса. В целях дифференциации прав голоса компании могут выпускать несколько классов обыкновенных акций, наделенных различной голосующей силой (при одинаковой номинальной стоимости и одинаковых правах на присвоение дохода), различные типы привилегированных акций (кумулятивных, конвертируемых, участвующих и не участвующих), лишенных голоса, а также "золотые" и приоритетные акции. В этом случае роль акций как рычага контроля над фирмой существенно возрастает. Наличие двух и более классов обыкновенных акций, а также привилегированных в структуре акционерного капитала разрешено в большинстве стран. В США более 6% <73> публичных компаний, в Европе - более 21% <74> имеют в структуре капитала несколько классов акций.

--------------------------------

<73> Gompers P. A., Ishii J., Metrick A. Extreme Governance: An Analysis of Dual-Class Firms in the United States [Электронный ресурс] - режим доступа: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=562511.

<74> McCahery J., Renneboog L., Ritter P., Haller S. The Economics of the Proposed European Takeover Directive [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.ceps.eu/book/economics-proposed-european-takeover-directive.

"Золотые" или приоритетные акции в странах развитого рынка капитала представляют собой специфическую форму многоголосых акций. В России "золотые акции" не являются ценными бумагами в их истинном смысле, а представляют собой особую форму участия государства в управлении компанией и являются инструментом сохранения контроля в компаниях. В развитых странах "золотая акция" дает своему владельцу право вето по вопросам, касающимся концентрации капитала в целях защиты от поглощений, но не позволяет участвовать в назначении членов совета директоров. В России она действенна при выборе директоров, но ее роль в участии государства в принятии остальных ключевых решений минимальна.

Формой реализации отношений акционерной собственности является участие их субъектов в присвоении факторных доходов. Акционеры как владельцы акционерного капитала присваивают доход на капитал в форме дивиденда. Менеджеры как реально функционирующие капиталисты присваивают предпринимательский доход - нормальную прибыль в форме различных видов вознаграждений.

Предпринимательский доход и доход на капитал, принадлежащий акционерам, являются элементами чистой бухгалтерской прибыли и относятся к внутренним (скрытым) издержкам компании, вычитание которых из бухгалтерской прибыли дает величину истинной экономической прибыли фирмы. Последняя остается в распоряжении менеджеров и направляется на инвестиционные цели, развитие корпорации, пополнение резервного фонда, фондов накопления, акционирование работников и пр., т.е. присваивается в различных превращенных формах совместно как менеджерами, так и акционерами.

Формой проявления отношений акционерной собственности также является инсайдерское владение акциями, которое имеет место, когда некоторые акционеры входят в состав менеджмента или ряд менеджеров приобретает статус акционеров. Это означает персонификацию в одном и том же субъекте отношений и владения, и распоряжения. В 69% крупных публичных компаний различных стран мира члены семейства, контролирующего фирму, входят в состав ее менеджмента <75>.

--------------------------------

<75> Ла Порта Р., Лопес-де-Силанес Ф., Шлейфер А. Корпоративная собственность в различных странах мира // Российский журнал менеджмента. 2010. N 3. С. 131.

В России в 48% обследованных компаний крупные акционеры входят в состав менеджмента, в 63% фирм генеральный директор является акционером, в 70% корпораций высшие менеджеры владеют пакетами акций их компаний <76>.

--------------------------------

<76> Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития / Под ред. Т.Г. Долгопятовой, И. Ивасаки, А.А. Яковлева. М.: Норма, 2009. С. 89.

Влияние инсайдерского владения акциями не однозначно. Оно хотя и позволяет сонаправить интересы акционеров и менеджеров, на основе вовлечения последних в отношения владения и присвоения дохода на капитал, защитить крупнейших акционеров от дискреционного поведения управляющих и влияния миноритариев, но в то же время ведет к усилению внутренней конфликтности отношений акционерной собственности. Поскольку в таких условиях реальный контроль и текущее управление осуществляет непосредственно крупнейший акционер либо тесная узкая семейная группа владельцев пакета акций с наибольшей голосующей силой и "достигаемое в рамках групп обобществление остается подчиненным частным интересам", в ряде исследований делается вывод о том, что акционерная собственность носит частный характер <77>.

--------------------------------

<77> Аникин А. Структура и функционирование современного финансового капитала // Мировая экономика и международные отношения. 2009. N 11. С. 78.

Однако ни сохранение традиционных форм контроля, основанных на вхождении ряда акционеров в состав менеджмента, ни вытеснение миноритарных акционеров за пределы эффективного контроля не означают частного характера акционерной собственности, т.к. сохраняется участие различных групп акционеров и менеджеров в управлении компанией и совместно-долевом присвоении доходов в различных формах.

Таким образом, исследование внутренней структуры и современных форм реализации отношений акционерной собственности показывает, что монопольное полное присвоение условий и результатов производства (капитала и прибыли), характерное для частной собственности, в рамках акционерной формы собственности отсутствует. Вместо этого в полной мере развиваются такие формы частичного присвоения акционерного капитала и доходов, как владение и распоряжение, носителями которых являются различные субъекты - акционеры и менеджеры, вовлеченные в совместное управление компанией и совместно-долевое присвоение доходов в различных формах. Это свидетельствует о том, что акционерная собственность утрачивает признаки частной собственности на капитал, от которой она генетически произошла, и приобретает черты общественного присвоения.

Владение в рамках акционерной собственности проявляется в присвоении акционерами акционерного капитала в его фиктивной форме в виде акций, в участии акционеров в управлении через голосование на собраниях акционеров, в различной степени реализации управленческих функций на основе дифференциации голосующей силы акций, в инсайдерском владении, в замещении фондов, в присвоении факторного дохода на капитал в форме дивидендов как части чистой прибыли фирмы.

Распоряжение в рамках акционерной собственности проявляется в присвоении менеджерами акционерного капитала в его действительной форме, в их участии в управлении компанией в форме организации ее хозяйственной деятельности, во внутренней двойственности субъектной структуры (директора и высшие управляющие), в совмещении должностей высших управляющих с постами в совете директоров, во включенности директоров в управление через их работу в комитетах, в развитии института независимых директоров, в присвоении менеджерами предпринимательского дохода как части чистой прибыли в своих интересах и экономической прибыли в интересах акционеров, в возможности применения трансфертного ценообразования и разрушения дивидендного способа распределения прибыли среди акционеров.