Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Turovsky.doc
Скачиваний:
129
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
5.05 Mб
Скачать

6.3.6 Изъятие полномочий у региональной власти

Еще одним важнейшим институтом федерального вмешательства является времен­ное изъятие полномочий у региональной власти и их передача для исполнения фе­деральными властями. Этот институт был создан в результате внесения поправок в российское законодательство в 2003 г. (при этом некоторые нормы должны всту­пить в силу в 2007 г.).

Законодательство определяет перечень ситуаций, в которых полномочия ре­гиональных властей могут быть переданы федеральному центру.

1. Возникновение чрезвычайной ситуации (стихийное бедствие, катастрофа, иная чрезвычайная ситуация12). Для такого случая российский закон определяет наличие ситуации, когда региональная власть отсутствует или не может быть сформирована.

12 К разряду чрезвычайных ситуаций могут быть отнесены не только природные ка­таклизмы, но и политические конфликты — вооруженные столкновения, массовые выступ­ления и т.п.

В этом случае глава государства по согласованию с Советом Федерации принимает решение о новой схеме управления регионом, действующей до исте­чения чрезвычайной ситуации. Президент издает указ, определяющий, какие фе­деральные органы государственной власти будут временно исполнять какие пол­номочия на территории данного региона.

Создание этой нормы стало первым шагом по развитию в России института прямого президентского правления. В дальнейшем стали возникать предложения о том, чтобы прямо ввести эту норму в российское законодательство и использовать в отношении нестабильных регионов, в частности некоторых национальных рес­публик.

2. Признаки финансовой несостоятельности региона (превышение просрочен­ ной задолженности уровня в 30% от собственных доходов регионального бюджета).

В этой ситуации в регионе создается временная финансовая администрация, т.е. вводится внешнее финансовое управление на срок до одного года (оно стало возможным с 1 января 2007 г.). Соответствующее решение принимает Высший ар­битражный суд по ходатайству правительства России.

3. Признаки финансовых нарушений (наличие установленных судом наруше­ ний федерального законодательства13 при реализации полномочий, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета).

В таком случае решение о временном осуществлении полномочий федераль­ной властью принимается президентом и (или) правительством России с одновре­менным изъятием субвенций.

6.4 Институты регионального влияния на федеральном уровне

6.4.1 Особенности российского бикамерализма

Бикамерализм федеративного типа возник в отечественной истории во времена СССР. На уровне Союза функционировал двухпалатный парламент, одна из палат которого называлась Палатой национальностей. Особенностью советского бикамерализма было доминирование национального принципа над региональным в сочетании с квотированием представительства национально-территориальных автономий с раз­ным статусом. РСФСР, будучи федеративным "государством в государстве" и асим-

" Включая в данном случае нормативные акты президента и правительства.

метричной федерацией, тем не менее, имела однопалатный парламент, как и про­чие союзные республики.

При формировании обновленной Российской Федерации после распада СССР встал вопрос о создании двухпалатного парламента, соответствующего принципам построения независимого федеративного государства. В 1991—1993 гг. велась про­работка данного вопроса. На первом этапе, когда республики отстаивали статус суверенных государств, одним из возможных принципов российского бикамера-лизма считалось выравнивание парламентского представительства двух основных частей федерации — национально-территориальных автономий и "русских" регио­нов. В протоколе к Федеративному договору, подписанному республиками, было заявлено, что доля представителей автономий должна составить не менее полови­ны всего состава одной из палат нового российского парламента.

Однако "асимметричный" в российских условиях национальный принцип формирования региональной палаты, унаследованный от Советского Союза и от­стаиваемый в новых формах республиками, был заменен принципом равенства всех субъектов федерации.

В декабре 1993 г. впервые в российской истории был создан ведущий инсти­тут регионального влияния на федеральном уровне в виде Совета Федерации — одной из двух палат нового российского парламента, получившего название Феде­рального Собрания [Федосов, 2001]. Сравнивая Совет Федерации с региональны­ми палатами, известными из мирового опыта, можно найти немало сходств и в то же время принципиальных различий. В целом можно говорить об особой модели, которая используется в российском бикамерализме, а также о расплывчатости этой модели, что позволяет менять некоторые "частные" принципы формирования Со­вета Федерации с помощью специальных федеральных законов.

Статья 95 российской Конституции определяет двухпалатную структуру рос­сийского парламента. В этой же статье, в п. 2 установлен конституционный прин­цип формирования Совета Федерации: "в Совет Федерации входят по два предста­вителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представитель­ного и исполнительного органов государственной власти". По Конституции кон­кретный порядок формирования Совета Федерации устанавливается федераль­ным законом, что позволяет менять этот порядок (разумеется, в рамках принципа формирования Совета Федерации, определенного соответствующей статьей Кон­ституции).

Российский бикамерализм имеет свои характерные особенности.

1. Иерархия палат. Совет Федерации в российской практике называется верхней палатой. Понятие "верхняя палата" традиционно используется в качестве синонима Совета Федерации (также как и понятие "сенат"). В то же время нигде в российском законодательстве Совет Федерации официально не назван верхней палатой. Представление об иерархии отношений между двумя палатами россий-

ского парламента определяется спецификой законотворческого процесса (Совет Федерации одобряет или не одобряет законы, принятые Госдумой) и особенностя­ми полномочий региональной палаты (ряд особо важных государственных полно­мочий).

2. Равное представительство субъектов федерации. Каждый российский ре­ гион, включая все автономные округа, имеет в Совете Федерации двух представи­ телей. Этим российская региональная палата напоминает аналогичные структуры в других федеративных государствах. Представление о равенстве субъектов федера­ ции в верхней палате как о наиболее справедливом принципе было заимствовано из американского опыта. Также Совет Федерации совпадает с американским се­ натом и по показателю представительства каждого региона (по два представителя). В условиях дробной сетки АТД (еще более дробной, чем в США) применение дру­ гих показателей представительства привело бы к формированию слишком много­ численной палаты'".

Свою роль в принятии решения об использовании этого принципа сыграла необходимость выравнивания статуса республик и прочих субъектов федерации (как мы помним, автономии в протоколе к Федеративному договору требовали не менее половины мест в региональной палате). Принцип квотирования не был ис­пользован и в связи с огромными различиями между регионами по численности жителей, что в случае квотирования привело бы к формированию условных квот даже не по германскому, а по индийскому образцу. Кроме того, в случае квотиро­вания снизилось бы представительство национально-территориальных автоно­мий, для которых как раз характерно малое число жителей (а сильно ущемлять права автономий центр тоже не хотел).

3. Невыборное формирование региональной палаты, причем с использова­ нием уникальной формулы. Обычно невыборные региональные палаты форми­ руются региональными законодательными собраниями. В России был использован принцип равенства двух ветвей региональной государственной власти, когда одно­ го представителя определяет законодательное собрание, а другого — региональная исполнительная власть. Использование этого принципа оказалось удобным в си­ туации, когда каждый регион имеет двух представителей в Совете Федерации.

В то же время в начале 2000-х гг. возникла дискуссия о возможности прове­дения всенародных выборов членов Совета Федерации без изменения конституции (а также ряд соответствующих законодательных инициатив). При всей спорности такой постановки вопроса теоретически возможно избрание членов Совета Федера­ции гражданами из числа кандидатов, предложенных органами региональной власти.

14 Хотя если исходить из численности Госдумы (450 мест), то в Сонете Федерации теоретически можно было использонать показатель представительства регионов и на уровне трех или четырех представителей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]