Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Turovsky.doc
Скачиваний:
129
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
5.05 Mб
Скачать

8.4.7 Дальневосточный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ включает Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Камчатскую, Магаданскую, Сахалинскую области, Еврейскую АО, Ко­рякский и Чукотский АО.

Наиболее стабильные политические режимы характерны для Хабаровского края и Еврейской АО. В обоих регионах губернаторы, В. Ишаев и Н. Волков соот­ветственно, были назначены в 1991 г. и являются представителями традиционных местных элит. В. Ишаев работал директором завода и первым заместителем предсе­дателя крайисполкома. Н. Волков был крупным по местным меркам хозяйственни­ком, возглавляя объединение "Биробиджагропромстрой". Губернаторские выборы в Хабаровском крае дважды были практически безальтернативными. В. Ишаев от­носится к числу наиболее влиятельных российских губернаторов. Уровень конку­ренции в Еврейской АО оказывался чуть выше, но губернатор всегда уверенно побе­ждал в первом туре, а в 2005 г. был назначен президентом России на новый срок.

Напротив, все остальные регионы Дальнего Востока являются нестабильны­ми, и только в считанных регионах при этом отмечались единичные попытки стаби­лизации.

• Амурская область — пример одного из самых нестабильных регионов в России. Все выборы приводили к смене губернатора. Кроме того, губернаторов не­однократно менял президент. Назначенный на губернаторский пост президентом в 1991 г. представитель "демократов", журналист А. Кривченко занял на губернатор­ских выборах 1993 г. только шестое место! В 1993 г. к власти в результате выборов пришел хозяйственник А Сурат, который в том же году был отстранен от должности президентом. Следующий губернатор В. Полеванов в 1994 г. стал вице-премьером федерального правительства и более в регион не возвращался. Его преемник В. Дья­ченко проработал до 1996 г. и был заменен на мэра Благовещенска Ю. Ляшко. Ни один из губернаторов не смог создать сильную правящую группу. В результате выбо­ров в 1997 г. к власти в регионе при поддержке КПРФ пришел председатель обла­стного совета, затем — законодательного собрания А Белоногов, все это время фор­мировавший оппозиционную группу. Однако, став правящей, группа А. Белоного-ва тоже не смогла удержать власть. В 2001 г. А. Белоногов проиграл выборы бывшему журналисту, депутату Госдумы Л. Короткову. Последний также не сформировал влиятельную правящую группу. В условиях конфликтной ситуации, тем не менее, в 2005 г. Л. Короткое был назначен на губернаторский пост президентом России.

• Еще один очень нестабильный регион — Корякский АО. В 1996 г. губер­ натор С. Леушкин проиграл выборы бывшему председателю окрисполкома В. Бро- невич, представлявшей рыбный бизнес. Но на следующих выборах В. Броневич уступила крупному хозяйственнику В. Логинову. В 2004 г. В. Логинов смог переиз- браться на второй срок, причем с немалым трудом и только во втором туре. Уже в 2005 г. на фоне резкого ухудшения социально-экономической ситуации В. Логинов был отстранен от должности президентом России. Новым губернатором стал круп­ ный рыбопромышленник из Приморского края О. Кожемяко (в 2004 г. он балло­ тировался на пост губернатора Камчатской области, до 2004 г. О. Кожемяко был членом Совета Федерации от Приморского края). Одновременно в 2005 г. начал­ ся процесс объединения Корякского АО с Камчатской областью.

Неустойчивость, хотя не столь большая, как в приведенных выше примерах, характеризует и другие регионы Дальнего Востока.

  • В Приморском крае относительно стабильный режим существовал при Е. Наздратенко, выходце из директорского корпуса, который занимал губернатор­ский пост в 1993—2001 г. При его предшественнике В. Кузнецове и С. Дарькине, который выиграл выборы в 2001 г., консолидация местных элит оказалась слабой. Впрочем, к 2005 г. С. Дарькину удалось усилить свои позиции в регионе, и его на­значил на губернаторский пост президент России (это было первое назначение по новой схеме).

  • В Магаданской области стабильный режим был создан губернатором В. Цветковым в 1996—2002 гг., ярком и сильном представителе местной деловой элиты. До В. Цветкова, при В. Михайлове правящая группа выглядела довольно слабой, и не случайно губернатор проиграл на выборах. После убийства В. Цвет­кова, в 2003 г. выборы выиграл его бывший заместитель Н. Дудов, который не счи­тается сильным лидером.

  • В Чукотском АО политический режим менялся один раз и достаточно ра­дикально. В 1991—2000 гг. губернатором работал А. Назаров, бывший председатель окрисполкома. В 2000 г. губернаторские выборы выиграл один из ведущих россий­ских бизнесменов Р. Абрамович. В 2005 г. он был назначен на пост губернатора президентом России.

  • На Сахалине губернаторы менялись несколько раз. В 1991 г. в области был проведен эксперимент в связи с назначением на пост губернатора московского про­фессора-экономиста В. Федорова. Но уже в 1993 г. В. Федоров подал в отставку, по­сле чего губернатором стал представитель рыбного бизнеса Е. Краснояров. В 1995 г. президент назначил губернатором лидера "городской" группы И. Фархутдинова, мэра Южно-Сахалинска, который дважды избирался на губернаторский пост — в 1996 и 2000 гг. На этом этапе произошла заметная, хотя и неполная стабилизация. Однако в 2003 г. губернатор трагически погиб, и новые выборы выиграл его замес­титель И. Малахов.

• Наконец, неустойчивым регионом является Камчатка. В 1991—2000 г. ру­ководителем области являлся В. Бирюков, бывший председатель облисполкома, выходец из рыбной отрасли. Но, несмотря на большой опыт хозяйственной рабо­ты, В. Бирюков не смог консолидировать всю местную элиту. В 1996 г. он выиграл выборы, но в выборах 2000 г. решил не участвовать. Его "преемник" Б. Синченко потерпел в 2000 г. поражение, уступив лидеру камчатских коммунистов М. Маш-ковцеву. Ситуация на Камчатке при М. Машковцеве также отличается заметной неустойчивостью. В 2004 г. М. Машковцев с трудом выиграл во втором туре губер­наторские выборы.

Как и в Сибири, на Дальнем Востоке большую роль в процессах дифферен­циации элиты играют географические факторы. Практически во всех администра­тивных центрах сложились достаточно мощные группы, нередко претендующие на власть в масштабах всего региона. Например, на Сахалине второе место на выборах дважды занимал мэр Южно-Сахалинска Ф. Сидоренко. На Камчатке на губерна­торских выборах 2000 г. раскручивался мэр областного центра А. Дудников, ко­торый, однако, ушел в отставку и снял кандидатуру (в 2004 г. А. Дудников, уже не являясь мэром, опять участвовал в выборах, получил официальную поддержку "Единой России", но выступил слабо45). В Магаданской области на выборах 2003 г. одним из главных претендентов являлся мэр Магадана Н. Карпенко (несмотря на мощную кампанию, он занял второе место, а через некоторое время покинул долж­ность мэра и Магадан). В Приморском крае одним из ведущих игроков стал В. Че­репков, занимавший некоторое время пост мэра Владивостока (затем избирав­шийся депутатом Госдумы). Противоположным примером можно считать Хаба­ровский край и Еврейскую АО, где городские власти лояльны к губернаторам (в Хабаровске это относится к периоду, когда пост мэра занял А. Соколов).

"Экономические" группы влияния в регионах Дальнего Востока обычно функционировали в качестве автономных субгрупп правящей группы или же групп нейтрального типа. Например, Е. Наздратенко стремился консолидировать вокруг себя весь директорский корпус, и на первом этапе это ему удавалось. Выдвиже­ние крупных бизнесменов на губернаторских выборах оказалось редкостью: обыч­но бизнес делал ставки на действующих политиков46.

В то же время именно дальневосточный регион — Чукотка стал рассматри­ваться как яркий пример "хождения олигархов во власть". Экономические цели

43 В то же время второе место на выборах занял другой "муниципал" — глава адми­нистрации Усть-Камчатского района Б. Невзоров, поддержанный рыбным бизнесом.

46 Редкий обратный пример — участие руководителя Приморского морского паро­ходства А. Кириличева в выборах губернатора Приморского края в 1999 г.

Р. Абрамовича были связаны прежде всего с возможностью использовать подкон­трольный регион в качестве внутренней офшорной зоны, создавать льготный нало­говый режим. Хотя одновременная регистрация самого губернатора и подконт­рольных ему предприятий на территории Чукотки позволили значительно увели­чить окружной бюджет. Ярко и открыто экономические факторы сработали и в соседнем Корякском АО с его очень простой структурой экономики. В. Броневич, выигравшая выборы в 1996 г., являлась хозяйкой крупной рыбопромышленной компании. В. Логинов представлял добытчиков платины — второго значимого эко­номического ресурса в регионе47. Новый губернатор О. Кожемяко имеет собствен­ный рыбный бизнес. В 2005 г. стал даже рассматриваться вопрос о назначении на пост губернатора объединенного Камчатского края одного из крупнейших россий­ских бизнесменов В. Вексельберга.

Партийный фактор сыграл свою роль прежде всего в Камчатской области, где в 2000 г. выборы выиграли два ведущих функционера КПРФ: М. Машковцев стал губернатором, а Ю. Голенищев — мэром Петропавловска-Камчатского. Одна­ко противоречия между областью и городом привели к их размежеванию и форми­рованию отдельных групп. Более того, эти группы вступили в острый конфликт друг с другом, мэр был исключен из партии, а потом лишился своей основной должности. Этот пример еще раз показывает, что формирование локальных групп в административных центрах является общераспространенным процессом, который может привести к острым конфликтам даже бывших политических союзников.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]