Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник лучших докладов_2014.pdf
Скачиваний:
149
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
3.82 Mб
Скачать

3.Интернат. Метлино. Война (Сб. воспоминаний). М, 1998. [Электронный ресурс]. – URL: http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/ Nomer6/Merzon1.php, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Красноженова Е. Е. Решение проблем общеобразовательной

школы в период Великой Отечественной войны (на примере Нижнего Поволжья) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Т. 73. № 9. С. 27–28. [Электронный ресурс]. Доступ из Научной электронной библиотеки eLibrary.Ru.

5.Странники войны: воспоминания детей писателей, 1941–1944 / сост. Наталья Громова. М.: Астрель, 2012. 445 с.

6.Шукшина Т. И. Социальная защита детей в Мордовии в годы Ве-

ликой Отечественной войны // Педагогика. 2004. № 2. С. 68.

7. Эпоха Второй мировой войны глазами переживших ее детей/ сост. Л. Н. Юсупова // Клио: Журнал для ученых. 2007. № 1(36). С. 3–12.

СЕКЦИЯ «ЛОКАЛЬНЫЕ И МИКРОИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ТВЕРСКИХ КАРЕЛ В КОНЦЕ XVIII – НАЧ. XX ВВ.

А. И. Савинова, студ. 3 курса ТвГУ

Научный руководитель к. и. н., доц. Ю. В. Степанова (ТвГУ)

История формирования и развития Тверской Карелии – яркий феномен и существенный компонент этнокультурной карты Тверского региона. Процесс складывания этнической самобытности тверских карел включил в себя разнообразные явления, в том числе образование карельских территориальных анклавов, развитие тверских диалектов карельского языка, создание карельской письменности, формирование этноконфессиональных особенностей, специфики в ведении хозяйства, самобытности повседневной жизни, включая традиции и обычаи, фольклор, элементы материальной культуры. Тверская Карелия оказала несомненное влияние на формирование этнокультурных особенностей населения тверской провинции, в которых вплоть до XXI в. переплетались русские и карельские традиции.

Для характеристики духовной, материальной и повседневной культуры тверских карел в исследование введено понятие «социокультурный облик», как комплекс или совокупность идентификационных признаков, посредством которых образуется и сохраняется культурное и духовное единство этноса.

115

Изучение социокультурного облика тверских карел открывает широкие перспективы и возможности для исследователей данной проблематики, поскольку эта тема обеспечена большим количеством разнородных источников, включая письменные (актовый материал, источники личного происхождения, памятники письменности и литературы), этнографические (вещественные) и устно-исторические источники, которые позволяют рассматривать данную проблему в русле микроистории.

Для того чтобы понять, в каких условиях складывался этот социокультурный облик, необходимо первоначально рассмотреть особенности территориальной организации тверских карел, так как непосредственно от специфичности данного фактора зависит формирование карельской социальной среды.

Регионами компактного проживания карел являлись Бежецкий, Вышневолоцкий, Весьегонский и Новоторжский уезды. Карельские поселения представляли собой целые группы волостей или отдельные иноэтничные островки среди русского населения. Также наличие малых локальных очагов карельского населения зафиксировано в Зубцовском, Осташковском и Кашинском уездах. В томе I Историко-статистического описания Тверской губернии за 1882 г. приводится статистика численности карел по уездам, где наличие карельского населения отмечается на всех вышеперечисленные территориях. Большее количество карел зафиксировано в Бежецком и Вышневолоцком уездах, 41 607 и 24 690 человек обоего пола соответственно. Наименьшее – в Осташковском, всего 639 душ обоего пола [5; 126]. До середины XX века наблюдался активный прирост карельского населения, что можно проследить по статистическим таблицам, составленным А. Н. Вершинским и Д. А. Золотаревым [1; 38–61].

Кнастоящему моменту на территории современной Тверской области сохранились лишь остатки некогда обширных карельских анклавов, но есть и крупные карельские села, где еще помнят карельский язык, однако основная масса карельского населения давно перебралась в города, и, соответственно, границы компактного проживания карел в настоящее время почти стерлись. Карельские деревни постепенно исчезают вследствие массовой урбанизации и ассимиляции.

Косновным сегментам социокультурного облика, как комплексного понятия для Тверских карел, следует отнести следующее:

Лингвистический аспект. Сохранение собственной языковой иден-

тичности является неотъемлемой частью культуры народа. Во всех источниках отмечается, что после переселения карелы сохраняли свой прежний образ жизни и язык [3; 689]. Карельский язык, как способ коммуникации между представителями карельской этнической общности,

116

был доминантным. Русский язык вошел в обиход карел на более твердой основе только к середине XIX века [2; 167]. В Тверском регионе на территориях компактного проживания карел сложились свои диалекты: толмачевский, весьегонский и дёржинский (зубцовский). По мнению лингвистов, толмачевский диалект является именно тем вариантом карельского языка, который наиболее близок к языку карел XVI-XVII вв. Важным событием для населения Тверской Карелии и развития карельской письменности был выход в свет в 1820 г. Евангелия от Матфея на тверском толмачевском диалекте, что способствовало не только развитию карельской письменности, но и поддержанию традиционной религии. Сейчас в регионах проживания карельского населения осталось не так много носителей языка, но все же они есть. До сих пор сельских жителей-карел можно распознать среди современного населения Тверской области. В обычной жизни – в транспорте, на улице – можно встретить человека, говорящего или читающего на карельском языке.

Религиозный аспект. Православие стало, с одной стороны, мощной объединяющей силой для карел и русских, что позволило карелам адаптироваться при переселении на русские земли. С другой стороны, оно стало фактором сохранения этнокультурной идентичности.

На территории Тверского региона усилиями карел было возведено множество каменных и деревянных храмов. Так сформировалась приходская система Тверской Карелии, охватившая территории современных Спировского, Лихославльского, Рамешковского, Бежецкого, Максатихинского, Краснохолмского и Весьегонского районов современной Тверской области. Одним из самых крупных приходов являлся приход с центром в с. Толмачи с Богоявленской церковью. На данный момент эта церковь нуждается в серьезной реконструкции.

Как отмечается в источниках, карелы отличались особой нравственной религиозной настроенностью, соблюдением религиозных правил и культа. Карельские церкви выделялись на фоне русских большей украшенностью и богатством, духовенство пользовалось большим уважени-

ем [4; 172–175].

Не менее интересна проблема приверженности многих карел к раскольническим идеям, чему посвящено несколько исследований О. М. Фишман [8]. Крупным карельским старообрядческим центром было село Заборовье Вышневолоцкого уезда с прилегающими к данному приходскому центру деревнями. На 1889 г. в Заборовье насчитывалось 1159 раскольников, как поповцев, так и беспоповцев обоего пола [6; 18], в 1915 г. – 614 человек обоего пола, 2/3 из которых точно являлись карелами [7; 119].

117

Автором настоящей работы было проведено устно-историческое исследование жителей Вышневолоцкого района Тверской области с целью изучения исторической памяти тверских карел. Респондентами стали потомки карел, их родственники и знакомые. Одна из респонденток рассказала о своей жизни в деревне Спирово Лесного района Тверской области у своей прабабушки-карелки. По ее воспоминаниям, большая часть жителей, населявших данную деревню, была привержена старообрядчеству. Здесь не было церквей, а были молельные дома. Респондентка запомнила использование церковных атрибутов старообрядчества, например, двуперстного крестного знамения. Очень яркое впечатление у нее осталось от красивых старинных книг. К сожалению, в силу трагических обстоятельств XX в. практически все эти книги не уцелели. Сохранилась лишь одна, относящаяся к середине XIX в. Это книга «Страда боярыни Морозовой и княгини Урусовой», о самых известных представительницах русского раскола.

Этнопсихологический аспект и семейно-брачные отношения. Среди основных установок и черт характера тверских карел в XIX в. статистические и описательные источники отмечают их приверженность к порядку и патриархальному укладу [4; 120–122]. Карельские семьи были сложными и состояли из нескольких поколений [3; 69], но с течением времени набирала силу тенденция к распаду больших патриархальных семей, и уже к началу XX века карельская семья превратилась в малую. Браки в среде тверских карел, как правило, заключались между представителями своей этнической общности, но если к карельскому селению близлежащим было русское, охотно заключались и русскокарельские браки, что нашло свое фактическое подтверждение в одном из статистических источников [6; 14]. Основная масса карельского населения придерживались традиционализма в семейно-брачных нормах, выбор невест совершался в «своей» среде, что способствовало укреплению, сохранению и дальнейшему транслированию карелоэтничных социокультурных сегментов.

В источниках чаще всего отмечаются следующие нравственнопсихологические черты карельского населения: недоверчивость, честность, уважение к семейным узам, аккуратность и чистоплотность, упрямство, дружелюбие [2; 167]. Исходя из вышеперечисленных характеристик этнического национального характера карел напрашивается вывод о том, что, с одной стороны, именно упрямство и недоверчивость способствовали консолидации карельского населения и консервации этнической культуры, а с другой – гостеприимность, честность и дружелюбие обеспечили мирную адаптацию в иноэтничной среде.

118

Отличия во внешнем облике, особенности быта и самобытность материальной культуры. Карелы сумели сохранить вплоть да начала XX в. традиции ведения хозяйства и домостроительства. Статистические описания Тверской губернии свидетельствуют о зажиточности тверских карел и слабом распространении отходничества в карельской среде [3; 68]. Сохранился и традиционный костюм, включая архаичный туникообразный покрой и большое количество металлических украшений (цепочки, подвески), присущих костюму финно-угров [3; 86]. Сохраняя свой внешний облик, карельское население транслировало свой индивидуальный этнический код.

Нет никакого сомнения в том, что Тверской регион самобытен не только сам по себе, но и выделяется на фоне остальных тем, что концентрирует в себе синтез этнических и культурных традиций русского и карельского населения. Карелы смогли не только успешно адаптироваться к новым условия обитания в иноэтничной среде, но и сохранить свои исконные традиции и самость материальной и духовной культуры на протяжении почти 3 столетий в условиях практически национальной изоляции. Такая устойчивость и жизнеспособность есть следствие прочности этносоциальных связей и монолитности карельской общности. Процесс ассимиляции карелов русскими протекал с различной скоростью, в зависимости от территориального размещения карельских и русских селений. Русское и карельское население сближали конфессиональная принадлежность, близость хозяйственных укладов, что позволило им сформировать устойчивые связи, на первом этапе – хозяйственные и культурные, а затем и семейно-брачные. Несмотря на тот факт, что с началом XX века, с приходом новых экономических и социальных реалий, ассимиляционный процесс ускоряется, многие карелоэтничные элементы культуры дошли до нашего времени и в условиях возрождения культур национальных меньшинств активно оживают и популяризируются. Огромный вклад в этот процесс вносит Тверская региональная национально-культурная автономия тверских карел, которая была создана на базе областного Общества культуры тверских карел в 1996 г. Целями данной организации являются сохранение и развитие, изучение и распространение знаний о прошлом и настоящем, о культуре и языке карельской народности.

Список литературы

1. Вершинский А. Н., Золотарев Д. А. Население Тверского края //

Тверской край. 1929. № 6. С. 38–61.

119