Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика. Нартов.pdf
Скачиваний:
411
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
4.74 Mб
Скачать
П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой,
П.П. Сувчинский

4. Русская школа геополитики

141

 

 

Ильин особо подчеркивает, что расчленение организма на составные части всегда было болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения и всеобщего заражения. В нашу эпоху, по его мнению, в этот процесс будет втянута вся Вселенная, распри и гражданские войны в России будут постоянно перерастать в мировые столкновения, державы всего мира будут вкладывать свои деньги, интересы, стратегические расчеты во вновь возникшие малые государства и станут соперничать друг с другом, добиваясь преобладания в «опорных пунктах», будут покушаться на прямое или скрытое «аннексирование» неустроенных и незащищенных новообразований.

Как видим, Ильин пророчески предсказал, куда будут направлены взгляды Германии, Англии, Японии, США, Канады при условии расчленения России, и тогда она превратится в вечный источ- ник войн.

4.8. Течение евразийцев

Русская геополитическая школа, как мы отмечали, имела несколько течений, и наиболее мощное из них — евразийское. Главная тема евразийского движения — это утверждение самобытных основ российской истории и культуры. Для этого движения характерна также разработка своих собственных, порой весьма оригинальных взглядов на мировую и русскую историю.

В концепции евразийцев Россия является особым этногеографическим и культурным миром, занимающим срединное положение (Хартленд) между Западом и Востоком, Европой и Азией.

Истоки евразийского движения, как полагают многие его исследователи, связаны с именами князя

Николая Сергеевича Трубецкого (1890—1938) — лингвиста и филолога, Петра Николаеви-

ча Савицкого (1895—1968) — философа, географа и экономиста, которого все исследователи его творческого наследия, бесспорно,

142

I. Теоретические основы геополитики

 

 

причисляют к самым ярким геополитикам, Георгия Васильевича Флоровского (1893—1979) — православного богослова и историка, П.П. Сувчинского (1892—1985) — видного ученого искусствоведа. К евразийцам относят и таких известных ученых, как Георгий Владимирович Вернадский (1887—1973) — крупный историк (сын академика Владимира Ивановича Вернадского — автора теории био- и ноосферы, основателя школы геохимии, биохимии и др.), и уже упоминавшегося нами И.А. Ильина — известного философа, юриста, всесторонне образованного, обладавшего планетарной провидческой эрудицией, а также других русских ученых послеоктябрьской эмиграции.

Евразийство как идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции возникло в 1920-е годы. Началом его стал выход в свет сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения» (София, 1921), подготовленный Трубецким, Савицким, Флоровским и Сувчинским. Несколько позже был издан сборник «На путях. Утверждение евразийцев». В этих работах в сжатой форме были изложены основополагающие правила нового геополитического движения. Нетрадиционный подход к теоретическому обоснованию и решению многих геополитических проблем, само название «Евразия», оригинальные проекты преобразования российского общественного устройства — все это привлекло пристальное внимание не только ученых, но и читающей публики на Западе. Сторонников движения объединяла идея о России как особом мире, на развитие которого решающее влияние оказал материк Евразия.

Концепция евразийцев формировалась во многом на идеях славянофилов, почвенничества Ф.М. Достоевского. Евразийцы, отстаивая эту идею, ввели новый термин для геополитики — «месторазвитие» (его автор — П.Н. Савицкий) — и включили в него неповторимую географическую среду, основу которой составлял Хартленд. В этой среде происходило становление не только отдельного индивида, но и крупных человеческих общностей.

Термином «месторазвитие» Савицкий обозначил взаимосвязь и целостность социально-исторической и географической среды. Он в определенной степени напоминает немецкий термин «Raum» (пространство). Как известно, Ратцель подчеркивал, что по геологиче- скому устройству, климату, качеству почвы и растительности географическая среда может быть различных типов. Народы историче- ски приспосабливаются к географической среде, которая налагает свой отпечаток на образ жизни, нравы, традиции обитателей тех или иных ландшафтов. Месторазвитие, испытывая влияние населяющих его народов, детерминирует формы их хозяйственной деятельности.

4. Русская школа геополитики

143

 

 

Большее месторазвитие включает в себя меньшее. Для человече- ства в целом таким глобальным месторазвитием является вся планета. Идея месторазвития Савицкого признает множественность форм человеческой истории. Евразия есть интегральная форма для многих мелких месторазвитий.

Постепенно центр евразийского движения переместился из Софии в Париж. И там первой скрипкой стал Лев Павлович Карсавин (1882—1952) — религиозный философ и историк. Он не скрывал своей просоветской ориентации, курса на сближение с советской властью и на сотрудничество с ней. Такая позиция Карсавина и его сторонников не получила одобрения главных теоретиков евразийцев, и в 1930-е годы это движение перестало существовать.

Идеи евразийства были возрождены Львом Николаевичем Гумил¸вым, которого судьба свела с Савицким, оказавшим на него огромное влияние.

Истоки идей евразийцев надо искать в русской истории конца XV в. После разгрома турками Константинополя в 1453 г. центр православия перемещается в Москву (вместе с Софией Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI). Конец XV в. и весь XVI в. являются периодом формирования нового русского самосознания — защитника земель Древней Руси и Великой Степи, православия и наследия византийской культуры. Видимо, поэтому монах Елизарова монастыря Филофей назвал Русь Третьим Римом: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит. А четвертому не бывать»1.

Эта мысль Филофея получила развитие в трудах славянофилов —

Ивана Сергеевича Аксакова (1823—1886), Константина Сергеевича Аксакова (1817—1860), Ивана Васильевича Кириевского (1806—1856),

Алексея Степановича Хомякова (1804—1860) и др. Ее придерживался и П.Н. Савицкий — единственный русский автор, которого можно с полным основанием назвать геополитиком. Он утверждал, что «евразийство», конечно, лежит в общей со славянофилами сфере2.

Следует сказать несколько слов об этом чрезвычайно интересном ученом. Он окончил экономический факультет Петроградского политехнического института, был близок к кадетам. До 1917 г. состоял на службе в русском посольстве в Норвегии. Судьба свела его

1Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI в. М.: Худ. лит., 1984. С. 453..

2Савицкий П.Н. Утверждения евразийцев. М.: Аграф, 1997. С. 96.

144

I. Теоретические основы геополитики

 

 

в Крыму в армии Врангеля с бывшим легальным марксистом П.Б. Струве. После поражения врангелевцев Савицкий бежал в Болгарию, где работал в журнале «Русская мысль». Затем судьба занесла его в Чехословакию, в которой жил до конца 1920-х годов, преподавая в качестве приват-доцента на кафедре экономики и статистики Русского юридического факультета в Праге. В 1921 г. еще в Софии вместе с князем Н.С. Трубецким Савицкий создал евразийское движение, став главным его теоретиком и идеологом. После взятия советскими войсками Праги в 1945 г. Петр Николаевич был арестован и, как человек, противостоящий просоветским настроениям евразийцев-пражан, осужден на 10 лет. В 1956 г. Савицкий был реабилитирован, вернулся в Прагу, где умер в 1968 г. До самых последних дней он поддерживал тесные связи, переписку (даже в стихах) со своим самым талантливым учеником Л.Н. Гумил¸вым.

Мировоззрение большинства евразийцев, не исключая и Савицкого, складывалось под влиянием трудов славянофилов. Но особенно большое влияние оказали на их взгляды работы Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, идеи которых были наиболее близки евразийцам.

4.9. Географический мир Евразии

Мысль видеть в пределах территории Старого Света не два, а три материка, впервые высказал профессор В.И. Паманский в 1892 г. Имя третьему материку дали П.Н. Савицкий и его последователи. Они назвали этот материк Евразией и утверждали, что в своих границах он в основном совпадает с Россией. Савицкий характеризовал Евразию как особую часть света, континент, являющийся неким замкнутым и типичным целым как климатически, так и с точки зрения иных географических условий.

Евразия, будучи ограничена с севера полосой тундр, а с юга — горами, довольно мало соприкасается с морями, дающими выход к океану, что определяет ее экономические возможности: участие в океаническом хозяйстве, столь характерное для Европы, практиче- ски исключено для Евразии, у которой есть свой путь экономиче- ского самодовления, открывающийся благодаря ее естественным богатствам.

Савицкий даже придумал специальный термин — «континентокеан». Его единство отличается весьма своеобразными, соответствующими именно этническому типу евразийца чертами, явственно сказавшимися на истории Евразии. Савицкий писал:

4. Русская школа геополитики

145

 

 

Тогда как почти все ее реки текут в направлении меридиональном, непрерывная полоса степей, не пересекаемая трудно преодолимыми естественными преградами, прорезает и объединяет ее с Запада на Восток. Степная полоса — становой хребет ее истории. Объединителем Евразии не могло быть государство, возникшее или оставшееся на том или другом из речных бассейнов, хотя как раз водные пути и способствовали тому, что на них культура Евразии достигла своего высшего развития. Всякое речное государство всегда находилось под угрозой перерезавшей его степи. Напротив, тот, кто владел степью, легко становился политическим объединителем всей Евразии1.

Именно степь обусловливает единство Евразии, обладающее несравнимо большей силой, нежели у других континентов, а посему и большим стремлением внешне себя выразить. Разумеется, степь как таковая в большей степени сказывается в прошлом Евразии, но именно прошлое определяет настоящее. А посему основные черты евразийского психического уклада — осознание органичности со- циально-политической жизни и связи ее с природой, «материковый размах», «русская широта», «материковое национальное самосознание», безграничная верность «своей основной стихии и тенденции и неразрушимой уверенности в ее силе и окончательном торжестве».

В понимании евразийцев пространство Европы исчерпывается «Западной Европой». Ее географические условия являются океани- ческими, а «Восточная Европа» с ее континентальным климатом — часть Евразии, а не Европы. Однако они Евразию не отождествляли с Азией. Территорию Европы составляют Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Туркестанская равнины и окаймляющие их с востока, юго-востока и юга горы. Савицкий писал:

Средний мир Старого Света можно определить таким образом как область степной и пустынной полосы, простирающейся непрерывной полосой от Карпат до Хингана, взятой вместе с горным ее обрамлением (на юге) и районами, лежащими к северу от нее (лесная и тундровая зоны). Этот мир евразийцы и называют Евразией в точном смысле этого слова2.

Таким образом, по мнению П.Н. Савицкого и его единомышленников, Евразия представляет собой географическое единство, целостное месторазвитие, отличающееся от Европы и Азии, где Евразия (Российская империя) есть центр Старого Света. Она имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться «срединным го-

1Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства // Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. С. 42.

2Òàì æå. Ñ. 297.