Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика. Нартов.pdf
Скачиваний:
411
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
4.74 Mб
Скачать

9. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе и Прибалтике

345

 

 

Великобритании (5%). Несколько лет назад Газпром и Gas de France заключили выгодную сделку. Суть ее заключается в том, что французы передали Газпрому ноу-хау по сжижению природного газа. Сжиженный газ российский концерн будет продавать за пределами Европы. А французы будут получать необходимое количество газа из российского трубного газа для Европы1. Таким образом, несмотря на повторное вступление Франции в НАТО, можно утверждать, что сложившиеся отношения между Москвой и Парижем в геополитическом плане можно назвать удовлетворительными и есть возможности для их улучшения.

9.5. Россия и Италия

Отношения между Россией и Италией в начале XXI в. характеризуются как дружеские. У нас нет серьезных политических, экономических и тем более территориальных проблем. В геополитиче- ском плане Италия играет все более активную роль, особенно на Ближнем Востоке, в частности в Ираке. И Рим хотел бы сделать контакты с российской стороной более частыми и регулярными, как уже сделано это в отношении Германии и Франции. Рим хотел бы развивать прямой диалог именно потому, что сегодня присутствие итальянцев в России сопоставимо с присутствием в других крупных странах и Риму хотелось бы его расширять. Этот курс политиков Италии имеет стратегический характер.

Позиции России и Италии в политической сфере во многом совпадают, а в торгово-экономической и технико-технологической, как показал исторический опыт, наши страны могут дополнять друг друга: в строительстве ВАЗ, нефтепродукто- и газопроводов (особенно «Южный поток») и др. Именно это и является отправным пунктом для установления еще более тесных отношений между двумя странами в XXI в. Реализуется соглашение о совместном строительстве самолета средней дальности «Суперджет-100». Италия — важнейший торговый партнер России. Объем внешней торговли между нашими странами составляет около 30 млрд долл. Принят новый проект, соединяющий экономику и культуру, — обучение в Италии российских менеджеров. В прошлом, как утверждал итальянский политик, социалист Р. Проди, особый акцент делался на экономи-

1 См.: Сирелли Ж.-Ф. Все основано на взаимном доверии // Труд. 2006. 16 февр.

346

II. Геополитика в современном мире

 

 

ческих аспектах сотрудничества, а теперь пришло время и для систематического культурного обмена1.

Проблемы инвестиций в российскую экономику, подготовка менеджеров имеют немаловажное значение, но решающим моментом в отношениях Москвы и Рима, по-нашему мнению, является важное в геополитическом плане местоположение Италии как центра самого крупного и сложного региона — Средиземноморья. Кроме того, современная Италия выполняет сейчас важные экономические и политические функции в Египте, Греции, на Ближнем и Среднем Востоке, являясь сильным геополитическим субъектом. Объективно она заинтересована в том, чтобы Россия нового тыся- челетия возобновила постоянные контакты со странами Средиземноморья. Москве надо восстановить дорогу на юг, что прочно связывала бывший Советский Союз с Балканами и Ближним Востоком. Этой дорогой пользовалась и Италия. Для обеих стран это один из основных экономических путей, который был прерван на долгие годы. Рим объективно заинтересован в том, чтобы Средиземноморье стало центром новой экономической активности и зоной мира.

Отсюда вытекает необходимость решения двух основополагающих, геополитических проблем: достижения прочного мира на Ближнем Востоке и установления конструктивных отношений между христианским и исламским миром. Таким образом, пути решения многих важнейших геополитических проблем, связывающих Москву и Рим, ведут на Восток, где многие интересы этих государств совпадают.

Италия выступает за повышение роли России не только в Средиземноморье, но и в Европе, за предоставление ей экономических, таможенных, инвестиционных льгот. В целом поддерживая расширение НАТО на Восток, Рим призывает к учету интересов Москвы, иначе расширение НАТО вызовет напряженность в России и полу- чится результат, противоположный желаемому. Рим считает, что полная интеграция России в европейские структуры — более важный фактор, чем простой договор об обороне. Когда страны снача- ла связаны таможенной, затем одинаковой платежной политикой, когда появились общие институты, возникают связи значительно более крепкие, чем военный альянс.

Укрепление связей между Россией и Италией, Россией и Евросоюзом — объективная необходимость для всех названных субъектов.

1 Проди Р. Россия – часть европейского дома // Независимая газета. 2006. 20 апр.

9. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе и Прибалтике

347

 

 

Благодаря горячей поддержке премьера Италии С. Берлускони Москва добивается в ЕС сравнительно неплохих результатов в полити- ческой, экономической сферах.

В последние годы Россия упорно стремится вступить во Всемирную торговую организацию. Сторонники этого курса полагают, что вступление может способствовать подтягиванию важнейших секторов нашей экономики до уровня высокоразвитых стран Западной Европы. Пока же наше машиностроение (за исключением ВПК), сельское хозяйство, транспорт и многие другие отрасли экономики в конкурентной борьбе в рамках ВТО терпят поражение. Да и вступление России в ВТО на условиях, диктуемых прежде всего США, по мнению очень многих экспертов, нанесет удар по большому числу секторов российской экономики.

Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна, одна из ведущих в мире: на высоком уровне находится судостроение, машиностроение, черная металлургия, автостроение, имеется высокопродуктивное сельское хозяйство. Например, концерн Fiat вклю- чает более 100 компаний и обеспечивает 13% европейского автомобильного рынка. Нефтегазовое объединение Eni контролирует более 160 компаний. Сотрудничество с ними идет с 1970-х годов. Италия бедна топливными ресурсами и многими видами промышленного сырья. Эти потребности удовлетворяет в основном Россия.

Итальянские фирмы оказывают Российской Федерации помощь в модернизации электронных средств связи, в переводе телевизионного вещания на цифровой формат. Подписан договор о выпуске моделей «Фиата», в российской компании «Базовый элемент» будут внедряться новые технологии.

Но экономическое, технологическое и другие формы сотрудни- чества не должны оттеснять на второй план геостратегические интересы России. Рим за последние 15—17 лет неоднократно отдавал предпочтения в военно-политических сферах интересам Вашингтона, подтверждая обыденную истину: прав тот, у кого больше силы. Итальянское правительство в свое время предоставило десять воен- но-морских и восемь военно-воздушных баз для стран США и НАТО. Аэродромы страны очень удобны для военных операций в силу расположения на перекрестке торговых путей. С ее аэродромов американские самолеты бомбили Югославию, Ирак. Рим в полити- ческих, военных противостояниях чаще поддерживал албанцев, когда те фактически оккупировали Косово, а не сербов, чьей территорией исторически был данный край.

348

II. Геополитика в современном мире

 

 

Но тем не менее мы видим, что в геополитическом, экономиче- ском, культурном и другом плане Италия представляет для России в долгосрочной перспективе потенциального союзника в Европе, заинтересованного в создании многополюсного мира, где бы каждый зависел от каждого и тем поддерживался бы геополитический расклад сил.

9.6. Россия — Великобритания: есть ли стратегическое партнерство?

Исторически Великобритания (как и США) придерживалась в геополитических отношениях талассократического подхода к построению политических, экономических и других отношений со странами Западной и Восточной Европы, с Евразией и ЮгоВосточной Азией. Талассократия обусловливает, как считают ее идеологи, дух индивидуального предпринимательства, наживы и накопительства. Морская цивилизация, по мнению А. Мэхэна, — это торговая цивилизация, требующая смелости и риска, воспитывающая энергичных людей. И надо признать, что такой тип людей был во многом характерен для Британии. Они сделали ее «влады- чицей морей». Над ее колониями почти до середины XX в., по образному выражению, «не заходило солнце». До конца XIX в. она была «мастерской мира», а в Сити проводились самые крупные коммерческие сделки.

В первой половине XIX в. лорд Пальмерстон создал послушную Британской империи структуру — Конфедеративные штаты Америки. Проекту лорда нанес поражение президент США Авраам Линкольн. Линкольн стал основателем нового геополитического курса США. Он наметил дальнейшее развитие страны через выполнение таких задач, как создание единой трансконтинентальной системы железных дорог. Эта геополитическая доктрина действует в США, наряду с другими, и сейчас. Наследие Линкольна — развитие американской экономики как трансконтинентальной системы железных дорог и внутренних водных путей; так же как во времена Карла Великого, Европа начала развиваться по водным артериям. США в середине XIX в. стали главной угрозой для британской имперской системы.

Интересно проанализировать позицию Великобритании во время и после Крымской войны 1853—1855 гг. Коалиция европейских стран, участвовавших в ней (Франции, Турции, Сардинии, Великобритании и негласно помогавшей им «нейтральной» Австрии), рас-

9. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе и Прибалтике

349

 

 

сматривала радикальный план министра иностранных дел Великобритании лорда Пальмерстона. Его главнейшая цель заключалась в том, чтобы окончательно поставить Россию на колени. Так планировал Пальмерстон. И только беспримерная, многомесячная герои- ческая оборона Севастополя, подкрепленная силой русского штыка на Кавказе, развеяла надежды врагов России на реализацию этого и других подобных планов.

А в 1870 г. 19 октября после поражения Франции в войне с Пруссией канцлер России Александр Горчаков разослал европейским правительствам знаменитую Циркулярную депешу, в которой говорилось, что Россия не считает себя связанной Парижским договором1.

Эпоха великих войн, предвестником которой стало убийство Линкольна, началась с инспирированной Англией войны Японии против Китая в 1895 г. Из японо-китайского конфликта выросла Рус- ско-японская война 1904—1905 гг. За ней последовали Балканские войны, послужившие толчком для мировой войны 1914—1918 гг., приведение к власти фашистских режимов Гитлера и Муссолини, Вторая мировая война 1939—1945 гг., реализация плана Бертрана Рассела о перманентном ядерном противостоянии 1946—1989 гг. Это примеры продолжающегося мирового стратегического конфликта2.

В мае 1939 г. министр иностранных дел Великобритании Галифакс говорил, что политические аргументы против договоренности с

СССР перевешивают военные соображения в пользу такой договоренности (речь идет о договоренности о взаимной помощи в случае войны СССР с Германией). Позиция премьера Чемберлена была еще категоричней: он был скорее готов подать в отставку, чем подписать союз с Советами.

Кабинет министров страны в 1939 г. затвердил установку: сохранять видимость контактов с Москвой, дабы предотвратить установление Россией каких-либо связей с Германией. Если бы логика развития событий понудила Великобританию принять на себя некие обязательства, то имелось в виду заранее настроиться на то, что Лондон их выполнять не станет.

Адмирал Дракс, руководитель британской делегации на военных переговорах в Москве в августе 1939 г., получил инструкции: британское правительство не желает принимать на себя какие-либо конкретные обязательства, которые могли бы связать нас при тех

1Горбачев С. Победитель без пушек // Военно-промышленный курьер // 2008. ¹ 25.

2Ларуш Л. Мировая система рушится // Знание — власть. 2008. ¹ 20. С. 7.

350

II. Геополитика в современном мире

 

 

или иных обстоятельствах. К этому времени англичане и французы имели соглашение с Германией о ненападении.

А совсем недавно в формировании администрации Буша — Чейни решающую роль сыграл Джордж Шульц, представляющий интересы англо-голландской финансовой группировки во главе с Ротшильдом. Эта администрация всегда контролировалась из Лондона фабианскими кругами, связанными с бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Конечная цель Лондона — разрушить США в ходе финансово-экономической войны, чтобы устранить их из мировой политики в целом. Если усилия британских финансовых групп увенчаются успехом, весь мир погрузится в общий разрушительный финансово-экономический кризис1.

Говоря о подлинной сущности и природе Британской империи, следует подчеркнуть, что чаще всего финансовые олигархи не ведут войн, они их готовят и финансируют. Обычно, как это было во времена войн, которые вели ломбардские банкиры в XIV в., банкиры XX—XXI вв. финансируют обе воюющие стороны, чтобы ограбить проигравшего и опутать долгами победителя. Именно Лондон (в основном) привел к власти Гитлера и Муссолини, и тот же Лондон препятствовал «слишком скорой», по мнению Черчилля, победе США над Гитлером2.

С момента прорыва союзников в Нормандии марионетки Черчилля отодвинули победу на месяцы. Одновременно произошел резкий антирузвельтовский сдвиг вправо внутри самих США со стороны финансистов, управлявшихся из Лондона, и этот же ход привел Трумэна к власти.

Лондон готовил разрушение США в 1960-е годы после убийства президента Дж. Кеннеди и продолжительной войны в ЮгоВосточной Азии в 1964—1973 гг. События 11 сентября 2001 г. (атака самолетами башен-близнецов Всемирного торгового центра. — Авт.) открыли новую страницу войны в Юго-Западной Азии (Ирак, Афганистан и, вероятно, Иран и Пакистан).

Война не является основным инструментом правления. Это — вспомогательное средство. Главная цель — управлять умами и сердцами людей, искусственно порождая конфликты среди тех, кто мог бы сколотить силы против олигархии. Так, в случае кровавой агрессии США против Ирака, развязанного с помощью бывшего пре- мьер-министра Великобритании Тони Блэра, управление «общественным мнением» стравливаемого населения Ирака (по национальному, конфессиональному и другие признакам) облегчает расхище-

1Ларуш Л. Указ. соч. С. 7.

2Òàì æå.

9. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе и Прибалтике

351

 

 

ние природных ресурсов, грабеж этого самого населения. Учитывая это, следует задуматься над перспективами российско-британских отношений.

Чисто прагматический подход к отношениям Москвы и Лондона позволит обеим столицам получить серьезные выгоды. В на- чале XXI в. российско-британские отношения прошли через испытания, что подтвердило главный вектор британской политики, обозначенный еще в середине XIX в. Его суть назвал один из виднейших дипломатов XX в., премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль: «У Англии нет постоянных друзей, у нее есть постоянные государственные интересы». Лондон всегда активно поддерживал те или иные страны в их противоборстве, когда видел, что на этом можно погреть руки.

Странам НАТО, а прежде всего США, надо было получить геостратегический контроль над западной акваторией Средиземного моря. Но в определенной степени этому мешала Югославия. Британия тоже хотела большей свободы для своего флота и поэтому в составе вооруженных сил НАТО принимала участие в бомбардировках этого государства. Страны-агрессоры интересовали еще и огромные залежи нефелиновых, магниевых и титановых руд, коксующегося каменного угля.

Âдокризисные времена в Великобритании из года в год рос объем инвестиций в станкостроение, электротехническую, электронную, авиационную, химическую и нефтехимическую промышленность, которая занимает одно из ведущих мест в мире по производству синтетических волокон, пластмасс, красителей, удобрений, моющих средств и т.д. По показателям расходов на науку, по численности специалистов, занятых в науке, на 10 тыс. трудоспособного населения

èдругим показателям научно-технического прогресса Великобритания прочно занимает 3—4-е место в мире, уступая лишь США, Японии и Германии.

Импортирует Великобритания железную руду, цветные и редкие металлы, фосфориты, хлопок, продовольствие и полуфабрикаты. Большую часть импорта она покрывает торговлей с Бразилией, Южной, Центральной и Северной Африкой. Доля России в ее импорте сравнительно невелика. Кроме того, Лондон в меньшей степени, чем другие страны Западной Европы, заинтересован в российских нефти и газе: в Северном море запасов этих энергоносителей пока достаточно.

Â2003 г. Москва и Лондон подписали меморандум по СевероЕвропейскому газопроводу. Выход России на мировые энергетиче-