Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика. Нартов.pdf
Скачиваний:
411
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
4.74 Mб
Скачать

190

II. Геополитика в современном мире

 

 

местных бюджетов, на севере Швеции, откуда в конце прошлого десятилетия был значительный отток населения, организована прямая помощь центрального правительства промышленным фирмам, выдаются безвозвратные ссуды населению, осуществляются налоговые скидки и другие льготы, на Аляске (население — 500 тыс. человек) годовые дотации составляют около 300 млн долл., и по мере сокращения добычи нефти они возрастают ежегодно на 15—20%1.

Кроме того, важно подчеркнуть, что 1,2 млн кв. км российских шельфов богаты нефтью и газом, они хранят миллиарды тонн железомагниевых, хромовых, титановых и других конкреций. И такие запасы северных кладовых, безусловно, привлекают внимание и соседних, и заокеанских стран.

6.3. Геостратегическое значение Севера

От того, насколько крепки замки наших северных границ, зависит геополитическое, в том числе геоэкономическое, будущее России. Толстый слой льдов, которым был покрыт Северный Ледовитый океан, и вечная мерзлота, пронизывающая почти 40% территории России от Мурманска до северных районов Хабаровского края, долгие годы предопределяли геостратегические планы СССР.

Над Северным полюсом проходит самый короткий путь по воздуху из США в Россию и обратно, именно с этой стороны в годы «холодной войны» обе стороны ожидали ракетно-ядерного удара. В Арктике строились военные объекты, обеспечивающие контроль за полетом своих МБР и обнаружение вражеских. Здесь размещались базы (точнее, аэродромы подскока) стратегических бомбардировщиков и системы ПВО для борьбы с бомбардировщиками противника.

А возможность действий флотов в Северном Ледовитом океане практически не рассматривалась. Только иногда отрабатывались пуски баллистических ракет с атомных подлодок через полыньи, но это, по сути, было дополнением к МБР наземного базирования. Самый мощный из четырех советских флотов — Северный — только он имел свободный выход в Атлантику и был ориентирован на действия там, а не в Арктике.

Тем более не рассматривалась возможность ведения в Арктике наземной войны, наше гигантское арктическое побережье защищали льды, а не войска (здесь размещались лишь погранзаставы).

1 См.: Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1997.

6. Россия в глобальном обществе

191

 

 

После окончания «холодной войны» исчезла мотострелковая дивизия на Чукотке, а также почти вся наша система ПВО (сейчас у нас к востоку от Северодвинска нет ни одного зенитно-ракетного полка севернее Красноярска) и большинство погранзастав. Северный флот сократился в несколько раз. Хотя он все равно остался нашим самым сильным оперативно-стратегическим объединением.

Но глобальное потепление (парниковый эффект) принесло российской геополитике новые заботы: ледяной покров Арктики сжимается, в недалекой перспективе наше гигантское побережье от Мурманска до Находки не будет надежно защищено. У постоянно сокращающихся Вооруженных сил России, оборонного комплекса, почти 20 лет испытывающих эксперименты, воздействия финансо- во-экономического кризиса, не будет ресурсов для размещения войск в Арктике. Нашей защитой, может стать только незаселенность Севера, бездорожье, т.е. неосвоенность огромной территории российского Севера.

Проблема ПВО/ПРО способна стать по-настоящему серьезной.

Âобозримой перспективе для нас существует только один сценарий военной угрозы с Запада: нанесение США обезоруживающего (скорее всего, неядерного) удара по российским стратегическим ядерным силам.

Их многоцелевые атомные подлодки получат возможность наносить удары крылатыми ракетами из акватории Северного Ледовитого океана по всей территории России при полном отсутствии нашей ПВО в этом районе. США уже создали по-настоящему эффективную систему ПРО морского базирования.

США уже располагают массовым противоракетным оружием.

Âусловиях начавшегося таяния арктических льдов им ничто не будет мешать постоянно держать его в высоких широтах.

Èеще один фактор, заставляющий задуматься о будущем российского Севера, — геоэкономический. Наши границы на картах бывшего СССР, современной России идут от самых восточных поселений — Уэлена на Чукотке, Мурманска на Западе. Опустив на дно Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса флаг, взяв пробы грунта, экспедиция под руководством А. Чилингарова, по мнению Москвы, утвердила приоритет России за этой огромной территорией — более 1,2 млн кв. км. Это погружение больше всего носило характер рекламы. В США, Канаде, Норвегии, Дании именно так расценили установление флага и полагают, что Россия имеет право лишь на территориальные воды в пределах 12 морских миль (одна миля — 1852 м) от своего морского и островного побережья. Все остальное пространство — международные воды. Следо-

192

II. Геополитика в современном мире

 

 

вательно, если Северный Ледовитый океан станет свободным от тяжелых паковых льдов, то пользоваться этим путем смогут все страны. А путь из Америки и Европы в Восточную Азию намного короче, чем через Суэцкий канал и вокруг Африки.

США, как и все страны НАТО, открыто заявляют о том, что готовятся разрабатывать полезные ископаемые (прежде всего, нефть и газ), залегающие под водами Северного Ледовитого океана. «НАТО будет нуждаться в усилении военного присутствия в Арктике», — заявляют лидеры этого агрессивного блока, который обложил Россию с запада, внедряется в Украину, Грузию, присутствует в Ираке и Афганистане.

Âсентябре 2008 г. Совет Безопасности РФ (СБ) утвердил геополитику РФ в Арктике до 2020 г. Как сказано в его сообщении, приоритетом является обоснованное закрепление и международноправовое оформление внешней границы континентального шельфа РФ в Арктике. План подготовлен СБ РФ с участием практически всех российских министерств и ведомств.

Арктика имеет для России стратегическое значение, так как ее континентальный шельф может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. Таким образом, использование этих ресурсов — залог энергетической безопасности России, «решение долгосрочных задач страны и ее конкурентоспособность на глобальных рынках», как заявил на заседании СБ президент Дмитрий Медведев, особо подчеркнув, что Арктика должна стать ресурсной базой России в XXI в. «Государственная политика

âэтой сфере (Арктика) будет опираться на серьезные финансовые ресурсы госпрограммы освоения региона, в рамках которой будут координироваться уже действующие федеральные целевые программы», — заявили в СБ РФ.

«Арктика должна стать основной стратегической ресурсной базой России. Для этого необходимо обеспечить защиту национальных интересов на континентальном шельфе, снизить диспропорции

âуровне развития арктических территорий по сравнению с другими регионами России, учитывать при этом интересы коренных народов Севера и требования экологической безопасности», — отмечается в сообщении пресс-службы СБ РФ.

Âсообщении также говорится, что приоритетами России в Арктике являются активное освоение природных ресурсов региона, развитие транспортной и пограничной инфраструктур, а также ин- формационно-телекоммуникационной среды.

При этом в документе отмечается, что при продвижении инициатив в Арктике особое значение приобретает расширение многостороннего и двустороннего межгосударственного сотрудничества в

6. Россия в глобальном обществе

193

 

 

Арктическом регионе, которое отвечало бы национальным интересам России.

На заседании СБ решено в ближайшее время оформить внешнюю границу континентального шельфа РФ в Арктике.

«Нам необходима прочная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность России в Арктике. Надо, прежде всего, доработать и принять федеральный закон «О южной границе Арктиче- ской зоны России»», — отметил Медведев. Касаясь правового оформления внешней границы российского континентального шельфа, президент заявил: «Особенно подчеркну — это наша обязанность и просто наш прямой долг перед потомками. Мы должны надежно и на долгосрочную перспективу обеспечить национальные интересы России в Арктике.

Для того чтобы превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века, уже сегодня должен быть решен целый ряд специальных вопросов, главный из которых — это обеспечение надежной защиты национальных интересов России в регионе».

Было проведено выездное совещание с членами совета на арктической Земле Франца Иосифа — самой северной территории России, которая уникальна как с точки зрения энергоресурсов, так и с точки зрения безопасности.

На этом совещании особо подчеркнуто, что выросла активность приполярных государств — США, Канады, Норвегии, Дании, в том числе в военной области. Многие развивают свою инфраструктуру, не только пытаются и будут здесь добывать полезные ископаемые, которых здесь огромное количество, но и сооружают здесь свои военные базы. Если мы сейчас не предпримем активных действий, упустим время и в последующем будет просто поздно — нас отсюда вытеснят.

Летом Военно-морской флот России возобновил присутствие кораблей Северного флота в арктических районах, в том числе и в районе Шпицбергена.

По оценкам специалистов, дно Ледовитого океана прячет не менее 10 млрд т нефти и газа. По словам главы Совета Безопасности Патрушева, «уже сейчас Арктика обеспечивает около 11% национального дохода России и 22% объема общероссийского экспорта, в регионе добывается около 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов, 100% барита и апатитового концентрата».

В российской части Арктики сосредоточено около 25% общего количества мировых ресурсов углеводородов. На шельфах Баренцева, Карского морей выявлены уникальные газовые месторождения. Помимо этого, рыбохозяйственный комплекс производит порядка

194

II. Геополитика в современном мире

 

 

15% общих объемов рыбной продукции России. В концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации обозначены главные проблемы, которые необходимо решить до 2020 г.:

экономические структурные проблемы;

социальные (демографические, квалификационные и этнокультурные);

проблемы управления региональным развитием;

принципы федеральной региональной политики;

миссия и стратегические цели федеральной политики регионального развития;

формирование из регионов — «локомотивов роста» нового опорного каркаса страны;

формирование региональных модулей национальной инновационной системы Российской Федерации;

создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров;

создание системы управления человеческими ресурсами. Повышение мобильности населения, обеспечение эффективного миграционного баланса в стране. Развитие региональной занятости населения;

улучшение качества государственного (муниципального) управления в регионах, в первую очередь повышение эффективности использования общественных финансов;

правовая поддержка социально-экономического развития регионов;

информационные механизмы;

организационно-финансовые механизмы;

мониторинг стратегии и контроль за ее реализацией1. Таяние льдов привело к спорам не только между Россией и на-

званными странами, но и между этими странами. В частности, Канада считает Северо-Западный проход своим (как и мы — Северный морской путь), а США — международными водами. Обострились споры между Канадой и Данией, а также «внутри» Дании, т.е. между собственно Данией и Гренландией. Россия могла бы сыграть на этих противоречиях, выступая в роли конструктивной стороны и играя на опережение конфликта. Однако это возможно только при условии нового и неординарного подхода к выработке современной «северной стратегии».

1 Совбез нацелился на Арктику // Газета RU. 2008. 17 авг.