Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика. Нартов.pdf
Скачиваний:
411
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
4.74 Mб
Скачать

Глава 8

Геополитика России в XXI столетии

• Россия — США: партнерство или соперничество? • Россия и Североатлантический регион • Россия и Норвегия: делимитация зон континентального шельфа • Коммуникации на геополитическом пространстве России • Россия и НАТО • Москва — Пекин в XXI в. • Будущее России: евразийская держава или колония?

8.1. Россия — США: партнерство или соперничество?

После разгрома фашизма Советский Союз открыл почти 50-летний мирный период в Европе. Но с разрушением СССР миру наступил конец: начались безнаказанные бомбежки Югославии («гуманитарная интервенция»), продолжение расчленения страны, потом — вторжение в Афганистан для «установления демократии и борьбы с терроризмом», бомбежки Ирака и вторжение войск коалиции на его территорию под надуманным предлогом и вопреки воле мирового сообщества. Кого еще ждет такая печальная участь — покажет время.

К концу Первой мировой войны на геополитическую арену вышел особенно опасный противник России — США. В Европе еще шли кровопролитные бои, а президент Североамериканских Штатов В. Вильсон говорил, что мир, который наступит после этой войны, будет американским.

Геополитическая стратегия, способствующая реализации этих замыслов, основывалась на наличии выгодного географического положения США: слабые соседи (Канада и Мексика), защищенность океанами, хорошая инфраструктура и развитый военнопромышленный комплекс. Все эти и другие факторы позволили Америке вести войны на территории пяти континентов, вступая в них, как правило, на заключительной стадии, когда воюющие страны были достаточно обескровлены. А помощь всем воюющим странам американцы оказывали не безвозмездно.

Во время «холодной войны» американские политики и дипломаты на словах продолжали бороться за демократию, за общечеловече- ские ценности. Но все их высокопарные словеса были прикрытием преступлений, творимых ими против многих народов мира:

1948—1953 гг. — карательные действия на Филиппинах;

1950—1953 гг. — вооруженная интервенция в Корее;

1964—1973 гг. — военные операции в Лаосе;

8. Геополитика России в XXI столетии

285

 

 

1961 г. — агрессия против Кубы, попытка захватить плацдарм в заливе Кочинос;

1964 г. — кровавое подавление восстания в Панаме. Восставшие требовали возвращения Панамского канала;

1965—1973 гг. — военная агрессия против Вьетнама, стоившая этой стране почти миллион жизней, миллионы раненых, отравленных химическими веществами, обожженных белым фосфором и т.п.;

1970 г. — агрессия против Камбоджи;

1982—1983 гг. — террористические акты морских пехотинцев против Ливана;

1983 г. — военная интервенция против крошечного государства в Карибском бассейне — Гренады;

1986 г. — вероломное нападение на Ливию;

1989 г. — вооруженная интервенция против Панамы, потребовавшей возвращения канала;

1991 г. — широкомасштабная военная акция против Ирака, спровоцированного Вашингтоном на захват Кувейта;

1992—1993 гг. — оккупация Сомали;

1995 г. — участие в войне против сербов в Боснии и Герцеговине;

1999 г. — варварские бомбардировки Югославии, принесшие стране гибель нескольких тысяч людей и материальный ущерб более чем на 100 млрд. долл.;

2001 г. — бомбардировки, террор в Афганистане, продолжающиеся до сих пор;

2003 г. — война против Ирака; поводом для вторжения на территорию страны была борьба с правительством, якобы поддерживающим международных террористов и производящим оружие массового поражения, но на самом деле американцам был нужен доступ к дешевой легкой иракской нефти, а оружие массового поражения Вашингтон ищет до сих пор.

Таким образом, общее число жертв американской военщины и терроризма только за 1948—1996 гг. составляет более 1 млн человек1. И это далеко не полные данные. На счету Америки террористические акты, подготовленные ЦРУ и приведшие к свержению правительств ряда стран.

После войны в Югославии Международный центр действий, возглавляемый одним из авторитетнейших юристов, бывшим генеральным прокурором США Р. Кларком, создал Международный трибунал по расследованию подобных преступлений. Международ-

1 Платонов О. Почему погибнет Америка. М.: Русский вестник, 1999. С. 44.

286

II. Геополитика в современном мире

 

 

ный трибунал дал юридическую оценку преступлений в Югославии. В этом докладе названа цель бесчеловечной военной операции — укрепить убеждение в том, что только одна система — капитализм — работоспособна. А главное — где нефть, там и кровопролитие.

Политическое руководство России в последние годы занимает более гибкую политику в отношении США. Так, Москва приняла условия Вашингтона в борьбе с международным терроризмом, разрешила самолетам США пользоваться российским воздушным коридором для полетов в Афганистан. Но и в этом сотрудничестве не все было просчитано российскими политиками и дипломатами. Вашингтон получил военные базы в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, а в перспективе, вероятно, их войска расположатся в Туркмении, Азербайджане, Грузии и Армении. В геополитическом плане США значительно выиграли:

приобрели возможность контролировать нефтяные и газовые запасы огромного прикаспийского региона;

получили доступ к югу России и возможность электронного контроля большей части Сибири;

вплотную приблизили свои войска не только к беспокойно-

му и сильному сопернику — Китаю, но и к Индии.

В Афганистане Америка и ее союзники по НАТО реально контролируют около 15% территории этой разноплеменной страны.

По официальным данным, разоренная войнами страна выживает, как мы отмечали, за счет производства героина из опийного мака. Сейчас Афганистан производит 87% мирового и почти 100% потребляемого в Европе героина. Основная масса опия-сырца, героина (предположительно около 10 тыс. т) идет через Таджикистан, Узбекистан, Киргизию и Туркмению в Россию и Европу. Такой героиновой атаки на Россию не было при талибах, которые жестоко наказывали сеятелей мака1.

Россия осудила агрессию США и Великобритании в Ираке в мягкой форме. Более жесткую позицию в отношении США заняли Франция и Германия. В связи с событиями на Ближнем Востоке Москва арендовала у Киргизии территорию под авиабазу в Канте, о чем мы уже говорили.

США стремятся превратить военный блок НАТО из оборонительного союза в инструмент глобального господства. Вслед за Югославией развязаны войны против Афганистана и Ирака. Проводится глобальная передислокация американских войск и техники

1 Цыганок А. Пока еще не поздно подавить наркоагрессию // Независимое военное обозрение. 2006. ¹ 12.

8. Геополитика России в XXI столетии

287

 

 

на Черноморское побережье (совместные маневры с Грузией), а также на Ближний и Средний Восток. В Германии расположена 40-тысячная группа американских войск. Для военных операций используется аэродром Лейпциг / Галле, что противоречит договору «Два плюс четыре». Вблизи российских границ размещаются американские ракеты и другая военная техника1.

Отношения между Россией и США обусловлены тактическими и стратегическими интересами двух государств, реализующих два разных геополитических подхода. Теоретико-методологический анализ этих подходов дан ранее. Поэтому мы остановимся только на их практической реализации в конце XX — начале XXI в. и составим прогнозы их дальнейшего развития.

Один из важнейших факторов, который предопределяет стратегические отношения между Россией и США, — ракетно-ядерный потенциал обоих государств.

«Россия по отношению к США по многим сравнительным параметрам (ВВП, производственный и научный потенциал, бюджет, политическая, военная мощь и т.д.) — просто карлик. Вашингтон последовательно и подводит нас к состоянию карлика по стратеги- ческой ядерной триаде»,

такую оценку шагам Вашингтона дает президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Л.Г. Ивашов.

Èдалее он пишет:

Èвдруг Россия перестала внимать указаниям из Вашингтона, не соглашается с американской интерпретацией ситуации в Ираке, Косово, в СНГ, выступает против развертывания системы ПРО в

Европе, заговорила о многополярности мира и т.д.2

Кроме того, политики США осознают опасность дезинтеграции СНГ и России, прежде всего в отношении угрозы распространения ядерного оружия и ракетных технологий — так называемое расползание ядерного оружия, хотя Украина и Казахстан декларировали свою готовность расстаться с этим видом вооружений. И третья причина настойчивых попыток ослабления ракетно-ядерного щита России — добиться контроля над нашими природными ресурсами. Бывший помощник президента США по национальной безопасности З. Бжезинский в книге «Великая шахматная доска» утверждает,

1Дашичев В.И. Держать немцев в узде, а русских — вне Европы // Экономиче- ская и философская газета. 2009. ¹ 14—15.

2Ивашов Л.Г. Америка в судьбе России: геополитический аспект // Наш современник. 2007. ¹ 10. С. 192—193.

288

II. Геополитика в современном мире

 

 

что Россия «несет ответственность за крупнейшую в мире долю недвижимости… ее размеры в два раза превышают площадь США или Китая, перекрывая в этом отношении даже расширенную Европу. Следовательно, потеря территорий не является главной проблемой для России…». И далее: «…децентрализованная, Россия была бы не столь восприимчива к призывам объединиться в империю. России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной Азии и с Востоком… Каждый из этих трех членов конфедерации имел бы более широкие возможности для использования местного творческого потенциала…»1 Эхо этих идей прозвучало во Владивостоке во время волнений в январе 2009 г.

Автор упускает из вида, что в случае развала Российской Федерации ситуация на огромном геополитическом пространстве станет несравнимо более опасной и менее предсказуемой, тем более если учи- тывать постановку на вооружение в России новых межконтинентальных ракет и стремления США создать третью позиционную систему противоракетной обороны (ПРО) в Польше и в Чехии. Некоторые политики в Москве полагают, что с приходом в Белый дом Б. Обамы отношения между Россией и США войдут в светлую полосу.

В марте 2009 г. Б. Обама предложил Президенту РФ Д.А. Медведеву решить проблему сокращения стратегических наступательных вооружений.

С точки зрения элементарного выживания нашей планеты и Россия и Америка заинтересованы в стабилизации ситуации на территории бывшего СССР. С другой стороны, Вашингтону не нужна сильная Россия, поскольку это серьезный конкурент в мировых делах, сдерживающий претензии США на роль сверхдержавы. А то, что с Россией можно не считаться, доказала встреча представителей «Большой восьмерки» в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге. Наша страна слаба экономически, она почти полностью зависит от Запада. Об этом свидетельствует слишком большой импорт продовольствия и промышленных товаров.

Москва может вновь стать «собирательницей земель» и одним из полюсов многополярного мира — это хорошо понимают в США и стремятся не допустить инновационного развития России. Отсюда и раздвоенность политической игры Вашингтона в отношении

1 Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1998. С. 239—241.

8. Геополитика России в XXI столетии

289

 

 

РФ. Все это налагает отпечаток на отношения двух стран в XXI в. Фундаментальной основой партнерства между Россией и Америкой является совместная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений, а в определенной степени — в налаживании «силового управления политиче- скими, военными процессами современного мира», например при урегулировании региональных конфликтов. Но здесь необходимо отметить, что подходы к этим вопросам, механизм их решения, предлагаемые Россией и США, чаще всего значительно различаются. Это различие стало особенно заметно во время участия американцев в конфликте с Ираком в 1990-х годах, при реализации операций в Боснии в 1995—1997 гг., при бомбардировках Сербии в 1999 г., в отношении противостояния Македонии и косовских албанских боевиков.

При взвешенном, реалистичном подходе к регулированию международных отношений равноправное, партнерское сотрудничество России и США может быть становым хребтом сообщества глобальной безопасности. Основой такого сотрудничества станут отсутствие территориальных претензий друг к другу, конкуренции в гонке вооружений, идеологических разногласий, а также неотягощенность исторической памяти народов двух стран. Объединить усилия Российской Федерации и США можно по следующим направлениям:

мирному освоению космоса;

защите окружающей среды (проблемы экологии приобретут в XXI в. глобальный характер и будут еще сильнее обостряться, например нехватка пресной воды);

нераспространению ракетно-ядерного оружия;

контролю за распространением обычных вооружений;

сокращению ядерного вооружения не только в России и США, но и в других государствах;

военно-техническому и военно-технологическому сотрудни- честву;

совместной борьбе с терроризмом и криминогенными структурами, распространением наркотиков и т.п. (проблемы терроризма и наркотиков также носят глобальный харак-

тер: почти 50% производимого в Афганистане героина потребляется в США).

Все эти направления в свое время были декларированы Вашингтоном.

Единственным положительным изменением в ядерной стратегии США стал отказ от ставки на победу в мировом ядерном конфликте.

290

II. Геополитика в современном мире

 

 

И тем не менее США демонстрируют сохраняющийся разрыв между декларативной политикой и практическими намерениями. Получается, что США так и не сошли с тропы «холодной войны».

Под давлением Конгресса президент США пошел на нарушение договора о противоракетной обороне. На 2001 г. было ассигновано более 12 млрд долл. на научно-исследовательские работы, связанные с ПРО, в 2007 г. на эти цели затрачено около 11 млрд долл. Может быть изменен весь режим ограничения и сокращения ядерных вооружений, что приведет к серьезному обострению двусторонних российско-американских отношений.

Вполне понятную озабоченность у России вызывают попытки американцев подменить механизмы ООН механизмами НАТО (например, действия США в Ираке, Боснии, Югославии, Македонии, Афганистане).

«Произошел разворот Вашингтона на 180 градусов во внешней политике: от ставки на миротворчество ООН и международное сотрудничество к традиционным подходам с позиции силы единственной оставшейся сверхдержавы, но с некоторой опорой на союзников»,— констатирует З. Бжезинский. Это означает, что США намерены жестко диктовать свои условия и добиваться единоличного принятия решения прежде всего с учетом своих интересов.

Американские миротворческие силы, принимающие участие в локальных конфликтах, финансируются ООН. Вооруженные силы России, выполняющие те же функции в некоторых странах Содружества Независимых Государств (например, в Абхазии, Южной Осетии, Таджикистане, Приднестровье), не получают помощи от ООН.

Наше сотрудничество с американцами в области военных, космических технологий приводит к передаче российских наработок, идей. Жесточайшая конкурентная борьба идет между нашей страной и США на мировых рынках оружия. Американцы предпринимают энергичные усилия для вытеснения России с мировых рынков вооружения и военной техники.

Двустороннее экономическое сотрудничество скорее напоминает игру в одни ворота. При объеме торговли между США и Россией, составлявшие чуть более 27 млрд долл., совместное заявление «Партнерство для экономического прогресса», подписанное в 1994 г. президентами двух стран, декларировавшее дальнейшее открытие американского рынка путем снятия остающихся ограниче- ний, законодательное закрепление за Россией статуса страны с «переходной экономикой», так и осталось на бумаге. Ничего не было сделано, чтобы наполнить это заявление реальным, позитивным

8. Геополитика России в XXI столетии

291

 

 

для России содержанием. По-прежнему блокируется доступ РФ на американские рынки высоких технологий, включая рынки оборонного и стратегического сырья. И пока что президент Б. Обама не спешит изменить сложившееся положение.

Итак, Белый дом на практике реализует тезис Бжезинского, выдвинутый им еще в 1990-е годы: «Россия может быть или империей, или демократией, но она не может быть и тем и другим»1. Констатировав, что в краткосрочной перспективе виды на стабильную российскую демократию не очень многообещающи», этот политолог утверждает, что «в России имперский импульс остается сильным и даже, кажется, усиливается».

Мы уже отмечали выше, что этот «имперский импульс», как правило, идет не от России. Раньше он шел из Казахстана — инициативы Н. Назарбаева, которые Москва проигнорировала. Потом «импульс» пошел из Минска. Не замечать его было нельзя: в России изменилась политическая конъюнктура, подходили выборы президента и депутатов Госдумы, в общественном мнении произошел явный перелом в пользу евразийского единства. Договор о содружестве был заключен с Белоруссией, Таможенный союз — с Белоруссией, Казахстаном, Киргизстаном. Все эти документы приняты в первую очередь благодаря России и Белоруссии. Но Москва постоянно дистанцировалась от Астаны, а особенно от Минска.

Дипломатические успехи российского МИД подорвали сдержанный оптимизм американцев после провала войны в Чечне. Поэтому подписание договора с Белоруссией было тем ходом, который спасал Россию в сложной политической игре США и России. Но Москва сделала все возможное, чтобы Минск обратил политический вектор на Запад. Америка оказывает влияние на всю Восточную Европу, не исключено, что тоже будет и с Белоруссией.

В геополитическом, военно-стратегическом плане России необходимо действовать с расчетом на дальнюю перспективу, избегая сиюминутных выгод, поскольку в союзе с западными странами она будет играть не первую скрипку.

Судьба России зависит от многих геополитических компонентов, особенно от боеготовности ракетно-ядерных сил. Ядернокосмический компонент как традиционное средство и компьютерное оружие, как качественно новая система стратегического сдерживания способен полностью восстановить реальный военнополитический паритет между США и их союзниками по НАТО, остальными странами мира. Нужна система традиционных евразий-

1 Бжезинский З. Преждевременное партнерство // Полис. 1994. ¹ 1. С. 61.