Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика. Нартов.pdf
Скачиваний:
411
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
4.74 Mб
Скачать

Глава 13

Индия в мировой геополитической системе

• Русские в Бомбее: ретроспектива • Историческая несправедливость • Индия — Пакистан: между прошлым и будущим • Индийско-американские отношения • Индия — Россия: многоаспектное сотрудничество • Современная геополитика Индии

Рубеж веков преподнес мировому сообществу немало сюрпризов: разрушен СССР — сверхдержава мира, а Российская Федерация прилагает немалые усилия для того, чтобы стать субъектом геополитики; в 1990-х и в 2008—2009 гг. застопорилась, забуксовала динамичная, отлаженная японская экономическая машина; на планетарный экономический и политический Олимп стремительно ворвался Китай, а вслед за ним в число региональных могучих держав вошла Индия.

Изменения в соотношении сил, произошедшие в геополитике за последние десять лет, были настолько революционными, что многие международные организации, структуры, страны и их правительства и в XXI в. остаются в определенной мере дезориентированными относительно расстановки сил на мировой арене.

13.1. Русские в Бомбее: ретроспектива

Первым русским человеком, побывавшем в Мумбаи (в Бомбее) более 500 лет тому назад, был тверской купец Афанасий Никитин. Его яркие, интересные воспоминания «Хождение за три моря» — образец дневниково-эпистолярного наследия. Что же заставляло купцов, в том числе и русских, несмотря на огромные трудности, опасность быть не только ограбленными, но и убитыми, искать пути

âдалекую сказочную Индию? Любознательность? Конечно! Охота к перемене мест? Да! Желание получить прибыль? Безусловно! В XV—XVI вв. за 1 г индийского перца в Европе платили 5—6 г золота. А перец, как и другие пряности, в Россию в те времена попадал

âосновном из Европы. Но двигало русскими купцами еще и чувство гордости, патриотизма: они стремились «сослужить» отечеству.

Однако следует сказать, что путешествие Афанасия Никитина было прекрасным, героическим, но эпизодом. В 1660-х годах незаурядный политик Аф. Лав. Ордин-Нащокин — дипломат, ведавший при царе Алексее Михайловиче Посольским приказом, управитель Новгородского приказа, руководивший каспийским корабельным

456

II. Геополитика в современном мире

 

 

делом, изложил царю свою давнюю мечту о проникновении Москвы с торговыми целями в Индию. Для этого в Голландии был нанят корабельный личный состав. Сделал это издавна проживавший в Москве голландский гость Ван Сведен, учредитель первой почты в России. Капитаном корабля и кормщиком-генералом был назначен Бутлер, его племянник. Жалованья капитану положили 100 руб. в месяц, корабельным мастерам — 80, 65 и 30, штурману — 36. Бутлер бывал «первою каргою (Charger) в Индии и разумел многие индийские языки, и торги изучил индийские, и небесное течение, и как морем водится кораблям ходить»1. В договор с Бутлером было включено: «В чину своем царскому величеству служить верно и стоять ему против всяких его царского величества неприятелей, как водяным, так и сухим путем»2. Это упоминание о сухом пути объясняется тем, что разочарованный в возможности балтийского направления политики царя Ордин-Нащокин, человек способный заглядывать за горизонт, «думать континентами», говоря современным языком, видел геополитическую привлекательность Индии3.

Особенно пристальное внимание русские обратили на Индию в конце XVIII в., а также в начале и середине XIX в. Обусловлено это прежде всего агрессивной империалистической политикой «влады- чицы морей» — Великобритании. В конце XVIII в. русские военные корабли бывали не только на Дальнем Востоке, но и хаживали к берегам Юго-Восточной и Южной Азии, оказывали помощь североамериканским колонистам в борьбе за независимость от британской короны. А Индия была самым драгоценным бриллиантом в этой короне. Таким образом, Россия имела возможность воздействовать и на самую большую драгоценность, принадлежащую коварным бритам.

Впервые оказать такое воздействие военным путем попытался Павел I. Было это в 1801 г. Император приказал 40-тысячному корпусу донских казаков пройти трудный путь до Индии. Поход не был подготовлен, и чем бы он завершился — судить трудно. Казаки дошли только до Астрахани, а затем их вернули в родные станицы, поскольку Павел I был убит.

После поражения России в Крымской войне в 1853—1856 гг., в которой англичане сыграли решающую роль, русские военачальники (прежде всего, последний фельдмаршал Д.А. Милютин) и ди-

1Квашнин-Самарин Е.Н. Морская идея в русской земле: Россия морей. «Арабески» истории. Вып. 8. (в составе универсального международного альманаха). М.: Изд-во ин-та ДИДИК, 1997. С. 139.

2Òàì æå.

3Òàì æå.

13. Индия в мировой геополитической системе

457

 

 

пломаты стали вновь искать пути усиления влияния России в Индии. Предпочтение было отдано дипломатическим средствам. Переговоры и официальная переписка между Петербургом и Лондоном по вопросу об учреждении консульства в Индии (о посольстве речь не могла идти, так как Индия была английской колонией) были сложными и продолжались более 40 лет (начались они в ноябре 1858 г.). Петербург настаивал на открытии консульства в Бомбее. Дипломаты России обосновывали это его выгодным географическим положением и наличием крупнейшего в стране порта, что решало, по их мнению, многие экономические и торговые вопросы. Но англичане понимали, что открытие российского представительства важно для Петербурга не только с экономической точки зрения. Присутствие в Бомбее позволяло русским полнее отслеживать политику Великобритании в Азии, которая активно стремилась расширить зону своего влияния: вплоть до среднеазиатских владений Российской империи1.

От имени царского правительства в переговорах с Англией принимал участие барон Брунов. Он информировал Министерство иностранных дел о том, что британские дипломаты с самого начала с большой настороженностью отнеслись к предложению СанктПетербурга. Они опасались возможного усиления позиций России в Индии. Это усиление могло осуществляться, как утверждал Лондон, через пограничные страны: Афганистан и Центральную Азию.

Â1858—1859 гг. переговоры зашли в тупик.

Â1875 г. Россия запросила мнение лорда Солсбери — государственного секретаря по делам Индии — по поводу возможности открытия русской миссии в Бомбее. Его ответ был по существу отрицательным. Десять лет спустя лорда Солсбери сменил на этом посту лорд Литтон. Он также оказал мощное противодействие попыткам Петербурга. Главный аргумент англичан вновь сводится к тому, что, «стремясь к открытию своего консульства, Россия на самом деле преследует тайные цели расширения своего политического и военно-стратегического влияния в Индии»2. Затем вплоть до 1900 г. продолжалась дискуссия о том, в каком городе предстояло открыть представительство: в Бомбее или Калькутте?

Âапреле 1900 г. был опубликован указ Николая II о назначении блестящего дипломата, опытного специалиста-востоковеда В.О. фон Клемма генеральным консулом в Бомбее. Работа первого российско-

1См.: Кадакин А. 100 лет русскому консульству в Мумбаи, который прежде назывался Бомбеем // Международная жизнь. 2001. ¹ 1. С. 87.

2Òàì æå

458

II. Геополитика в современном мире

 

 

го генерального консула была чрезвычайно трудной и сложной в основном из-за враждебного отношения к нему лорда Керзона — большого недоброжелателя России, ярого сторонника наступательной политики «передового базирования» против русских в Индии.

Мы уже говорили о том, что важную роль в поисках путей и средств сближения и влияния на индийскую элиту (прежде всего, интеллигенцию) сыграли военные, особенно офицеры генштаба России. В этом контексте называли фамилию Д.А. Милютина — последнего фельдмаршала России. История, архивы сохранили докладную записку в генштаб офицера Александра Выгорницкого, написанную в Индии в 1887 г. Официально Выгорницкий занимался в Индии изучением языка индустани — современного хинди. Эта записка попала на высочайший уровень. Через десять лет (в 1897 г.) Николай II, побывавший в Индии еще до восшествия на престол, написал: «Вопросу о консульствах в главнейших городах Индии я придаю большое значение».

Бомбей, как правильно понимали русские дипломаты и военные, служил самым удобным местом для сбора сведений как поли- тико-экономического, так и военного характера. Развивая идеи Д.А. Милютина, они подчеркивали:

Индия представляет собой наиболее уязвимый пункт Великобритании, тот чувствительный нерв ее, одно прикосновение к коему, в случае надобности, способно… заставить правительство королевы изменить враждебное к нам настроение и проявить желаемую уступчивость во всех тех вопросах, где будут сталкиваться обоюдные интересы1.

Выполнять возложенные на них задачи русским дипломатам было чрезвычайно сложно: все члены консульства находились под постоянным бдительным надзором полиции. Вся дипломатическая почта вскрывалась, пакеты и письма доставлялись в консульство даже не заклеенные вновь. В начале XX в. российский консул отмечал пробуждающееся национальное сознание местной интеллигенции и проявление народной ненависти к англичанам в Индии. Недовольство английским режимом, как подчеркивал консул, имело глубокие социальные корни и объективные причины.

13.2. Историческая несправедливость

Индия оценивает свое геополитическое положение в XXI в. со сдержанным оптимизмом. За годы, истекшие после провозглаше-

1 См.: Кадакин А. Указ. соч. С. 90.

13. Индия в мировой геополитической системе

459

 

 

ния ее независимости1, она показала, что может решать большие и сложные задачи. В последнее десятилетие XX в. в мире, где объективно действует процесс глобализации, страна с миллиардным населением не только не утратила своей самобытности, но и завоевала прочное место под солнцем, превратившись в экономически мощную ракетно-ядерную державу, задающую тон не только в сфере производства сверхмощных компьютеров и компьютерных программ, новейших технологий, но и в сфере политики, культуры.

В общественном сознании, которое формируется многими факторами, но в первую очередь под влиянием средств массовой информации (прежде всего, электронных), образ нового глобально организованного мира существует как образ западной, европейской, североатлантической цивилизации, достигшей планетарных пределов. Но изучение опыта вхождения Индии в ставший в конце ХХ в. монополярным мир показывает, что параллельно с вестернизацией формируется в дальней перспективе иная, могущественная, но пока молчащая реальность.

Общепризнанным фактом является ширящееся распространение английского языка. Более или менее основательно им владеет около 1,5 млрд человек. Но данные официальной статистики ООН говорят, что если в 1958 г. 9,6% населения Земли считали этот язык родным, то в середине 1990-х — только около 6,9%. Американский ученый Дж. Фишер в журнале «Forign Policy» пишет, что мировому господству английского языка может вскоре прийти конец, поскольку развитие местных коммуникаций, информационных рынков, а также миграция населения способствуют распространению региональных языков во всем мире.

Иерархия же языковых систем в начале нового века выглядит следующим образом (по численности говорящих на этих языках): китайский, английский, испанский, хинди, бенгали, арабский, португальский, русский2.

Растущее влияние восточных реалий на судьбы цивилизации всегда было противоречиво и неоднородно. Что касается стран самого третьего мира, то здесь можно очертить два полярных сценария развития событий: во-первых, стремительное, по историческим меркам, формирование на просторах Большого тихоокеанского кольца альтернативного пространства индустриального сообщества — «Нового Востока»; во-вторых, нарастание признаков социальной и культур-

1После Второй мировой войны правительство Великобритании было вынуждено предоставить Индии независимость, разделить страну в 1947 г. на два доминиона: Индийский Союз и Пакистан. В 1950 г. Индийский Союз стал Республикой Индия.

2См.: Глобальное общество. СПб.: Алетейя, 1999. С. 28—29.

460

II. Геополитика в современном мире

 

 

ной инверсий в некоторых районах мировой периферии, в сумме образующих архипелаг проблемных территорий, в той или иной мере пораженных вирусом социального хаоса, — «Глубокий Юг».

Оба сценария достаточно отчетливо проявились в течение последних лет, ознаменовавшихся «тихоокеанской и индийской революцией» для одних и «потерянным десятилетием» для других1.

«Индийская революция» в ближайшие годы, видимо, закончится обретением этой страной статуса не региональной, а великой державы. И это не плод амбиций ее лидеров. Страна с миллиардным населением (а через 20—25 лет при сохранении нынешних темпов рождаемости — 1,5 млрд человек) не может оставаться в стороне от выработки решений, которые определяют судьбы всего мира, но принимаются горсткой лидеров избранных государств. Стремление крупнейшей страны Южной Азии обрести статус великой державы — это прежде всего проявление ответственности за судьбу собственного народа, но одновременно и солидарность с другими освободившимися и развивающимися странами, интересы которых в мировой политике учитывают недостаточно.

Впервые идею обретения Индией статуса великой державы высказал Джавахарлал Неру в сентябре 1954 г. Он говорил, что при нормальном ходе развития Индия могла бы быть четвертой по порядку великой державой после США, СССР и КНР. Великой державой, полагал он, делает Индию роль, которую она играет в международных отношениях, в деле укрепления мира и сотрудничества между народами. Индия и сейчас отвечает этим критериям, к тому же за прошедшие годы она превратилась в одно из ведущих индустриальных государств мира, располагающее новейшими технологиями, хорошо обученной и оснащенной армией, которая трижды в ушедшем столетии давала достойный отпор войскам Пакистана. В 1994 г. Индия официально подняла вопрос на Генеральной ассамблее ООН о постоянном членстве в Совете Безопасности ООН.

Если учитывать численность населения, размеры территории, вклад в развитие мировой цивилизации, международный авторитет, то Индия сегодня уже могла бы занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Известный дипломат, бывший премьерминистр Индии К. Гуджрал особо подчеркивал, что на протяжении тысячелетий Индия была центром образования, философии и литературы. Многие великие и даже мировые религии родились на ее земле. Вся Азия несет на себе печать индийской мысли и культуры. Взгляд на человечество как на единую семью, гуманизм и миролю-

1 Глобальное общество. С. 28—29.

13. Индия в мировой геополитической системе

461

 

 

бие — характерные черты индийской культурной традиции и ее вклад в развитие мировой культуры. В связи с этим уместно заметить, что философия, мировоззрение Л.Н. Толстого носят яркий отпечаток философских систем этой древнейшей страны.

В Индии осуществлен успешный социально-экономический эксперимент: в стабильном государстве за 50 лет независимости удалось значительно поднять жизненный уровень народа.

Сегодняшняя Индия — важный субъект международных отношений, имеющий дипломатические представительства в ранге посольств более чем в 100 странах. Кроме того, около 14 млн человек — диаспора этой страны — дает дополнительное «индийское присутствие»

âмире. Как правило, представители индийской диаспоры — это интеллектуальная, научная и деловая элита стран проживания. Свыше 1,3 млн индийцев живут в США. Это одна из самых богатых общин среди иммигрантов: большая часть бизнеса в области высоких технологий долины находится в их руках.

Индийские солдаты внесли немалый вклад в разгром немецкого фашизма и японского милитаризма. Страна играет важную роль в формировании миропорядка. В качестве одного из основателей движения неприсоединения она последовательно боролась против колониализма, неоколониализма, апартеида и «холодной войны», что вели США и страны НАТО, выступала и выступает за мир и сотрудни- чество между народами. Она стала первой страной, которая еще в 1954 г. высказала предложение запретить все ядерные испытания,

â1965 г. — заключить договор о нераспространении ядерного ору-

жия, в 1978 г. — договор о неприменении ядерного оружия, в 1982 г. предложила «заморозить» ядерное вооружение, а в 1988 г. — приступить к планомерному процессу всеобщего ядерного разоружения.

Но геостратегическая обстановка в Южной и Юго-Восточной Азии менялась: становилась все более напряженной. Ядерной державой стал Китай, а с ним у Индии с начала 1960-х годов были весьма напряженные отношения. Поэтому Пекин активно помогал вооружению соседа Индии — Пакистана, который приступил к реализации своей ядерной программы. Кроме того, ядерное оружие накапливалось и в акватории Индийского океана: на оккупированном американцами о-ве Диего Гарсиа. Американские корабли, курсирующие поблизости от индийских берегов, также несли на борту ядерные ракеты, торпеды.

В этих условиях политические лидеры страны приступили к осуществлению собственной ядерной программы. Индия провела собственные ядерные испытания, показав тем самым, что распола-