Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика. Нартов.pdf
Скачиваний:
411
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
4.74 Mб
Скачать

7. Россия на постсоветском пространстве

269

 

 

войти в состав России обусловлено не только экономическими при- чинами. Люди в этой республике не уверены в завтрашнем дне, опасаются силовых действий как грузинских властей, так и боевиков, обосновавшихся в Панкисском ущелье Грузии.

7.11. Северо-Кавказский «узел противоречий»

Политики, военные, ученые России, говоря об отношениях Москвы с северокавказскими республиками, подчеркивают сложность противоречий между субъектами этих отношений. Термин «узел противоречий» имеет более или менее ясные контуры (но не при- чины). Более расплывчато звучит «синдром».

Причиной и катализатором войн, терактов, вооруженных нападений бандформирований на федеральные силы, государственные органы власти и т.п. на Северном Кавказе были и остаются борьба за доходы от нефти, торговля оружием и наркотиками, работорговля, кроме того, социально-экономическая дезорганизация, этниче- ское противоборство за политическое влияние, передел экономиче- ской сферы и т.д.

Немаловажное значение в формировании политического, экономического, социального климата в регионе принадлежит субъективному фактору, в частности политике Москвы.

Исследование механизма будет неполным, если мы не обратимся к истории отношений между Российской империей и чеченцами. Вот что пишет по этому поводу первый чеченский историк Умалат Лаудаев: «Чеченцы жили прежде в горах и только в начале прошлого столетия появились на плоскости. В преданиях чеченцев говорится, что на плоскости Чечни господствовали разновременно ногайцы, русские и калмыки… Окруженным со всех сторон хищными племенами, неверными в данном слове и жаждавшими всегда добычи, русским, находившимся в Чечне, необходимо было много бодрствования, чтобы сохранить себя и свое имущество от нападения этих необузданных племен. Быть может, эти неудобства и воспоминания о далекой родине заставили их оставить Чечню и присоединиться к своим соотечественникам, уже во множестве водворившимся на Тереке»1.

Однако еще в середине XVIII в. терские казаки владели на правой стороне Терека садами, пашнями, сенокосами и другими угодьями, расположенными иногда вдали от Терека. Правда, начальство

1 Лаудаев У. Чеченское племя // Поэма об Алгузе. М., 1993. С. 148—149.

270

II. Геополитика в современном мире

 

 

требовало, чтобы дальние поездки совершались «кампаниями, а не по одиночкам, и при том имели б при себе и потребное оружие»1.

Тем не менее процесс заселения правобережья Терека чеченцами шел полным ходом: «Тогда чеченцы быстро наводнили плоскость. Безземельные и малоземельные фамилии стараются заискивать любовь русских своею преданностью, дабы этим добыть себе землю. Заняв на плоскости земли, чеченцы усиливаются на ней и потом отвергают заключенные с русскими условия, выходят из их покорности, вследствие чего начинаются взаимные неприязненные действия»2.

Как признает Лаудаев, чеченец — человек свободный, независимый, «вольный как волк», не терпит никакой власти, не выбирает из своей среды предводителей, если выбирает начальствующее лицо, то власть его была мнимой и его слушали только его фамилия и родственники3.

Сильные фамилии, по мнению чеченского историка, буйствовали и не боялись никого, не исполняли приговоров адата. Воровство вошло у них в славу и доблесть, убивали и резали друг друга почти без причины, и наконец, начали совершаться невиданные до того преступления, перенятые от адыгов, — стали похищать или силой уводить беззащитных людей — своих собратьев в неволю и продавать их в рабство в далекие страны. Перестали уважать обычаи отцов, и не исполнялись условия адата. В Чечне стало господствовать только одно право — право сильного4.

Себе в правители чеченцы приглашали кабардинских, кумыкских князей, подчинялись чужакам вроде Шамиля или последнего имама Чечни и Дагестана Нажмуддина Гоцинского (оба аварцы). «Одни лишь надтеречные чеченцы, поселившиеся на правом берегу Терека, повиновались князьям, да и то более из боязни русских, нежели самих князей», — пишет Лаудаев5.

Генерал-майор В.Я. Левашев писал коменданту крепости Кизляр, основанной в начале 1735 г., что с горскими народами надо обходиться «осмотрительно, осторожно, справедливо, приветливо, с умеренною ласкою, но не раболепно, дабы легким и уступным обхождением не попустить их к наглости, поелику они чрезмерно

1Бирюков А.В. Российско-чеченские отношения в XVIII — середине XIX века // Вопросы истории. 1998. ¹ 2. С. 46.

2Лаудаев У. Указ. соч. С. 160.

3Òàì æå. Ñ. 164.

4Òàì æå.

5Òàì æå. Ñ. 166.

7. Россия на постсоветском пространстве

271

 

 

льстивы, обманчивы, коварны, ко всякому злу склонны и по своему магометанскому закону суть нам тайные и явные неприятели»1.

Только во время правления Екатерины II, с 1770 по 1783 г., был предпринят ряд карательных походов против горских племен. Во время очередной Русско-турецкой войны, начавшейся в 1768 г., вольно или невольно они помогали туркам, действуя против русских. Силой оружия русские привели их к послушанию, они присягали на верность императрице и снова нарушали присягу. «Буйствовали» горские племена в 1920-е годы, во время Гражданской, Великой Отечественной войн. События, произошедшие в Чечне в 90-е годы ХХ в., во многом связаны с нефтью, торговлей оружием и наркотиками.

В XIX в. завоевание Северного Кавказа русскими было обусловлено имперскими поползновениями Британской империи на территории, богатые нефтью, газом, минеральными ресурсами. В 90-х годах ХХ в. самопровозглашению независимой Чечни способствовала недальновидная политика Москвы.

В Чечне для подкрепления ее суверенитета российской армией было оставлено много оружия — от автоматов Калашникова до секретных тогда ракет С-300 (которые потом оказались в Турции). Чечня благодаря стараниям российских олигархов превратилась в «черную дыру», в которой исчезли миллиарды рублей. Начались убийства русских и других неверных с точки зрения мусульманваххабитов. Беспредел, начавшийся в Чечне, привел к гибели сотен, а потом и тысяч людей. Буденновск и Первомайск — образцы того, как нельзя проводить спецоперации. Не лучше можно оценить и соглашении в Хасавюрте. Это наглядный пример недальновидности находящихся тогда у власти политиков.

Обе чеченские войны показали, что системой блокпостов, «за- чисток», проведением спецопераций порядка там не наведешь. Почти ежедневно средства массовой информации сообщают о взрывах фугасов, ночных перестрелках в городах и поселках Ингушетии, Дагестана и мирной Чечни. Более того, теракты уже пришли в Москву. Захват заложников на спектакле «Норд-Ост», взрывы в Москве показали неподготовленность спецслужб и медиков к встрече со смертниками с поясами шахидов. Тактика абреков «на- бег-отход» продолжает приносить новые жертвы среди российских войск, МВД, ФСБ, спецназовцев.

1 См.: Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. Ч. 1. СПб., 1869. С. 162.

272

II. Геополитика в современном мире

 

 

Спецподразделения МВД и ФСБ, местные формирования, лояльные федеральным властям, испытывают затруднения еще и потому, что «все боевики вдруг стали «местными мирными» жителями. Они если и носят военную форму, то эта форма российской армии. Цель такого переодевания — грабеж населения, особенно сельского. Оружие и зеленые повязки моджахедов, что носили они на голове, спрятаны в схроны. Он (моджахед) может приветствовать тебя, протягивать руку, казаться твоим другом, стреляя тебе в спину из-за угла, устанавливая фугасы, нападая на колонны»1.

Жилые массивы Грозного почти все лежали в руинах. Население обжило подвалы, где пребывало почти десяток лет, или ютилось в лагерях беженцев. К русским оно относится как оккупантам, представителям чуждой государственной власти. Лидеры Чечни и их ближайшее окружение делят «экономический пирог», получаемый из Москвы. Зачистки, проводимые ранее в Чечне, уничтожение боевиков чаще приводят их родственников в отряды «джамаатов»2.

Политика Москвы подкрепилась руководством военными операциями. Проводимые с одобрения Кремля бомбардировки Грозного, других селений, многочисленные кровавые «зачистки», расправы с местными жителями даже в тех районах Чечни, Ингушетии, которые были лояльны центральной власти, привели к уничтожению Грозного и других поселений.

Исламский мир увидел в Чеченской войне вызов и принял в ней довольно активное участие: волонтеры из Турции, Саудовской Аравии, Пакистана, Афганистана и других стран Ближнего и Среднего Востока воевали на стороне братьев по вере, не говоря об огромных финансовых вливаниях в Чечню. В геополитическом плане действия Москвы на Северном Кавказе в 90-е годы ХХ в. и в нача- ле XXI в. кроме как провальными не назовешь. Так полагают многие военные, ученые, занимающиеся проблемами Северного Кавказа. Обстановка на Северном Кавказе в 2007—2009 гг. еще больше обострилась. Нарастает террористическая и криминальная активность, особенно — в Ингушетии и Дагестане3.

Отток молодежи в ряды боевиков не ослабевает. Обусловлено это прежде всего социально-экономическими причинами: огромной безработицей и низким жизненным уровнем. Вторая причина оттока молодежи к боевикам — оппозиционность населения к местной

1Общественная безопасность. Сб. ¹ 6. М., 2001. С. 117.

2Евдокимов П. Дагестанский бой // Спецназ России. 2009. ¹ 3.

3Махлай А. Кавказский «узел» // Военно-промышленный курьер. 2009. ¹ 11.

7. Россия на постсоветском пространстве

273

 

 

власти. Оно либо поддерживает боевиков, либо относится к ним нейтрально, не противодействует им и не сдает федеральным силам. Третий фактор — агитация ваххабитов, подкрепленная солидной финансовой поддержкой, идущей в основном из-за рубежа. Мероприятия ФСБ и милиции по перекрытию денежных каналов часто запаздывают1.

Руководители Чеченской Республики постоянно оказывают давление на все воинские подразделения Министерства обороны России. Решением Арбитражного суда ЧР от 22 мая 2008 г. признана недействительной регистрация права постоянного владения земельными участками в селах Хиндой и Борзой Аргунского музеязаповедника за квартирно-эксплуатационным управлением СевероКавказского военного округа (СКВО) Минобороны РФ.

Возможно, ключевая причина спора между чеченскими властями и Минобороны — плата за землю. Республиканские власти стараются получить от Минобороны РФ определенную материальную компенсацию. Впрочем, не исключено, что за территориальным спором еще стоит и большая политика, т.е. решение республики ослабить военный контроль со стороны федерального Центра. Он уже добился того, что Москва уже объявила Чечню зоной, свободной от контртеррористических операций.

Пока Чечня в финансовом плане — «черная дыра» для Москвы. Субсидии федерального Центра, направляемые на восстановление и социально-экономическое развитие Чеченской Республики на период с 2008 по 2011 г., превысят 120 млрд руб. Очень часто в послевоенной Чечне деньги исчезали, не доходя по назначению. При реализации новой программы очередного финансового вливания в Чечню Москва решила внедрить механизм финансовой ответственности региональных властей. В случае если бюджетные средства в течение года использовались нерационально, на следующий Москва их может просто не выделить.

Бюджет Чечни, как и других республик Северного Кавказа, по оценкам специалистов, держится на дотациях. Так, дотации в бюджет Адыгеи в 2005 г. составили 73,1%, в 2007 — 73,8, Карачаево- Черкесии — соответственно 68,9 и 74,5, Дагестана — 86,8 и 80,4, Кабардино-Балкарии — 65,4 и 68,5, Ингушетии — 93,5 и 93,6%.

В отношениях Москвы и Грозного важную роль играют средства массовой информации. Как во время первой войны в Чечне в 1994—1995 гг., так и в конце 90-х — начале 2000-х управленческая администрация России словно забыла об информационно-

1 Подкрепление для чеченских шайтанов // Независимая газета. 2008. 21 мая.

274

II. Геополитика в современном мире

 

 

идеологической работе, которая в обязательном порядке должна предшествовать мероприятиям военного характера. Необходимость ее доказана историческим опытом.

Нестабильна обстановка в Дагестане, Ингушетии, КабардиноБалкарии. Ее причины, как мы отмечали ранее, надо искать прежде всего в социально-экономической, национальной и религиозной сферах.

Массовая безработица, низкий уровень жизни и долговременная политическая нестабильность способствуют расцвету коррупции и предательства, затронувших власть, и прежде всего правоохранительные органы Кабардино-Балкарии. Ваххабиты — это преимущественно безработная молодежь 18—25 лет. Большое влияние оказывают на них чеченцы, которых в республике проживает 30—35 тыс.

ÂКабардино-Балкарии в перспективе может произойти такой же развал, что свершился в Грузии. Власть в республике находится

âосновном в руках кабардинцев: их около 80%. У 20% балкарцев нет своих муниципальных образований, они не могут избирать свой представительный орган и своего главу администрации. В республике отсутствует какая-либо законность. Пополнение для всякого вида «джамаатов» набирается именно среди балкарцев.

Третий фактор нестабильности в Кабардино-Балкарии — противостояние лидеров мусульман «старой гвардии», лояльной власти, и тех, кто получил образование в Саудовской Аравии.

Основная черта распределения власти в Кабардино-Балкарии и вообще на Северном Кавказе — посадить в нужное кресло в нужное время нужного человека, а лучше всего — близкого родственника. Тогда можно бесконтрольно распределять в свою пользу финансовые потоки: местные или идущие из Москвы.

Сформировавшиеся во властных структурах корпоративные сообщества монополизировали политические и экономические ресурсы. Во всех северокавказских республиках руководящие должности

âорганах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалось разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции.

Произвол властей порождает у большей части населения социальную апатию. Во многих субъектах Федерации власть не имеет существенной опоры. В шести субъектах ЮФО отрицательный рейтинг высших должностных лиц выше положительного.

ÂДагестане и Чечне ваххабиты появились в начале перестройки. На территорию этих республик пришли проповедники из арабских государств, и молодые мусульмане получили возможность обучаться

7. Россия на постсоветском пространстве

275

 

 

в религиозных учреждениях исламских стран. Но нередко в ваххабитов фундаменталисты зачисляли всех мусульман, которые выступали с критикой официального духовенства, религиозных особенностей ислама, усложненного местными обычаями. Правящие элиты в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Чечне, закрывая глаза на деятельность зарубежных проповедников или прямо пособствуя им, немало сделали для разжигания конфессиональной и межнациональной розни. (Нужно заметить, что подобные факты были и в Таджикистане и Узбекистане, лидеры которых неоднократно обращались за помощью к России в борьбе против этих мобильных сил.)

Âсилу ряда причин, и прежде всего из-за боязни военных действий, из-за межэтнических конфликтов, с Северного Кавказа в южные края России постоянно прибывают новоселы из этих регионов. Кубанцы, ставропольцы уже давно бьют тревогу по поводу активного и беспрепятственного заселения региона армянами, грузинами, азербайджанцами, курдами, турками-месхетинцами, чеченцами, узбеками, крымскими татарами.

К 2006 г. только в Краснодарском крае осело более 1 млн приезжих. И названные этнические группы дают основной прирост населения. Число курдов, например, выросло на 85%.

К 2003 г. 22 казачьи станицы переименованы в аулы, и этот процесс продолжается. И сопровождается он столкновениями на национальной почве, особенно среди молодежи.

Âкачестве противовеса силам, занимающим разными способами Южный регион, нужно использовать различные механизмы, в частности совместные действия Москвы, Баку и Еревана.

Урегулирование конфликтов на Северном Кавказе имеет для России большое геополитическое значение. Здесь проходят нефтепроводы и газопроводы, имеются подходы к углеводородам Каспия,

àих около 15 млрд т. Вот почему к Закавказью и Северному Кавказу приковано внимание США, Великобритании, Турции, Ирана.

Плодотворнее всего в решении проблемы Северного Кавказа — переговорный процесс.

Второй ход России — перекрыть финансовую поддержку экстремизма в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Лишение экстремистов источников финансирования — главное условие преодоления тех бед, которые выпали на долю народов республик Северного Кавказа.

Если укрепления позиций России на Северном Кавказе, в Закавказье в начале XXI в. не произойдет, то создавшийся «вакуум силы» будет быстро заполнен: претендентов много, о чем мы уже говорили. Проникновение западных стран на Кавказ в качестве