Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика. Нартов.pdf
Скачиваний:
411
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
4.74 Mб
Скачать

8. Геополитика России в XXI столетии

311

 

 

8.6. Москва — Пекин в XXI в.

Огромная часть российской границы от Казахстана до Японского моря разделяет нас с самой могущественной в геополитическом и военном отношении страной Азиатско-Тихоокеанского региона — Китаем. Бурное развитие этого региона требует от России осознания своих геополитических интересов. К сожалению, после ликвидации СССР политика Москвы не обрела в АТР стратегической целеустремленности, тактической четкости и гибкости. В ней попрежнему преобладают евроцентризм и ориентация на решение сиюминутных азиатских проблем, хотя в конце ХХ в. наметился позитивный сдвиг; он заключается в более тесном экономическом, стратегическом сотрудничестве с гигантом АТР. Эти шаги российского правительства позволяют надеяться на исторический поворот

âгеополитике страны.

Ñгеополитической, военной, экономической точек зрения самой уязвимой частью РФ является граница с Китаем. Огромная российская территория — это запустение, заброшенность гигантских регионов Сибири и Дальнего Востока, богатых практически всеми видами сырья и энергоресурсов, огромными массивами тайги, полей, лугов и т.д.

На территории от Урала до Дальнего Востока залегает почти 80% всех разведанных запасов угля, 100% российских алмазов, львиная доля нефти и газа, 7,1 млрд т железных руд, 98,5 млн т марганцевых руд, более 90% запасов урана, 60% руд цветных металлов, а запасы древесины (в том числе наиболее ценных хвойных пород) превышают 40 млрд куб. м1. Численность же населения от Байкала до Владивостока — менее 20 млн человек, тогда как в Китае — более 1,2 млрд. Заселенность региона — очаговая при рыхлой инфраструктуре. Кроме того, большинство территорий от Казахстана до Владивостока представляет собой зону рискованного земледелия, а в конце ХХ в. огромный регион стал настоящим очагом экономи- ческого и экологического бедствия.

В силу названных и других причин, предопределяющих жизнь этого региона, следует особо подчеркнуть, что развитие громадных богатейших территорий нельзя доверять только рынку. Государство обязано планировать развитие его производительных сил, проводить тщательно выверенную миграционную политику. Без решения данной проблемы Россия не сможет конкурировать с другими мировыми державами. Необходима хорошо продуманная научная

1 Цепляев В. Восток проснулся // Аргументы и факты. 2008. ¹ 38.

312

II. Геополитика в современном мире

 

 

стратегия развития региона, поддержанная выверенной внешней политикой. Такая строго научная программа позволит России вовремя включиться в процесс геополитической и геоэкономической революции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай подает нам пример. Он реально претендует на роль супердержавы, мирового лидера первой половины XXI в.

Геополитика Китая несет на себе отпечаток моря и континента. С 1960 по 1979 г. она во многом имела конфронтационный для

СССР характер. Вершиной этой конфронтации были бои за остров Даманский в конце зимы 1969 г.

В середине 1970-х годов Китай активно вел переговоры с представителями мондиалистской «трехсторонней комиссии», т.е. снова выступал как сторонник атлантистской геополитики. В конце XX в. контакты КНР с Западом стали значительно прочнее и обширнее, чем с Россией, по отношению к которой проводилось выяснение мнений правительственных кругов РФ по «спорным территориям», т.е. России, по сути, предъявлялись территориальные претензии.

Наш южный сосед — это и замкнутая расово-культурная общность, не имеющая в этом отношении общих черт с евразийскими народами, и иная философия, имеющая свою тысячелетнюю историю. Все вместе взятое плюс динамичное развитие с 1979 г. делают Китай потенциальным геополитическим противником России на Юге и на Востоке1.

Прежде чем анализировать стоящие перед Москвой проблемы, связанные с развитием этого огромного региона, надо немного рассказать об истории освоения Сибири. Начало покорения этого края связывают с именем казака Ермака (чаще всего называют 1582 г.). Тогда под властью сибирских ханов находились татары, угорские и самодийские племена. Западная Сибирь представляла собой огромную малозаселенную территорию. Это были первые шаги. Планомерному освоению Сибири положил начало Указ царя Петра I 1696 г. Согласно указу тобольский боярин Семен Ремезов должен был составить географических атлас Сибири, который сейчас называют «Чертежной книгой» Сибири.

С середины XIX в. (противостояние России и Англии, Крымская война 1853—1855 гг. и другие внешнеполитические события) нача- лось активное освоение и эксплуатация этого огромного региона2. При царской власти шло заселение и эксплуатация Сибири, но рас-

1Дугин А. Основы геополитики. С. 360.

2См.: Зуев А.С. Характер присоединения Сибири в новейшей отечественной историографии // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 1. Культурный космос Евразии. Новосибирск, 1999. С. 124—136.

8. Геополитика России в XXI столетии

313

 

 

ходы на ее интенсивное освоение были не под силу государственной казне. Хотя надо отметить, что заселение этой огромной территории происходило и стихийно: сюда бежали крепостные крестьяне, люди, совершившие какие-либо правонарушения, и таким образом формировалось сибирское население, менталитет сибиряков — людей, не любящих власть, крепь, но любящих свободу, людей, способных преодолевать трудности сурового климата, бороться с дикой природой.

Наибольший приток населения в этот суровый край произошел в годы Великой Отечественной войны, когда из районов возможной оккупации в Сибирь было эвакуировано более 300 заводов — тыся- чи рабочих и специалистов, когда сибиряки дали пристанище миллионам беженцев из Белоруссии, Украины, Ленинграда, Белгородской, Брянской, Смоленской, Калининской и других областей и краев СССР. Многие из беженцев осели в Сибири, на Дальнем Востоке, успешно помогая осваивать эти суровые, но богатые края, способствовали приросту населения и могущества СССР. Но в годы реформ, особенно с 1993 г., начинается убыль населения большого региона вследствие роста смертности и оттока рабочих и специалистов в основном в евразийскую часть России. Поэтому угроза демографической экспансии Сибири и Дальнего Востока стоит сейчас очень остро. Эту огромную территорию осваивают не только выходцы из Китая, Вьетнама, но и народы бывших союзных республик: Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Грузии, Армении, Азербайджана и т.д. Эти переселенцы принесли сюда много проблем: наркотики, организованную преступность, контрабанду и т.д.

Хотя Сибирь и Дальний Восток занимают свыше двух третей территории страны, там живут лишь 19% населения. Из 4,5 тыс. сибирских населенных пунктов — 12 административных центров, 65 городов поменьше. Остальное — деревни и села. Умрут они — громадная территория станет безлюдной.

Парадокс, но регионы Сибири и Дальнего Востока не живут, а выживают, имея колоссальные богатства. Экономическая отдача территории Германии (отношения ее ВВП к площади страны) в 340 раз выше, чем у восточных регионов России!

Недавно Правительство РФ создало государственную комиссию по развитию Сибири и Дальнего Востока. Комиссия констатировала очевидное: людям некомфортно жить на севере. Для их привлечения нужны деньги, что лежат в этом регионе буквально под ногами.

В Байкале сосредоточено 80% российских запасов пресной воды (20% мировых). Подсчитано: если каждый землянин будет пить только байкальскую воду — по 1,5 литра в день, ее хватит человече- ству на 6000 лет. Пока это кажется занимательной арифметикой, но

314

II. Геополитика в современном мире

 

 

к 2025 г. около 4 млрд жителей Земли, возможно, будут испытывать дефицит пресной воды. Не станет ли тогда байкальская вода дороже нефти?

Âсвое время Петр Столыпин сказал, что оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расто- чительности.

Â2002 г. Правительство РФ приняло документ — «Стратегию экономического развития Сибири». В разделе «Проблемы социаль- но-экономического развития регионов Российской Федерации» особо подчеркивается важность решения «омоложения» населения Сибири и Дальнего Востока. По данным переписей, скорость старения в наибольшей степени коснулась Магаданской области — на 6 лет постарело население этого сказочно богатого субъекта РФ. Из всех регионов РФ сильнее всего состарилось уменьшающееся население Дальнего Востока, но процесс старения не обошел и растущее население Ханты-Мансийского автономного округа, средний возраст которого увеличился на 5,8 лет1.

ÂСибири и на Дальнем Востоке, в России вообще, немало энергичных предприимчивых людей, способных создать в этом регионе малый и средний бизнес. Им, безусловно, нужна помощь государства, но главное, чтобы их не душил огромный чиновничий аппарат. Необходима поддержка старательских артелей, как это было в советское время. Старатели дают около половины добычи золота России. Есть поле деятельности для индивидуальных старателей. Надо создавать малые и семейные предприятия, которые могут нанимать себе персонал.

Долговременные геополитические интересы России в Сибири и на Дальнем Востоке требуют создания экономики инновационного типа, модернизации инфраструктуры, подъема агропромышленного комплекса при серьезной поддержке государства, введения денежных льгот для населения, как это было при советской власти, формирования промышленных узлов, комплексного использования добываемого сырья, формирования свободных экономических зон, форсированного преодоления отставания огромного региона по уровню и качеству жизни и т.д.2

Таково положение в Сибири и на Дальнем Востоке. С одной стороны границы — динамично развивающийся Китай, добивающийся с 1979 г. самых высоких темпов роста ВВП в мире, распола-

1http://www.minregion.ru/

2См.: Суслов В.И. Сибирский фактор инновационного пути развития России: концептуальное положение // Регион — экономики и социологии. 2004. ¹ 1.

8. Геополитика России в XXI столетии

315

 

 

гающий самым значительным людским потенциалом (более 1,2 млрд человек), с другой — нестабильная экономика при отличной ресурсной базе, растянутости коммуникаций (железных и автодорог, неразвитости авиационной связи и т.д.), примитивная разрушающаяся инфраструктура, стихийное развитие рыночных отношений («дикий капитализм»). Вот какова реальность огромного геополити- ческого пространства России от Урала до Тихого океана. К этому добавляется несовершенное военно-техническое обустройство границы, значительное ослабление мощи российской армии и военноморского флота.

Таким образом, Восточный регион — самое слабое звено в геополитической и геоэкономической структуре России, что прямо угрожает ее национальной безопасности. Значит, связывание этих пространств в единую геополитическую, геоэкономическую структуру должно определять стратегию Правительства РФ до середины XXI в. В сравнении с этой проблемой бледнеют другие геополити- ческие вопросы, которые предстоит решать Российской Федерации в самом ближайшем будущем.

Трудности, которые необходимо преодолеть Правительству России, состоят в том, что на 62% ее территории (в Сибири и на Дальнем Востоке) проживает всего 19% трудоспособного населения страны. Однако они производят до 50% продукции большинства стратеги- ческих отраслей. Сложность современной ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке во многом обусловлена отсутствием глубоко проработанной научной стратегии развития региона. Чтобы подготовить такую программу, надо было выработать стратегическую концепцию развития региона не в 2002 г., а на 10 лет раньше, участвовать в жизни АТР в качестве евразийской державы, а вместе с тем выбираться из экономического кризиса, охватившего страну с 1992 г. и вновь поразившего ее с конца 2008 г.

При подготовке подобной стратегической программы, рассчи- танной на десятилетия, на первое место выдвигается цель стратегии развития. По нашему мнению, этой целью должно стать развитие экономического и военного потенциала России с учетом огромной ее роли в жизни АТР в начале XXI в. В отношении Китая следует продолжать политику, направленную на развитие максимально дружественных и тесных отношений, на присутствие России в Ази- атско-Тихоокеанском регионе.

Но, к сожалению, до сих пор не удалось коренным образом переломить создавшуюся в Российской Федерации социальноэкономическую ситуацию, и страна входит в АТР (формально принята в 1997 г.) только в качестве второстепенной региональной

316

II. Геополитика в современном мире

 

 

державы или сырьевой колонии Японии, Китая и других стран. Строительство нефте- и газопроводов в Китай и Японию — еще одно тому подтверждение. Товарооборот с Китаем в 2008 г. составил почти 60 млрд долл., а с Японией — 20 млрд долл. Во внешней торговле Японии Россия занимает всего-навсего 51-е место.

Положение России в АТР на 2008 г. практически не изменилось. Самый динамичный регион мира (производит более 50% ВВП) не очень желает видеть в своих рядах Россию. Вступив в АТЭС, Москва столкнулась с внетарифными ограничениями в торговле, и прежде всего в импорте металлопродукции. России пытаются навязать огромное количество дополнительных «услуг в нагрузку», якобы обеспечивающих безопасность на транспорте. А услуги эти — маркировка грузов на пунктах перевалки, узловых станциях и т.д. — очень дорого стоят.

Стать доминирующей страной в мощном АзиатскоТихоокеанском регионе, где тон задают Япония и Китай, Россия сможет только в том случае, если сформирует процветающую экономику. И главное звено в стратегии ее развития — социальноэкономическое и экологически продуманное освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Цель подъема производительных сил Сибири и Дальнего Востока ставил ЦК КПСС в 1967 г. Это была комплексная социальноэкономическая программа подъема производительных сил на базе улучшения социальных и экономических характеристик, совершенствования образа жизни жителей региона, создания им льготных условий в процессе освоения огромных просторов Забайкалья, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Сейчас обсуждается подобная государственная программа, но она не должна наносить ущерб ни одному другому региону.

Пока же в России нет всесторонне продуманной региональной политики, где были бы детально изложены механизмы реализации социально-экономического развития огромного региона. Например, есть предложение выхода Дальнего Востока на мировой рынок че- рез страны АТР, а не самостоятельно. Но это чревато превращением Сибири и Дальнего Востока в сырьевую колонию.

Существуют и другие подходы к решению проблем. Например, создана Ассоциация по сотрудничеству между Республикой Корея, Дальним Востоком и Сибирью. Двенадцать российских регионов готовы ориентировать свою экономику на интеграцию в АТР.

Надо поддерживать поиски выходов из тупика: этим должно заниматься российское правительство, опираясь на представителей региональных элит. В недалеком прошлом регионы часто страдали

8. Геополитика России в XXI столетии

317

 

 

от чрезмерной централизации и бюрократизации федеральных властей. Но сейчас государство в определении внешней экономиче- ской политики регионов на практике вообще не принимает уча- стия, в то время как наши соседи имеют не только государственную, но и межгосударственную систему согласования своих интересов. Например, китайцы уже в 1996 г. определили, что к концу XX в. им потребуется импортировать 55 млн т нефти, а к 2010 г.— 90 млн т. Китай с 1996 г. стал зондировать возможности получения сырья с постсоветских территорий — Казахстана и Российской Федерации, координируя свои усилия с Японией, Монголией, Гонконгом.

В РФ под государственный контроль (планирование развития региона, его связей с другими регионами РФ, с северо-западными районами Китая, Монголией и т.д.) должна перейти и деятельность обширной Западносибирской зоны: от севера Тюменской области до Республики Алтай. Здесь создан огромный индустриальный и агропромышленный комплекс с природными и людскими ресурсами, относительно развитыми транспортными связями, научнопромышленным потенциалом.

Для России координация внешнеэкономической деятельности этих двух мощных регионов Сибири и Дальнего Востока важна в силу ряда объективных условий: она способна существенно стимулировать там экономический подъем, обеспечивая экономическую основу для обустройства обширных российских территорий (успех могут принести только совместные усилия федеральных властей и регионов). Долгосрочное сотрудничество со странами АТР, прежде всего КНР, несет для РФ большие экономические выгоды и дает значительные стратегические геополитические преимущества, ставя партнеров в определенную технико-эксплуатационную зависимость.

Только создав два мощных региональных экономических комплекса (Западная Сибирь и Восточная Сибирь—Приморье), федеральные власти не допустят разрыва в экономическом развитии этого огромного геополитического пространства, что будет способствовать решению внешнеполитических проблем. Кроме того, государству надо в короткий срок решить проблему кредитной поддержки поставщиков на внешний рынок машин, оборудования, услуг по капитальному строительству и др. По нашему мнению, эффективность контактов со странами АТР возросла бы многократно, если бы государство не просто выделяло льготные кредиты поставщикам, но взяло бы на себя функции координатора их усилий, если не объявлять монополию на внешнюю торговлю. Несогласованность действий экспортеров на западных и восточных рынках