Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика. Нартов.pdf
Скачиваний:
411
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
4.74 Mб
Скачать

7. Россия на постсоветском пространстве

233

 

 

7.3. Москва — Астана: что впереди?

Перспективы успешной интеграции стран постсоветского пространства во многом зависят и от уровня контактов между Россией и Казахстаном. Лидеры Украины хорошо понимают, что с созданием связей Москва — Минск, Москва — Астана она окажется изолированной: на Западе не нужна, а среди своих — чужая. Поэтому они постоянно ищут контакты с первыми лицами Казахстана. Предлагают свои услуги прежде всего в поисках энергоносителей. Киев ищет в Казахстане нефть и полигоны. Да и в советское время экономики двух республик были взаимодополняемы. В последние годы специалисты Украины активно разрабатывали альтернативные, в обход России, пути транспортировки нефти с Тенгизского и Карачаганакского месторождений в Западном Казахстане к Черному морю через Баку и Грузию, а оттуда — к одесским нефтяным терминалам. Но в 2006 г. дело застопорилось.

Обе стороны видят свои республики в недалеком будущем космическими державами и допускают возможность контактов в этой сфере, оказывая давление (прямое и косвенное) на Москву.

Нынешний Казахстан — совсем не тот, что был 10 лет назад. Страна стала лидером региона и играет все более заметную роль в экономической жизни СНГ. Десять лет назад Казахстан начинал с 500 долл. ВВП на душу населения. Сегодня на каждого жителя страны приходится по 6,2 тыс. долл. Казахстан первым среди государств СНГ получил статус страны с рыночной экономикой. Он входит в десятку наиболее динамично развивающихся государств и является лидером Центрально-Азиатского региона. Однако именно в силу вовлеченности в мировой рынок Казахстан первым на постсоветском пространстве почувствовал негативное влияние финансового кризиса, но он и первым принял антикризисные меры. Главным их направлением были определены дальнейшая интеграция и стратегическое партнерство с Россией.

Девальвация национальных валют в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса идет не только в России, но и в Казахстане. Минэкономики и бюджетного планирования Казахстана допустило 10%-ную девальвацию тенге. Обесценивание, по мнению руководства ведомства, было «плавным и длительным». На этом фоне Россия, которая обесценила рубль с августа прошлого года на 26% по отношению к бивалютной корзине и на 35% к доллару и продолжает девальвацию, находится в числе стран, наиболее радикально ослабляющих денежную единицу, — Великобритания, Канада, Австралия и Норвегия, валюты которых за тот же период девальвировались на 20—40%. Плавную 10%-ную, в течение дли-

234

II. Геополитика в современном мире

 

 

тельного срока, девальвацию тенге еще может выдержать финансовая система Казахстана. В бюджете Казахстана на 2009 г. заложен прогноз обменного курса в 123,5 тенге за 1 долл. Кризис пока обходил стороной казахстанскую валюту: в августе 2008 г. курс составлял 120 тенге за доллар. Например, украинская гривна, если сравнивать курс января 2009 г. с курсом августа 2008, была девальвирована почти на 70%. В целях нейтрализации последствий мирового кризиса правительство Казахстана утвердило собственную антикризисную программу, в рамках которой на поддержку реальной экономики направлено из всех источников финансирования не менее 2,2 трлн тенге, или 20% ВВП страны (в России львиная доля финансовых вливаний ушла в коммерческие банки, которые сразу же занялись скупкой долларов).

Ранее эксперты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) заявляли о том, что основными факторами влияния мирового экономического кризиса на экономику Казахстана являются сильная зависимость банков страны от зарубежного финансирования и быстрое падение цен на нефть. В связи с этим ЕБРР прогнозировал снижение темпов роста ВВП страны в 2008 г. до 4,3%, в 2009 г. — до 3. В свою очередь, правительство ожидало роста этого показателя в 2008 г. на 5%, в 2009 — на 2,7—4,1. В 2007 г. ВВП Казахстана увеличился на 8,9%. Предварительные данные показывают срединное значение, согласно которому рост ВВП Казахстана по итогам 2008 г. превысил 3%1.

В отличие от России, где инфляция в последние годы, по официальным данным, зашкаливает на уровне 13%, в Казахстане не было утеряно и доверие к банкам: депозиты выросли почти на четверть. Устояла жилищная программа. Дал положительный эффект и такой шаг, как создание стабилизационных фондов по основным продовольственным товарам: это позволило сдержать рост потребительских цен. Но вторая волна кризиса, ударившая наряду с банками и по реальному сектору, потребовала более масштабных решений. В ноябре 2008 г. правительство Казахстана утвердило новый план действий. В нем выделено пять приоритетных направлений, получивших государственную поддержку: финансовая система, строительный сектор, малый и средний бизнес, агропромышленный комплекс, инновационные, индустриальные и инфраструктурные проекты. Благодаря этим мерам правительства республики в 2009 и 2010 гг. увеличены размеры пенсий, заработной платы и стипендий. Пособия по безработице выплачиваются до 6 месяцев. Для обеспе-

1 Куликов С. Рубль слабее тенге // Независимая газета. 2009. 20 янв.

7. Россия на постсоветском пространстве

235

 

 

чения региональной занятости и переподготовки кадров выделено не менее 140 млрд тенге, что позволит обеспечить работой 350 тыс. человек.

В 2008—2010 гг. Астана решает две ключевые проблемы: модернизацию экономики и строгое выполнение государством всех социальных обязательств. Человеческий потенциал назван главной ценностью. Социальный вектор будет главным при реализации планов по занятости.

Астана определила важнейшие точки роста, назвала эту программу «стратегией точек роста». «Точками роста» стали несколько международных организаций: ЕврАзЭС, ОДКБ и Таможенный союз, причем строительство последнего объединения шло особенно активно. Тот же режим свободной торговли в рамках ЕврАзЭС успешно действует уже несколько лет. С товаров, произведенных в одной из стран сообщества, во всех остальных государствах ЕврАзЭС не взимается никаких таможенных пошлин и сборов. Но главное — созрели экономические условия, сделавшие Таможенный союз выгодным и необходимым. За последние восемь лет товарооборот между странами ЕврАзЭС достиг 102 млрд долл., поэтому и правительственные структуры, и предприниматели заинтересованы в упрощении процедур. Не говоря уже о том, что в условиях финансового кризиса режим союза — самый простой способ добиться снижения издержек. Сегодня есть все основания утверждать, что в 2010 г. он заработает.

Тем не менее Астана разработала специальную программу «Путь в Европу». Программа предусматривает технологическое, энергети- ческое, транспортное, торгово-инвестиционное и культурногуманитарное сотрудничество, привлечение передовых европейских технологий, совершенствование законодательства и механизмов государственного управления. При этом хотелось бы особо подчеркнуть: никакого пересмотра приоритетов внешней политики Казахстана на постсоветском пространстве не будет. Более того, в программе четко обозначена необходимость стратегического партнерства с участниками СНГ, прежде всего с Россией1.

Астана все заметнее выступает за более тесное сближение с Америкой и Европой. Программа «Путь к Европе» предусматривает многовекторность политики Казахстана. На то есть свои причины. Президент республики Н.А. Назарбаев, по нашему мнению, — са-

1 См.: Россия — главный приоритет Казахстана. Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла РК в РФ Адильбека Джаксыбекова // Аргументы и факты. 2009. ¹ 16.

236 II. Геополитика в современном мире

мый опытный политик на всем постсоветском пространстве, уже давно сформулировавший идею создания Евразийского Союза. С кафедры Российской академии наук он сделал сенсационное тогда заявление: «От Союза Советского — к союзу евразийскому». Это заявление предлагало новый уровень сближения между Россией, Казахстаном и Белоруссией: избрание наднационального парламента, создание исполнительного наднационального органа с конкретными властными полномочиями. В результате Астана стала проводить многовекторную политику.

С другой стороны, запасы нефти в Казахстане составляют 9 млрд баррелей (в России — 60 млрд). В 2010 г. страна планирует добывать 80 млн т нефти, а в 2015 — 150 млн. Из них только 25 млн т будет направленно на внутреннее потребление. Аналогич- ные перспективы и с природным газом1.

Европа готова хорошо платить Астане не только за энергоносители, но и за зерно, и за металл. Но распродажа сырьевых ресурсов — дело ненадежное в перспективе. В Казахстане понимают, что природные ресурсы не бесконечны. Астана разработала стратегию вхождения в число 50 самых конкурентоспособных стран мира. Для этого ей надо совершить мощный индустриально-инновационный бросок. Основой для него может служить налаживание технологи- ческого сотрудничества с Западной Европой, привлечение в страну европейского менеджмента, инвестиций и наукоемких технологий.

Запад, особенно Вашингтон, активно предлагает Астане свою помощь. США готовы модернизировать систему ПВО Казахстана. За эту услугу американцы требуют разместить четвертую систему ПРО в казахстанской акватории Каспия. Москва пока не откликнулась на предложение Астаны о модернизации ПВО республики. Если США выиграют конкурс на модернизацию ПВО, то только поставкой оборудования Казахстану не ограничатся. Специалисты США станут обучать казахстанских военных, как с этим оборудованием управляться, ремонтировать и т.д. Кроме того, американцы замкнут на себя и поставку запасных частей к оборудованию. Таким образом, США проникнут в систему ПВО Казахстана, а это чревато распадом системы ПВО СНГ. Также Россия может лишиться четырех казахстанских полигонов: Сары-Шаган, Эмба, Государственного центрального полигона и Государственного летноиспытательного центра2.

1Кононович Е. Путь азиатского барса // Союзное вече. 2008. ¹ 21.

2Панфилова В., Ержанова Ж. Вашингтон готовит атаку на Каспий // Независимая газета. 2008. 2 июня.

7. Россия на постсоветском пространстве

237

 

 

По оценке президента Академии геополитических проблем, бывшего начальника главного управления международного военного сотрудничества МО РФ генерал-полковника Л.Г. Ивашова, американцы в рамках программы партнерства НАТО уже несколько лет участвуют в переоснащении военной системы Казахстана. «Вначале они поставляли компьютеры, а сейчас подошли к тому, что конкурируют с Россией в поставке зенитно-ракетных комплексов. Для России это чревато разрывом единого оборонного пространства», — считает Ивашов.

О том, что США не прекратят движения в этом направлении, может свидетельствовать заявление одного из идеологов Белого дома — доктора Збигнева Бжезинского. Он, в частности, сказал: «Казахстан играет важную роль щита Центрально-Азиатского региона. Благодаря своим географическим масштабам и местоположению Казахстан защищает другие страны Средней Азии от прямого физического давления со стороны России, поскольку только он граничит с Россией. Если Казахстан будет продолжать успешно выполнять эту функцию, то все страны региона смогут обрести подлинную независимость». По его мнению, в ближайшие годы развернется жестокая схватка за влияние в Каспийском регионе, и «уже сейчас необходимо расставить приоритеты, на чьей стороне выступать».

В четвертом позиционном районе ПРО (первые два размещены на Аляске и в Калифорнии, третий — Европа: Польша и Чехия, четвертый — Южный Кавказ с выходом на Каспий) предполагается размещение радара на плавучей платформе, как на Аляске. «Задача Вашингтона, — так полагает Ивашов, — разорвать единство прикаспийской пятерки — России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана — и создать потенциальные возможности для нейтрализации российских ракет и авиации»1.

В 2007 г. товарооборот между Москвой и Астаной достиг 16 млрд долл. В 2008 г. он подошел почти к 20 млрд, что составляет пятую часть всей российской торговли со странами СНГ. Этому способствуют хорошие транспортные связи между Россией и Казахстаном. Но Астана стремится создать такие транспортные коридоры, которые способны «привязать» экономики европейских и азиатских стран к международным коммуникациям Казахстана, позволят ему стать подлинно интегрированным государством и, что немаловажно, заработать на транзите грузов. Страны, через которые

1 См.: Панфилова В., Ержанова Ж. Указ. соч.

238

II. Геополитика в современном мире

 

 

сегодня следует транзит, по оценкам международных экспертов, получают ежегодно около 100 млрд долл.

Казахстан, являясь участником основных международных транспортных коридоров (ТРАСЕКА, Север—Юг, Среднеазиатский коридор, Трансазиатская железнодорожная магистраль), ведет активную работу по интеграции в трансъевропейские и азиатские транспортные сети.

Согласно экспертным прогнозам товарооборот между Азией и Европой возрастет к 2015 г. до 1 трлн долл. в год. Астане будет принадлежать более 2 млрд долл.

По территории Казахстана проходят как автомобильные, так и железнодорожные трассы. Автомобильный транспорт применяется по большей части для перевозки конечных продуктов и потребительских товаров, импортируемых в основном из европейских стран, а железнодорожный — для перевозки сырья, экспортируемого из Центральной Азии, и контейнерных перевозок между балтийскими и тихоокеанскими портами. Увеличится экспорт переработанных и готовых товаров.

В то же время ежегодный рост экономики России, Китая и стран Юго-Восточной Азии на уровне 7—8% будет способствовать увеличению потребности в импорте этими странами промышленных и потребительских товаров. Это, в свою очередь, повлечет увеличение объемов торговли и межконтинентальных автомобильных перевозок.

Будет расти внешнеторговый оборот между странами Европы и Тихоокеанского региона, а это позитивно скажется на транзитных перевозках через территорию Казахстана.

Казахстаном заключены двусторонние межправительственные соглашения в сфере международных автомобильных перевозок с 35 государствами Европы и Азии, продолжается работа по дальнейшему присоединению к международным соглашениям и конвенциям, облегчающим осуществление международных перевозок1.

Астана активно участвует в работе организации по долгосроч- ной коллективной безопасности, и у нее есть обязательства в рамках этой организации. Например, неучастие членов ОДКБ в блоках и союзах, которые создают угрозу безопасности другим членам организации.

Казахстанская дипломатия активно действует не только в США, но и в Китае. С ним тоже заключено соглашение о разработке Ка-

1 Султанова А. Казахстан максимально вовлечен в транспортные коридоры // НГ-Дипкурьер. 2008. 17 марта.

7. Россия на постсоветском пространстве

239

 

 

рачаганакского месторождения американо-английскими концернами с транспортировкой нефти в Синьцзянь. Стоимость строительства этого нефтепровода оценивается почти в 10 млрд долл.

Осложняет отношения России и Казахстана и то, что почти 90% крупнейших уникальных производственных мощностей своей страны лидеры Казахстана продали или передали зарубежным фирмам. Значит, для налаживания сотрудничества в экономической сфере России надо иметь дело с американскими, английскими, немецкими и другими предпринимателями, но не с казахскими.

Следующий негативный момент — положение русских в Казахстане. За годы суверенности его покинуло более миллиона русских. Русский язык в республике, как и на Украине, методично вытесняется из сферы государственного обращения. При анализе отношений России и Казахстана необходимо учитывать ориентацию лидеров этой республики на многовекторную политику.

Все перечисленные, а также и другие факторы необходимо рассматривать не в статике, а в динамике. В первом пакете документов, подготовленных и принятых главами СНГ (1991—1992), были четко обозначены единое экономическое, правовое, военнооборонное пространство, общая валюта. Это было обусловлено работающей тогда еще союзной промышленностью, действующими технологическими связями, цепочками разделения труда во всех основных отраслях. Тогда нам было что сохранять. Но, увы, направление развития России было задано в другую сторону. Москва упустила шанс стать центром, ядром, естественным стержнем Содружества. В последующие годы в связи с распадом экономик всех без исключения стран СНГ шансов укрепить его на прежних основаниях оставалось все меньше.

Причины утраты естественного лидерства России — это бесконечная политическая борьба в ее верхах, криминализация экономики, беспрестанные выборные кампании, раскол российской политической элиты и др. Сейчас объединить участников СНГ могла бы некая общая для всех внешняя или внутренняя угроза или идея, близкая всем без исключения участникам объединения, а также общий для всех экономический интерес, который сулит каждому реальную практическую отдачу, выигрыш, прибыль. И еще одно обязательное условие: реальный центр притяжения. Этим центром может быть динамичное, процветающее государство — региональный лидер, экономическая модель развития которого кажется соседям привлекательной, и они естественным образом начинают к нему тяготеть.

240

II. Геополитика в современном мире

 

 

Сможет ли Россия стать таким притягательным центром, ядром, сможет ли начать работу по созданию Евразийской империи, превратить содружество в мощную державу? Или ей в силу объективных условий предстоит превратиться в сырьевую колонию Запада? Ответы на эти вопросы даст ближайшее будущее, хотя у России есть все возможности стать таким ядром. Нужна политическая воля, нужно изменить стратегию проводимых реформ в интересах народа, сделать их понятными народу, сформулировать четкую общенациональную идею, способную объединить вокруг великой цели великую нацию. Такие общенациональные программы еще в 2000 г. были обнародованы: сельское хозяйство, строительство жилья, решение демографической проблемы, улучшение работы медицинских учреждений, образование и наука. Но ни одна программа до сих пор не реализована.

Московским политикам, на наш взгляд, необходимо активнее поддержать идею Н. Назарбаева о создании евразийского экономи- ческого и политического пространства. Для интеграции экономик есть объективные основания. Главное из них — нефть, которой в каспийском секторе Казахстана больше, чем в российском. У России есть техника и технологии добычи этого ценного энергоносителя. Куда потечет казахстанская нефть — вопрос не риторический, тем более не праздный: в Россию, через ее нефте- и газопроводы или через Набукко.

Нефтепровод Баку—Джейхан связан в большей части с прогнозом ориентации Казахстана не на Россию, а на Запад. Если проект Евроазиатское экономическое пространство (ЕЭП) будет реализован, то он явит собой сильное экономическое, политическое, военное, т.е. геополитическое, поле, резко изменит баланс сил в Евразии. Этого-то как раз не хотят допустить США и НАТО.

В последние годы Астана предприняла несколько серьезных шагов для экономического сближения с Москвой. Расширяются поставки угля, руды, укрепляется и растет кооперация по производству большегрузных автомобилей «КамАЗ». Объем торговли между нашими странами растет. Но самое главное — транспортировку нефти Астана ведет на Запад через Россию. Надежда лоббистов проекта Баку—Джейхан оправдаются в том случае, если казахстанские компании станут добывать столько нефти, что не будут знать, куда им поставлять энергоносители. Однако сегодня такого изобилия нефти на Каспийском шельфе нет. Под будущую большую нефть Астана строит нефтепровод Кенкияк—Атырау, который дойдет до актюбинских месторождений и магистральному трубопроводу