Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧАСТНАЯ СЕКСОПАТОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
160
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
3.31 Mб
Скачать

5 Частная сексопатология

дегидроэпиандростерон 0,6+0,07 мг/сут; Э+А/ДГЭА=4,35. У жен­щин 20—45 лет изученные андрогены содержались в следующих количествах: этиохоланолон 1,94+0,27 мг/сут; андростерон 1,58+ +0,17 мг/сут; дегидроэпиандростерон 0,67+0,13 мг/сут; Э+ +А/ДГЭА=5,25, а у женщин старше 45 лет: Э 1,9+0,75 мг/сут; А 1,49+0,46 мг/сут; Д 0,52+0,1 мг/сут; Э+А/ДГЭА=6,52.

2.2.1.3.3. Определение эстрогенов в моче

Представление об эстрогенной активности организма можно полу­чить суммарным определением эстрогенов в моче по методу Иттриха (Ittrich, 1958). Однако наиболее специфичным и точным для коли­чественного определения является метод Брауна (J. Brown, 1955), позволяющий оценить экскрецию отдельных фракций (эстрон, эстра­диол, эстриол). Определение эстрогенов по этому методу у практиче­ски здоровых мужчин в возрасте от 18 до 60 лет дало следующие показатели: эстрон 2,3+0,22 мкг/сут, эстрадиол 1,56+0,25 мкг/сут; эстриол 4,83+0,61 мкг/сут; суммарно 9,2+0,99 мкг/сут; эстрон+эст-радиол/эстриол=0,8 (В. В. Меньшиков, 1973). У женщин суммарное содержание тех же фракций колебалось в пределах от 8,96+ + 1,08 мкг/сут (в фазу постменопаузы) до 32,12+2,42 мкг/сут (в фа­зу «максимума овуляции»),

Гиперэстрогения у мужчин наблюдается при крипторхизме, син­дроме Клайнфелтера и различных- формах гипогонадизма, а также при хронических простатитах на фоне гипоандрогепизации. Усиле­ние эстрогенпой активности возможно при стимулирующей терапии тестикулярной недостаточности хорионическим гонадотропипом и заместительной терапии с введением экзогенных половых гормонов. Повышение эстрогенной активности при андрогенной недостаточно­сти может неблагоприятно отражаться на течении заболевания.

2.2.1.3.4. Определение 17-оксикортикостероидов в моче

В ряде случаев для дифференциальной диагностики субклинически протекающих синдромов необходимо учитывать также уровень мета­болитов глюкокортикоидов. Этой цели служит определение в моче содержания 17-оксикортикостероидов (17-ОКС) по методу Пор-гера и Сильбера в модификации Н. А. Юдаева и М. А. Креховой (1961). У здоровых людей уровень 17-ОКС колебался в очень широ­ких пределах в зависимости от времени суток и физиологического состояния. В. В. Меньшиков (1973) определяет этот диапазон от 1,31 до 7,39 мг при средней величине 3,7 мг. Е. Тетер дает раздельные цифры: для мужчин — от 5,4 до 18,2 мг при средней 7,5 мг и для женщин от 3,7 до 13,7 мг при средней 7,5 мг [524]. Содержание 17-ОКС склонно к снижению при всех формах недостаточности над­почечников и увеличивается при синдроме Кушинга.

2.2.1.3.5. Динамическое тестирование

для выявления функционального состояния и резервных возможностей яичек и надпочечников

Исследование функционального состояния нейрогуморальной состав­ляющей путем изучения содержания гормонов только в статике (по данным фоновой активности эндокринных желез) у большинства сек­сологических больных пе позволяет обнаружить патологию. Это обус­ловлено высокими компенсаторными возможностями как самой ней-роэндокринной системы, так и нейроэндокринно-кортикальных взаи­модействий [63]. Для выявления скрытой дефицитарности нейрогу­моральной) обеспечения половой сферы сексопатологу приходится прибегать к искусственной стимуляции гонадотропными гормонами (гонадными и надпочечпиковыми).

Поскольку эндокринные механизмы действия стероидных гормо­нов тестикулярного и надпочечникового происхождения тесно взаимо­связаны, после определения фоновой активности производится раз­дельная стимуляция адренокортикотропным (АКТГ) и гонадо-тропным гормонами. Для более четкого выделения изолированной активности гонад их экзогенная стимуляция сочетается с искусствен­ным торможением (функциональной блокировкой) надпочечников введением препаратов, избирательно отключающих активность над­почечников (дексаметазон, кортизон, преднизолон и др.).

Характерные сдвиги различных фракций кетостероидов можно проследить на графике (рис. 11), иллюстрирующем эффект искусст­венного введения гонадотропипа: обладая сродством к яичкам, он активирует только их функцию, что проявляется интенсификацией в них обмена и как следствие — усилением выброса метаболитов, ха­рактерных для яичек (фракция а) . Если вместо гонадотропина этому же мужчине ввести АКТГ, то на графике отразится избирательное повышение метаболитов, характерных для надпочечников (фракция J3 и 17-ОКС), а на прежнем уровне останется фракция а.

Все указанные ответы, однако, типичны для здорового мужчины. При снижении функции той или другой системы (гонад или надпо­чечников) ожидаемого подъема уровней соответствующих метаболи­тов пе последует. Напротив, при иррптативных процессах соответ­ствующая система выявит увеличенный выброс метаболитов, непро­порциональный тестовой дозе экзогенного стимулятора.

В отделении сексопатологии Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР применяли следующую методику проб с функциональ­ными нагрузками и блокадой дексаметазоиом. Стимуляция надпочеч­ников АКТГ начиналась после получения исходных фоновых дан­ных. На протяжении 3 дней вводился внутримышечно препарат АКТГ-ципк-фосфат пролонгированного действия по 40 ЕД. Мочу собирали после первого и третьего дня инъекций. Стероиды первого дня нагрузки расценивались как индикатор актуальных (наличных) резервов коры надпочечников, а стероиды третьего дня — как инди­катор ее потенциальных резервов. Тест с АКТГ считали нормальным

После введения 30 000 ЕД (3 раза по 10 000 ЕД) хорионического гонадотропина увели­чивается общее количество 17-КС, а также возрастает фракция А ('андростерон и этиохоланолон), которые являются производными андрогенов половой железы; фрак­ция В (дегидроэпиандростерон) и фракция С /17-ОКС) производные надпочечни­ков — остаются на исходном уровне (по J. Teter, 1968).

при увеличении экскретируемых 17-КС по отношению к фону в пер­вый день нагрузки на 50—100% и 17-ОКС —на 100—200%, а в тре­тий день нагрузки —при увеличении 17-КС на 50—100%, 17-ОКС на 100-300%.

Для освобождения надпочечников от контроля АКТГ применяли дексаметазои в течение 5 дней по следующей схеме: первый, третий, четвертый и пятый дни — внутрь по 2 мг, второй день — 4 мг. При этом исследовали суммарные 17-КС, 17-ОКС и эстрогены второго дня блокады, что позволяло оценить полноту выключения надпочечни­ков и функциональное состояние гипоталамо-гипофизарной системы. Тест считался нормальным при уменьшении экскреции 17-КС по отношению к фону не менее чем на 50%, а 17-ОКС — на 50—75%. С третьего дня приема дексаметазона начинали стимуляцию половых желез хориогопином (ХГ) в течение 3 дней по 1500 ЕД ежедневно. Использовали препарат венгерской фирмы «Гедеон Рихтер». Мочу собирали после третьей инъекции ХГ на фоне дексаметазона. Опре­деление 17-КС, 17-ОКС и эстрогенов в моче позволяло изучить инкре­торную активность половых желез в чистом виде. Тест считался нор­мальным, если количество экскретируемых 17-КС и эстрогенов уве­личивалось на 50% по отношению к таковому после выключения надпочечников дексаметазоном.