Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧАСТНАЯ СЕКСОПАТОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
160
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
3.31 Mб
Скачать

14 Частная сексопатология

209»

с мочой. В моче определяется небольшое количество этиохоланоло-еа, что, видимо, объясняет тот факт, что вирилизация женщин с болезнью Иценко — Кушинга слабо выражена, хотя гирсутизм и на­рушение менструального цикла выявляются часто. Этиохоланолон, как известно, не обладает андрогенной активностью. Болезнь Ицен­ко — Кушинга дифференцируют с синдромом Кушинга, который обусловлен гормонально-активной опухолью коры надпочечников — кортикостеромой (глюкостеромой).

2.5.2.4.3. Синдром Кушинга

(кортикостерома, глюкостерома)

Клиническая картина синдрома Кушинга сходна с таковой болезни Иценко — Кушинга, поскольку в их основе лежит гиперкортицизм. Для дифференциальной диагностики используют пробы с АКТГ, дексаметазоном и метопироном. При болезни Иценко — Кушинга экскреция 17-КС и 17-ОКС с мочой после введения АКТГ и мета-пирона увеличивается, а после приема дексаметазона снижается. У больных с кортикостеромой введение этих препаратов не влияет на экскрецию 17-КС и 17-ОКС, что свидетельствует об автономности секреции стероидов опухолью. Основным методом топической диа­гностики опухолей надпочечников является супраренорентгеногра-фия в сочетании с томографией.

У мужчин с кортикостеромой нарушения половых функций (обычно обратимые) наблюдаются постоянно: угасание полового «лечения, ослабление и урежение (вплоть до полного исчезновения) -адекватных и спонтанных эрекций. У некоторых больных отмечает­ся небольшая гипоплазия яичек. При развитии заболевания в моло­дом возрасте возможен гипогонадизм.

Больной Д., 18 лет, обратился в клинику с жалобами на недоразви­тие половых органов, общую слабость, избыточную массу тела, отеки на ногах. Болен 2 года. Объективно: рост 142 см, масса тела 80 кг, ТИ 1,96. Лицо лунообразное, гиперемированное, отложение подкожного жира в ос­новном на животе и в области грудной клетки, ложная гинекомастия. На коже живота, бедер, в области подмышек яркие фиолетово-розовые стрии, кожа сухая. Выраженная отечность голеней. Границы сердца расширены, тоны приглушены, акцент второго тона на аорте. АД 220/150 мм рт. ст.

Половой член длиной 3 см, левое яичко 1,5 см по длинной оси, мягко-.эластической консистенции, правое не пальпируется. На рентгенограммах черепа патологии не выявлено, на рентгенограммах позвоночника выражен­ный остеопороз со снижением высоты позвонков. При супраренорентгеногра-фии обнаружено увеличение правого надпочечника. Экскреция 17-КС 7 мг/сут (норма 9,6—15 мг/сут), 17-ОКС 11,2 мг/сут (норма 2,6—5,8 мг/сут). Удалена •опухоль правого надпочечника. Гистологическое исследование: злокачест­венная кортикостерома.

Механизм действия избыточного количества глюкокортикоидов на гонады до настоящего времени окончательно не выяснен. Экспе­риментальные и клинические исследования позволяют считать, что небольшие дозы кортизона стимулируют функции половых желез, большие — угнетают их.

После успешного лечения как болезни Иценко — Кушинга, так и синдрома Кушинга нарушенные половые функции восстанавлива­ются без специального лечения хориогонином или андрогенами.

2.5.2.4.4. Кортикоэстрома (феминизирующая опухоль)

Кортикоэстрома — опухоль коры надпочечников, продуцирующая в большом количестве женские половые гормоны — эстрогены. Эта па­тология встречается крайне редко и только у мужчин.

Одно из первых описаний феминизирующей опухоли коры над­почечников относится к 1919 г. и принадлежит A. Bittorf. К 1957 г. было описано только 37 случаев, а к 1974 г. около 70 случаев фе­минизирующих опухолей.

Клиническая картина кортикоэстром характеризуется двусторон­ней гинекомастией, феминизацией телосложения, нарушением поло­вых функций, иногда выраженной гипоплазией яичек. У больных угасает половое влечение, исчезают эрекции, притупляется оргазм. Иногда феминизация сочетается с симптомами синдрома Кушинга.

Больной Л., 35 лет, поступил в клинику с жалобами на увеличение-молочных желез, выпадение волос на теле и конечностях, боли в левой по­ясничной области, исчезновение полового влечения и эрекций. Болен около 2 лет. Заболевание развивалось постепенно, лицо и телосложение приобрели женские черты, стали округлыми, произошло перераспределение подкож­ного жира по женскому типу. Сначала стала увеличиваться правая, а затем левая молочная железа. Волосы на конечностях, груди и животе выпали. Постепенно исчезли половое влечение, адекватные и спонтанные эрекции. Половой акт стал невозможен. Больной женат, имеет ребенка, никаких за­труднений в половой жизни до этого не испытывал.

Рост 164 см, масса тела 79 кг. Оволосение на груди, животе и конечно­стях отсутствует; на лице и лобке — удовлетворительное. Распределение подкожного жира по женскому типу. Молочные железы развиты, как у по­ловозрелой девушки. Половой член длиной 10 см, окружностью 11 см, яички 2X1,5 см.

На рентгенограммах грудной клетки, черепа и позвоночника патологи­ческих изменений не выявлено. На томограммах в условиях оксигеноретропе-ритонеума над верхним полюсом левой почки определяется округлая тень размерами 5X6 см (опухоль надпочечника). Экскреция 17-КС 21,1 мг/сут (норма 6—18 мг/сут), 17-ОКС 7,8 мг/сут (норма 2,5—6,5 мг/сут), эстрогены (сумма) 408,4 мкг/сут (норма до 22 мкг/сут), эстрон 170,6 мкг/сут (норма 5—6 мкг/сут), эстрадиол 7,3 мкг/сут (норма 4—5 мкг/сут), эстриол 230,5 мкг/сут (норма до 10 мкг/сут).

Удалена опухоль левого надпочечника массой 100 г. Гистологическое ис­следование: аденома коры надпочечника из элементов пучковой и сетчатой зон. Через 3 нед после операции появились утренние ежедневные эрекции, яички постепенно стали увеличиваться. Больной повторно обследован через 2 года после операции. Никаких отклонений от нормы не выявлено, яичкв несколько гипоплазироваиы. Оволосение на туловище и конечностях восста­новилось. Гинекомастия исчезла. Жалоб на отклонения в половой сфере нет.

У больных с феминизирующими опухолями коры надпочечников двусторонняя гинекомастия является постоянным признаком заболе­вания. Однако она может наблюдаться при раке легкого, тиреоток­сикозе и других патологических состояниях. Определение содержа­ния эстрогенов в моче имеет первостепенное значение. Если суточ-

14«

211

■пая экскреция эстрогенов у мужчин с гинекомастией превышает 100—150 мкг, то диагноз феминизирующей опухоли надпочечника не вызывает сомнения.

2.5.2.5. ПОЛОВЫЕ РАССТРОЙСТВА

ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Гормоны щитовидной железы активно влияют на репродуктивную функцию, действуя на половые железы непосредственно или через систему гипоталамус — гипофиз, а также влияя на периферический метаболизм андрогенов, кортикостероидов и эстрогенов.

  1. Гипотиреоз

По данным Милку и Мэйкэнеску — Джорджеску [468], у больных с выраженным гипотиреозом часто встречаются гипогонадизм и сте­рильность. При этом возможны облысение, атрофия половых органов и гипертрофия предстательной железы. Отмечается уменьшение объ­ема спермы и подвижности сперматозоидов. В эякуляте часто сни­жена концентрация фруктозы. При биопсии яичек обнаруживают фиброз и гиалиноз стенок семенных канальцев. Дегенеративные процессы имеются и в интерстициальной ткани яичек. Часть клеток Лейдига подвергается инволюции. Отмечена тенденция к снижению уровня экскреции 17-КС с мочой.

Изменения в половой сфере у мужчин при недостаточности тп-реоидных гормонов зависят от снижения функции яичек и измене­ния ферментативных процессов в сперме, а также от влияния не­достатка тиреоидных гормонов на периферический обмен андрогенов и кортикостероидов.

Лечение половой недостаточности следует направлять на ком­пенсацию гипотиреоза. Чаще всего такая тактика приводит к вос­становлению половых функций. Изредка при лечении мужчин ти-реоидные препараты приходится сочетать с андрогенами. В запу­щенных случаях даже при такой терапии не всегда удается добиться положительных результатов.

  1. Тиреотоксикоз

По данным румынских исследователей [468], при гиперфункции щи­товидной железы яички и их функции страдают меньше, чем при недостаточности тиреоидных гормонов: морфология яичек изменя­ется мало, объем спермы может быть в норме или в отдельных на­блюдениях увеличивается, концентрация сперматозоидов иногда не­сколько снижена или нормальная, структура сперматозоидов почти .не меняется. Выраженность нарушений зависит от давности забо­левания и эффективности лечения. В начале заболевания характер­но значительное повышение подвижности сперматозоидов (гиперки-незия), которое затем может смениться гипокинезией. Авторы [468] ■отмечают также повышение полового влечения в начале заболева­еия, в дальнейшем сменяющееся половой недостаточностью, но спо­собность к оплодотворению сохраняется.

Клиницисты неоднократно обращали внимание на атрофию яичек и развитие гинекомастии у мужчин, страдающих тиреотоксикозом. Имеются сообщения о явлениях вирилизации у женщин при тирео­токсикозе. Эти факты указывают на значительные нарушения ан­дрогенной функции надпочечников при тиреотоксическом зобе. При тиреотоксикозе повышается содержание гонадотропинов в моче и их уровень нормализуется после резекции щитовидной железы [296]. G. Dreyfus с соавт. (1968) обнаружили у мужчин, страдающих ток­сическим зобом, повышенное содержание тестостерона в плазме. О. Сгеру с соавт. (1967) установили повышенное содержание в плаз­ме тестостерона, связанного с белком. Большинство исследователей наблюдали нормальное или слегка пониженное выделение 17-КС с мочой у больных тиреотоксикозом; выделение 17-ОКС, напротив, увеличено.

По данным С. А. Жижиной (1969), у больных тиреотоксикозом выделение суммарных эстрогенов, а также отдельно эстрона и эст-риола повышено. Наибольшее увеличение экскреции было обнару­жено у больных тиреотоксикозом с гинекомастией. Устранение ти­реотоксикоза консервативным или оперативным методом приводило к значительному снижению экскреции суммарных эстрогенов и их фракций.

Резекция щитовидной железы, введение радиоактивного йода или назначение тиреостатиков приводит к нормализации половых функций. Половые расстройства не всегда восстанавливаются толь­ко при тяжелом и длительном заболевании. Назначать половые гор­моны в этих случаях не следует; необходимо лечить основное забо­левание.