Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧАСТНАЯ СЕКСОПАТОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
160
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
3.31 Mб
Скачать

3 Частная сексопатология

33

стое управление» (В. В. Меньшиков, 1970; П. А. Вундер, 1980). Так, гипофиз, вырабатывающий тронные гормоны, регулирует деятель­ность периферических желез — коры надпочечников, половых желез, щитовидной железы. В свою очередь на активность самого гипофиза постоянно влияют уровни гормональной активности этих желез.

Повседневная клиническая практика сексопатолога требует опре­деления в биологических жидкостях организма различных веществ, играющих роль гуморальных регуляторов. Однако материальный носитель подобной регуляции в живом организме — молекула гумо­рального регулятора — является лишь небольшой деталью огромного круговорота химических соединений и зависит от функционального состояния многих органов, участвующих в осуществлении метабо­лизма (от желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой систе­мы до легких, печени и почек). Межклиническая гормональная ла­боратория I МОЛМИ им. И. М. Сеченова на основе данных о роли гормонов эндокринных желез, тканевых метаболитов и нервных ме­диаторов у больных с различными видами патологии разработала принципиальную схему гуморальной регуляции, объединяющей в рамках одной функциональной системы все процессы, связанные с выработкой, действием, метаболизмом и выведением из организма того или иного гормона или медиатора. Представленная В. В. Мень­шиковым (1970, 1973) модель гуморального регуляторного механизма состоит из 8 взаимосвязанных звеньев: управления, синтеза, секре­ции, депонирования, транспорта, метаболизма, выведения, эффекта.

Звено управления включает процессы, которые, начина­ясь в нервных элементах, осуществляющих первичный анализ со­стояния окружающей среды, продолжаются в переходных элементах (например, гипоталамо-гипофизарпый отдел с его нейросекрецией и т. д.) и завершаются образованием веществ, позволивших ставить вопрос о «химии страха» и «химии удовольствия». Так, Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу (1966) показали, что при реакциях гнева и страха в первую очередь возбуждаются симпатический отдел нервной си­стемы и мозговой слой надпочечников, а при положительных эмоциях преобладает парасимпатическая активность. В зависимости от состо­яния отдельных физиологических элементов (определяемых возрас­том, индивидуальным опытом, особенностями конкретной ситуации и др.) удельный вес нервных и биохимических компонентов звена управления может значительно смещаться от одного полюса к дру­гому. Например, корковая часть механизма половой активации, обычно дополняющая и усиливающая гормональный компонент, мо­жет занимать такое место, что половое поведение реализуется и без половых гормонов [239, с. 122—124; 341].

Звено синтеза осуществляется в клетках эндокринных же­лез и определяется прежде всего генетической основой клетки, содер­жащей ДНК-матрицы необходимых для синтеза ферментов, а также зависит от состояния общего метаболизма, способности интенсифи­цировать обмен веществ.

Звено депонирования играет роль буфера, позволяющего кратковременно увеличивать секрецию гормона без существенного перенапряжения процессов синтеза. Депонирование чаще всего про­исходит в том же секреторном элементе, где осуществляется синтез вещества.

Звено секреции заключается в выделении гуморальпого регулятора (гормона) из секреторной клетки в кровь. Этот процесс может протекать по-разному в различных клетках. Так, например, клетки мозгового слоя надпочечников выделяют свой секрет в кровь путем излияния содержимого гранул, где депонированы катехолами-пы, через поры клеточной мембраны. В клетках коркового слоя над­почечников нет гранул, депонирующих гормоны; в их цитоплазме обнаружены «сумковидные» образования, открывающиеся непосред­ственно на поверхность клеток в перицеллюлярное пространство под эндотелием капилляров надпочечника. Почти мгновенная секретор­ная реакция коры надпочечников объясняется (Policard et al., 1962) быстрым излиянием в кровь содержимого этих субэндотелиальных пространств.

Звено транспорта состоит в переносе гуморальных регуля­торов по межклеточной жидкости, лимфе и крови. Протяженность путей транспорта различна в разных системах регуляции. Так, гумо­ральный медиатор парасимпатического отдела нервной системы — ацетилхолин — преодолевает лишь пространство межнейронной ще­ли шириной 1—2 мкм, а гормоны эндокринных желез распространя­ются практически во все части человеческого тела, т. е. на расстоя­ние до 1 — 1,5 м.

Звено метаболизма охватывает процессы биохимического превращепия молекул гормона. Эти превращения совершаются, как правило, в органах под влиянием имеющихся там специфических ферментов и обычно приводят к снижению либо к полной потере биологической активности гормона. Высокая активность ферментов обнаруживается в печени, выполняющей роль органа инактивации биологически активных веществ. Однако ферменты обмена гормонов и медиаторов содержатся и в клетках других органов.

Звено выведения представляет собой один из важнейших механизмов поддержания концентрации гормонов на определенном уровне. Он обеспечивается главным образом процессами клубочко-вой фильтрации и капальцевой секреции в почках. Однако выведе­ние гормонов возможно и другими органами — через желудок, ки­шечник, с потом, со слюной. Депонирование в тканях, метаболизм и выведение из организма являются основными каналами устранения гормонов из кровотока.

Звепо эффекта является конечной целью всей гуморальной регуляции. Эффект вызывается взаимодействием гормона с клеточ­ными реактивными системами, что приводит к изменению состояния клеток органа-мишени и вызывает определенные физиологические сдвиги в организме.

Прежние концепции гуморальной регуляции ставили акцент на количестве вырабатываемого гормона, считая биологический эффект пропорциональным концентрации активного вещества. Однако с те-чопием времени все более вырисовывалось значение самого эффектор­пето органа для величины вызываемого воздействием результата. Так, между содержанием гормона в организме и чувствительностью к нему существует обратная зависимость, т. е. с увеличением кон­центрации гормона чувствительность к нему снижается [361]. При этом чувствительность эффекторного аппарата меняется в настолько широких пределах, что в части случаев наблюдается эффект, прямо противоположный ожидаемому, т. е. реакция на действие агента из­меняется не только количественно, но и качественно. Было показано, что ответ органа зависит от его исходного состояния. По определе­нию Вильдера, «чем сильнее возбуждение вегетативных нервов, сте­пень напряжения деятельности вегетативного органа, тем слабее их возбудимость в отношении возбуждающих и тем сильнее их реактив­ность в отношении угнетающих факторов» [539]. Обширный факто­графический материал, накопившийся после публикаций 1903 г. [см. 62, с. 77—80], позволяет сформулировать «правило исходного состояния»: от степени функциональной напряженности физиологи­ческого процесса в данной системе зависит направленность реакций этих систем на раздражитель. Это правило является конкретизацией учения Н. Е. Введенского о функциональной лабильности органов, т. е. о существовании для каждого определенного состояния возбуди­мой ткани оптимума и пессимума силы и частоты раздражений, вызывающих максимальный эффект. На пути передачи исходной информации от звена управления к звену эффекта (например, от ги­поталамуса к коре надпочечников и к печени) все время происходит своеобразное «усиление»: 0,1 мкг очищенного препарата АКТГ-РФ вызывает высвобождение из передней доли гипофиза крысы 1 мкг АКТГ, что стимулирует высвобождение из изолированной коры над­почечника крысы 40 мкг кортикоидов и т. д. [360].

Таким образом, можно говорить о формировании нового направ­ления — динамической эндокринологии, характеризуемой многомер­ным, системным подходом в отличие от классической эндокриноло­гии, сводившей многообразие сложных отношений к влиянию един­ственного фактора — наличия гормона (в лучшем случае — его концентрации), который действовал в якобы индифферентном орга­низме. Знакомство со всеми звеньями системы гуморальной регуля­ции необходимо сексопатологу как для диагностики, так и для лечения половых расстройств, обусловленных вовлечением нейрогу­моральной составляющей копулятивного цикла.