Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧАСТНАЯ СЕКСОПАТОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
160
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
3.31 Mб
Скачать

2.2. Семиотика расстройств

НЕЙРОГУМОРАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ У МУЖЧИН

Симптомы расстройств нейрогуморальной составляющей копулятив­ного цикла выявляются в ходе общего сексологического обследова­ния [239, с. 248—391], а их клиническая оценка осуществляется при структурном анализе [239, с. 392—416]. При этом учитывают как спе­цифику материального субстрата нейрогуморальной составляющей (глубокие структуры мозга, система эндокринных желез, неспецифи­ческие медиаторы и их метаболиты), так и особенности обеспечивае­мых ею функций — выраженность полового влечения и реактивность, т. е. пороги возбудимости всех отделов нервной системы, регулирую­щих те или иные проявления половой активности. Характерно, что аыэякуляторный феномен [208] чаще всего наблюдается именно при расстройствах нейрогуморальной составляющей. В большинстве слу­чаев этой информации достаточно не только для установления ролп отклонений нейрогуморальной составляющей в рамках всего сексу­ального нарушения, но и для оценки преморбидного состояния ней­рогуморальной составляющей, т. е. для определения половой консти­туции. Однако при некоторых видах сексуальной патологии (нару­шение половой дифференцировки, обусловленное аномалиями гене­тического аппарата или ферментных механизмов, различные формы

бесплодия, некоторые синдромы, основанные на неосознаваемых больными врожденных гомосексуальных тенденциях и т. п.) прихо­дится привлекать дополнительные анампестические данные и осо­бенно параклинические, лабораторные методы. В данном разделе бу­дут рассмотрены иаиболее важные для сексопатолога и не описанные в «Общей сексопатологии» [2391 методы выявления дефицит арности нейрогуморальной составляющей.

Как свидетельствует изучение основных этапов формирования сексуальности [239, с. 48—58, 195—199] и влияния индивидуальных соматобиологическпх особенностей на сексуальные расстройства [239, с. 216—233, 405—416], нейрогуморальное обеспечение тесно связано с другими составляющими копулятивного цикла и зависит от психосексуального развития больного (см. также [239, с. 122— 126]). К завершению пубертата мпогие объективные симптомы ста­новятся практически неизменяемыми (реликтовыми) и не могут слу­жить (как, в частности, показатели морфограммы) ни для определе­ния точных сроков формирования расстройства, пи для контроля за эффективностью лечения. Отмеченные особенности крайне затруд­няют как диагностику функционального состояния нейрогумораль­ной составляющей в целом, так и клиническую дифференцировку ее поражения. Иллюстрацией сказанному может служить следующая схема клинических признаков апдрогенной недостаточности:

1. Отклонения возрастных параметров отдельных функциональ­ных проявлений сексуальности: а) преждевременность, задержка или отсутствие пробуждения сексуального компонента либидо [239. с. 195]; б) отклонения в сроках появления первых эя^ляций (ой-гархе).

  1. Нарушения формирования урогенитального аппарата: а) ано­малии формирования гонад (анорхизм, монорхизм, крипторхизм, ги­поплазия яичек); б) нарушения формирования полового члена (ги-поспадия, эписпадия, микрогенитосомия, фимоз); в) гипоплазия предстательной железы.

  2. Недоразвитие вторичных половых признаков: а) изменения морфограммы (с отклонениями по евнухоидному и гиноидному ти­пу), инверсия супинаторной пробы Жерико (рис. 8) и др.; б) нару­шения оволосения на лобке, теле и голове (рис. 9); в) атония, отсут­ствие складчатости и депигментация мошонки; г) высокий голос.

Все отмеченные признаки выявляются при изначальной (препу-бертатной или пубертатной) андрогепной недостаточности. Если же она развивается после завершения пубертата, то в клинической кар­тине преобладают черты астении, а из внешних признаков — утрата тургора мошонки.

Урогенитальные органы, в частности половой член, предстатель­ная железа и мошонка, являются первыми «мишенями» для андро­генов яичек; объективное исследование этих органов наряду с со­стоянием вторичных половых признаков и функциональными прояв­лениями сексуальности является очень важным при первичном

обследовании больного. ^Определять величину яичек лучше всего по­средством тестиметра. Й. Хиние установил [420] зависимость между длиной яичка {I) и его объемом (V):

Размер яичка по длинной оси. мм

Объем яичка, см*

20

2

30

7

34

10

40

16

По данным Я. Рабоха и 3. Загоржа на материале биопсии [491], морфологически п функционально сохранные яички имеют объем 16 см3 и больше; объем более 10 см3, но менее 16 см3 имеют яички в пограничном состоянии, но с преобладанием нормальных каналь­цев; объем 7—10 см3 — яички со значительным числом патологиче­ски измененных канальцев.

Определению недоразвития полового члена (микрогенито-сомия) и клинической оценке выявленных отклонений способствуют приведенные в руководстве по общей сексопатологии табл. 28, 31 и 33 [239, с. 346, 350 и 353].

В диагностике гипоплазии предстательной железы суще­ственную помощь сексопатологу оказывает выявление серповидной атрофии железы, или «симптом серпа», описанный И. Ф. Юндой [328, с. 54]. При андрогенной недостаточности предстательная железа име­ет форму серпа, открытого кверху, иными словами, верхний сегмент железы уплощается и западает, а нижний в виде валика как бы окай­мляет образовавшуюся впадину. Если запавшая часть имеет диаметр 2,5—3 см, что свидетельствует о значительном (приблизительно трое­кратном) снижении андрогенной насыщенности, то симптом расце­нивается как резко положительный и обозначается -j—1—К при диа­метре около 1,5 см симптом считается положительным (-J—)-), при еще меньшем диаметре «симптом серпа» обозначается как началь­ный (+), свидетельствующий о снижении «резервной андрогенной функции». Полное отсутствие предстательной железы указывает на тяжелый порок развития яичек и часто сочетается с их отсутствием в мошонке.