Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧАСТНАЯ СЕКСОПАТОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
160
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
3.31 Mб
Скачать

2.4.1.1.2. Применение гормонов в качестве стимуляторов

В повседневной врачебной практике для терапии морфогенети-ч е с к и х нарушений [см. 239, с. 58] в первом критическом периоде (эмбриональном) гормоны вообще не используют, во втором критиче­ском периоде (постнатального дозревания) их применяют редко (F. Hadziselimovic, 1977) и заметно чаще — лишь в третьем крити­ческом периоде (препубертатном и пубертатном). В основном врачи различных специальностей назначают половые гормоны больным преимущественно после завершения пубертатного периода и главным образом с целью стимуляции (активации) сексуальных функций.

Поскольку, однако, необоснованное назначение гормонов часто оборачивается подавлением половых функций, необходимо разо­браться в причинах этого явления. Помимо упомянутых кибернети­ческих механизмов, здесь сказываются другие закономерности. Так. фетишизируемая концентрация тестостерона в плазме крови не от­носится к основным константам человеческого организма. В отличие от истинных биологических констант, концентрация стероидных гормонов является величиной переменной, подверженной значитель­ным колебаниям. Прежде всего уровень половых стероидов резко колеблется на протяжении жизни особи, и в эти рамки вписываются колебания сезонные (годовые) и циркадианные.

В свою очередь названные факторы и закономерности определя ются наиболее фундаментальной закономерностью, составляющей са­мое главное отличие половой активности от всех других функции организма, — ее эпизодичностью. В самом деле, сколь бы высокой интенсивности ни достигали все соподчиненные функции в разгар воспроизводительной активности, всем этим подъемам предшествует и обязательно за ними следует четко выраженный и по амплитуде и по длительности спад напряженности (располагающийся в диапазоне от простой невосприимчивости к каким бы то ни было генитальным воздействиям у млекопитающих до смерти самца у насекомых и да­же вплоть до неотвратимой гибели всей популяции после нереста у некоторых видов и семейств рыб).

Если для удобства анализа исключить биологические виды с един­ственным па протяжении всей жизни прокреативным циклом, а из оставшихся видов исключить приматов, у которых в результате про­грессирующей церебрализации сексуальные проявления оказались эмансипированными от естественной сезонности, то даже у наибо­лее интенсивно размножающихся видов копулятивные циклы как таковые (отделенные от гестационного, родового и лактационного циклов, по И. А. Аршавскому [см. 239, с. 149—150]) оказываются лишь преходящими и чрезвычайно кратковременными эпизодами.

Все сказанное позволяет предположить, что в инициации копуля­тивного цикла половозрелой особи решающее значение имеет пе аб­солютная концентрация стероидных гормонов в плазме крови, а гра­диент возрастания, т. е. крутизна изменения их концентрации, или скорость, энергия выброса половых стероидов во внутреннюю среду организма. С позиций высказанной гипотезы получают объяснение многие хорошо известные сексопатологам эмпирические факты, в частности, наибольшая результативность первых порций андрогенов, быстрая утрата стимулирующего действия препаратами пролонгиро­ванного действия и, наконец, особый феномен, описанный в литера­туре как «эффект отдачи», «эффект пружины» или «rebound pheno­menon».