Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ребятам.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
3.19 Mб
Скачать

10.4.3. В поисках выхода

В письме, повторяем, слышна мучительная интонация, даже отчаяние. Ясно, от чего «устал» Ф. Дзержинский - от бюрократизма и волокиты. Менее ясно

другое - где же выход из создавшегося к 1926 г. бюрократического тупика? Прямого ответа в данной записке нет, но между ее строк прочитывается ответ, в котором все надежды связываются с усилением как экономической, так и поли­тической централизации. «У нас сейчас нет единой линии и твердой власти.

Каждый комиссариат, каждый зам и пом и член в наркоматах – своя линия. Нет быстроты, своевременности и правильности решений... У меня полная уве­ренность, что мы со всеми врагами справимся, если найдем и возьмем правиль­ную линию в управлении на практике страной и хозяйством, если возьмем поте­рянный темп, ныне отстающий от требований жизни». И далее ставшие сегодня знаменитыми его, как многие считают, пророческие слова: «Если не найдем этой линии и темпа — оппозиция наша будет расти, и страна тогда найдет своего диктатора похоронщика революции, — какие бы красные перья ни были на его костюме»131.

Комментаторы этого прогноза — современные исследователи Ж. Адибеков и О. Лацис - квалифицируют эти действительно пронзительные слова как «пред­чувствие грядущего сталинского перелома»132. Такая трактовка очень соблаз­нительна своей легко достигаемой внешней доказательностью, но нам она пред­ставляется по меньшей мере спорной. В самом деле, вчитаемся в текст. Ф. Дзержинский искал правильную линию в направлении, явно не совпадаю­щем с демократическим курсом повой экономической политики. Он считал, что только единство партии и твердая власть позволят успешно решить эту задачу, перечисленные же им в этой записке деятели (Л. Троцкий, Г. Зиновь­ев, Г. Пятаков и А. Шляпников) относились Ф. Дзержинским к противникам ис­комой им «правильной» линии. И это совершенно справедливо, ибо к 1926 г., к тому времени когда он высказал свои апокалипсические предсказания, все на­званные политики давно пребывали в оппозиции и страстно сражались с надви­гающимся диктатом И. Сталина, ратуя за демократические свободы, плюрализм мнений и т. н. И вот если не будет наконец взят новый курс на твердую власть и единство, то тогда появится «похоронщик революции», возможно, и кто-либо из представителей оппозиции, которая ведь «будет расти» при отсутствии «твер­дой власти». Такова наша интерпретация мрачного прогноза Ф. Дзержинского, которая хотя и менее приятна для слуха, зато более отвечает духу и букве истинных его воззрений.

А разве это не подтверждается и письмом Ф. Дзержинского И. Сталину с просьбой об отставке, хранящимся в Центральном партархиве при ЦК КПСС? Ведь здесь Ф. Дзержинский опять-таки сетовал на отсутствие «единого плана для всего советского хозяйства», на бессилие СТО и предлагал «уничтожить нынешнее распыление центрального руководства и создать единый центр хозяй­ственного руководства для всех отраслей и для всего СССР»133, в состав кото­рого следовало, по его мнению, ввести членов Политбюро и самого генсека. Причем последний «там обязательно должен быть»134. Предлагалось, как видим, не что иное, как идея дальнейшего сращивания партийной и хозяйственной вер­хушки, своеобразной личной унии, доведенной до максимальный отметки. Вот так и родились на свет «сиамские близнецы» в виде единой монопольной партийно-хозяйственной системы руководства.

Однако не следует и преувеличивать центростремительной тяги Ф. Дзер­жинского в вопросах хозяйствования. Как ни странно, он, и это чрезвычайно важно подчеркнуть, не сводил всю суть управления только к централизован­ному руководству, резко бичуя «слепое исполнение», догматический подход к решениям вышестоящих этажей управления. Важное значение он придавал

самостоятельности в выборе путей и способов реализации плановых заданий и административных указаний «сверху», которая, однако, должна была, по

его мнению, сопровождаться и всей полнотой ответственности. «Централизм здесь должен быть жестким, - говорил он, - но вместе с тем система управле­ния не может быть проводима путем приказов, Линия эта должна покоиться на доверии, т. е. на децентрализации. Тот, кому поручен трест, вручена организация того или иного местного органа, должен иметь и все доверие, и всю ответствен­ность, и возможность проявления инициативы. Политика проведения общей линии, политика руководства как хозяйственного, так и общего не может уклады­ваться в строгие приказы "быть по сему"»135.

Как видим, Ф. Дзержинский тоже пытался поймать загадочную жар-птицу де­мократического централизма» «уловить» весьма хрупкую и трудноуловимую грань в соотношении административных и экономических методов управления.

Но «уловима» ли она вообще? Независимо от ответа на этот исключительно сложный и постоянно меняющий на разных этапах развития страны оттенки вопрос, нужно признать, что Ф. Дзержинский при всем своем влечении к сильной централизованной власти обладал немалым демократическим потенциалом, который он стремился реализовать в своей практической деятельности. Находясь на руководящих постах, Ф. Дзержинский всегда воспитывал в своих сотрудниках такие качества как, как инициативность, нестандартность решений, ответственность за порученное дело, учил их этому и не считал зазорным для себя учиться у них, что, к сожалению, не так уж часто наблюдается у современных руководителей.

Показательно в этом отношении следующее его высказывание, в котором он подчеркивал: «Для того, чтобы наш центральный аппарат (ВСНХ, - АВт.) действовал с точностью часового механизма, места должны иметь право возвышать голос и возражать, если они находят, что работа идет не так, как следует, и если вместо организации вносится дезорганизация; нельзя так слепо думать, что все, что исходит из центра, хорошо»136.Нужно действовать так, как показывает жизнь, практика, ибо часто бывает, что приказ приводит к совсем другим действиям, чем ожидалось. Право действовать творчески не должно писаться «в консти­туции на договорных основаниях», оно должно вытекать «из сознания полной ответственности»137. И тут же, со свойственной ему скромностью и тактом, не боясь «уронить» себя в глазах подчиненных, Ф. Дзержинский добавлял: «Я сей­час должен учиться делу и должен учиться этому у вас. Если я научусь, то этим я оправдаю то доверие, которое выразило мне правительство. Но это возможно лишь в том случае, если вы поможете приобрести мне те знания, без которых стоять во главе такого большого комиссариата невозможно»138. Трудно даже представить себе, что это говорил сам «железный Феликс». Да, вот здесь есть, что перенять у выдающегося организатора!

Развивая свои взгляды на проблему сочетания централизованного планового

руководства народным хозяйством с широкой инициативой, предприимчивостью и ответственностью, Ф. Дзержинский изложил свои достаточно интересные и поучительные представления о хозяйственном расчете.