Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ребятам.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
3.19 Mб
Скачать

10.4.4. «Хозрасчет, ориентирующийся на советскую экономику»

По его мнению, перевод предприятий на полный хозяйственный расчет означает самостоятельное хозяйствование «без помощи центра, без помощи налогов, эмис­сии, без помощи государства»139. Главным условием полного хозяйственного расчета является, считал Ф. Дзержинский, окупаемость затрат, которые должны покрываться выручкой. «Необходимо, — говорил он в докладе на Пленуме Цектрана, - создать соответствие между издержками и... ресурсами»140, здесь должно быть определенное количественное соотношение, Жить действительно на хозрасчете — это «жить..., сообразуясь с имеющимися налицо средствами...»141. Придавая важное значение хозрасчету как методу управления, Ф. Дзержинский противопоставлял его методам -(бюрократического регулирования», т. е. «такого регулирования, которое требует, чтобы здесь, в центре, кто-то сидел, писал ордера и распределял, кому сколько, и т. д.»142. Изжить бюрократизм, чиновничество, главкистские формы руководства можно лишь с помощью полного хозяйственного расчета.

Будучи имманентным элементом системы управления, хозрасчет, так же как и вес другие элементы этой системы, и прежде всего план, должен быть нацелен на конечные народнохозяйственные результаты, ориентирован на до­стижение главной цели хозяйствования, которая заключается, как указывал Ф. Дзержинский, не в том, чтобы получить вообще прибыль, а в том, «чтобы удовлетворить потребности населения и, конечно, свои собственные потребно­сти»143. Наш хозрасчет, говорил он, «это хозрасчет, ориентирующийся на совет­скую экономику...»144.

Нужно отметить, что именно Ф. Дзержинский, отстаивавший едва ли не макси­мальную централизацию, борясь с хозяйственным сепаратизмом трестов и синди­катов, сумел как-то сдвинуть с мертвой точки решение, казалось бы, безнадежного вопроса об экономической самостоятельности предприятий, лишенных каких бы то ни было прав и буквально задушенных в крепких «объятиях» трестов. И если А. Рыков, как уже отмечалось, весьма холодно относился к возможной перспекти­ве хотя бы некоторого раскрепощения предприятий, наделения красных директо­ров более заметными полномочиями, то Ф. Дзержинский сочувственно относился к попыткам последних поднять роль предприятий, предоставить им право для самостоятельных хозяйственных маневров. Не случайно благодарные красные директора, объединившись и спой клуб с одноименным названием, присвоили ему имя Ф. Дзержинского.

Чрезвычайно важно и то, что Ф. Дзержинский рассматривал элементы систе­мы управления не как отдельные, автономные образования, а как целостный механизм, в котором, подобно часовому механизму, все «детали» должны быть «пригнаны» друг к другу. Подчеркивая это обстоятельство, он говорил о необходимости, «если мы желаем, чтобы фабрики, заводы шли вперед, все элемен­ты, от которых зависит управление производством, так сцепить, чтобы они соста­вили единое целое»145 и, следовательно, исключали бы рассогласованность. Этот тезис имеет выдающееся значение для теории и практики управления обществен­ным производством и обращением и, разумеется, не утратил своей актуальности в настоящее время.

Огромное внимание уделял Ф. Дзержинский вопросу о режиме экономии. Рачи­тельное, экономное хозяйствование должно быть важнейшим принципом функцио­нирования системы управления. Беседуя с представителями печати, он указал на то, что режим экономии должен быть проведен во всех областях работы не только сверху, но и низовыми органами, трестами, синдикатами, фабриками, торговыми предприятиями146. Опираясь на обследование, произведенное «Торгово-промыш­ленной газетой», Ф. Дзержинский с сожалением констатировал, что работники гос­промышленности еще недостаточно уяснили себе необходимость максимальной бережливости «в отношении каждой народной копейки»147.

В этой связи по инициативе и при личном руководстве Ф. Дзержинского ВСНХ развернул кампанию за строжайшую экономию и бережливость, быстро распрост­ранившуюся на все области народного хозяйства. Надо сказать, что с осени 1925 г. страна испытывала тягчайшие хозяйственные затруднения, такие, например, как серьезные заминки в хлебозаготовках, одновременное повышение хлебных и про­мышленных цен, товарный голод, а отсюда понижение курса червонца на внут­реннем рынке, падение реальной заработной платы и производительности труда. Сокращение хлебозаготовок, естественно, отозвалось на плане экспорта сельскохозяйственных товаров за границу – важнейшей статье нашего вывоза, отсюда уменьшение импортного плана, а значит, уменьшение ввоза, отсюда уменьшение импортного плана, а значит, уменьшение ввоза из-за границы оборудования для предприятий, сокращение капитального строительства. В этих условиях движение за экономию было жизненно необходимо. При этом Ф. Дзержинский дал развернутое теоретическое обоснование этой компании, предостерегая от опасности впасть в крайность, в «известную мещанскую узость»148. Целью борьбы за экономию, отмечал он, является выполнение тех грандиозных задач, которые мы сейчас во всей конкретности ставим перед собой: укрепление социалистических элементов в нашем хозяйстве, напряжение максимума сил на проведе­ние индустриализации страны149.

При выполнении этих задач СССР не мог рассчитывать на помощь извне. Следовательно, средства для осуществления этих задач надо было искать внутри страны. Естественно, что они не могли быть связаны с колониальной политикой, эксплуатацией несоциалистических укладов, прежде всего крестьянства, и други­ми источниками капиталистического накопления. Каковы же средства, отвечаю­щие социалистическому строю150?

Поставив этот вопрос, Ф. Дзержинский дал на него яркий и убедительный ответ. Мы, отмечал автор, производим колоссальнейшие излишние расходы. Так, себес­тоимость наших изделий по оптовым индексам почти в два раза выше довоенной. А индекс розничных цен еще в 2,5-3 раза больше. Это означает нецелесообраз­ную, неправильную систему производства.

Однако только ли система производства «повинна» в чрезмерных расходах и

таит в себе скрытые резервы? Нет, говорил Ф. Дзержинский, нельзя обойти

вниманием и систему управления. «Если посчитать, сколько у нас имеется лишних организаций, органов, насколько разбухли наши штаты в управлениях, сколько там ненужных расходов, без которых народное хозяйство могло бы обойтись, то получается так, что один с сошкой, а семеро с ложкой» 151.

Нельзя не согласиться с тем, что Ф. Дзержинский увидел большую проблему, а нижеследующее строки звучали вполне современно: «На непроизводительной работе сидят и питаются сотни тысяч людей, которые в интересах дела могли бы идти на фабрику, на завод, приобретать действительную квалификацию для про­изводства. Зачастую наши хозяйственники, где предприятие дает доход, не стес­няются ни подсобными учреждениями, ни организацией юбилеев и т, д. Не в меньшей мере это относится и к расходам в самом производстве. На фабриках и заводах очень часто излишнее количество рабочих. Лишние рабочие, лишняя рабочая сила в производстве превращает фабрику в собес (!! - Авт.). Это неправильный подход и неправильная точка зрения борьбы с безработицей. Мы знаем, что только при налаженности организации производства это производство

может успешно развиваться...»152 Вряд ли можно сказать сильнее.

Проанализировав сложившуюся в стране ситуацию, Ф. Дзержинский приходил к неопровергаемому выводу о том, что одним из центральных направлений борь­бы за экономию должна быть всемерная рационализация производства и управ лепия. Только она позволит сберечь труд и время. Неправильная же организация производства и управления им делает невозможным успешное развитие нашего хозяйства153. Созданный в структуре ВСНХ специальный отдел рационализации производства был предметом особой заботы Ф. Дзержинского. На должность заве­дующего отделом был назначен крупнейший специалист в этой области В. Ледер154.

Ф. Дзержинский подчеркивал политическое значение борьбы за режим экономии. Она не может быть основана «только на верхушке», а должна сверху донизу проникать в рабочие массы. Поэтому борьба с мелочами, которые массе бросают­ся в глаза, должна стоять на почетном месте. «Если приходишь к массе и гово­ришь о высоких целях и задачах, а она видит, что разбрасывают средства направо и налево, она верить не будет и правильно скажет: врач, исцели сам себя»155.