Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-исторШкМира-05.doc
Скачиваний:
228
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
4.87 Mб
Скачать

3. Идея реформирования государства средствами образования

С середины XVII в. политическая и экономическая ситуация в Польше начинает ухудшаться. Это было вызвано многочисленными войнами, которые разрушили страну и способствовали упадку сельского хозяйства, торговли и ремесленничества. Особенно неблагоприятными в политическом отношении были конец XVII и начало XVIII вв., когда Польшей правили саксонские короли: Август II, и особенно Август III. Они были возведены на трон соседними мировыми державами. Это привело к внутреннему застою в стране, когда высокомерная олигархия процветала, а крестьяне страдали от притеснений. Дворянство и вельможи, игравшие ведущую роль в политической жизни страны, не проявляли интереса к народному образованию.

Молодежь из высших сословий общества постепенно теряла интерес к обучению за границей. Ее вполне удовлетворяла возможность получить образование в местных школах, управляемых католическими орденами. Для этой системы образования был характерен полный застой. Начальных школ, поддерживаемых местными приходами, было очень мало: почти все средние школы находились в управлении католи-

265

ческих орденов, а в университетах властвовали иезуиты. Филологическое образование, основная направленность которого заключалась в обучении латинскому языку, преобладало в таких школах. Польский язык, смешанный с латинскими выражениями, допускался с большими трудностями. Результатом обучения, главным образом, в иезуитских школах, был религиозный фанатизм, отсутствие более широких интересов и безразличие к национальным делам. Довольно часто средние школы не выполняли свою социальную функцию и не готовили людей к профессиональной деятельности. Застой достиг и действующих университетов в Кракове и Вильнюсе.

Социально-политические отношения, сложившиеся в Польше в XVII-XVIII вв., не способствовали популяризации идей Просвещения. Рациональная философия начала проникать в Польшу где-то в середине XVIII в., приобретая последователей, главным образом, вне университетов в среде дворянства, вельмож и духовенства. Группа просвещенных людей, понимая необходимость государственных реформ, собралась вокруг семьи Чарторыских.

Деятельность пиаристского1 священника, Конарского (1700-1773), сыграла важную роль в совершенствовании польской системы образования. С 1725 г. он учился в Римском университете. Там он имел возможность изучить образовательные системы Франции, Австрии и Германии и пришел к выводу о необходимости образовательных реформ в Польше. После возвращения в страну он присоединился к группе, собравшейся вокруг семьи Чарторыских, и стал заниматься политической деятельностью.

Церковные власти назначили Конарского на должность руководителя колледжа для молодого поколения дворянства. Конарский, хорошо понимая внутреннюю ситуацию, превратил свою школу также в центр обучения просвещенных вельмож, которые были преданы интересам государства и нации и были способны управлять страной. Он открыл дорогу для последующих образовательных реформ, которые были осуществлены Эдукационной Комиссией.

В 1765 г. в Варшаве была основана школа, исповедующая идеи педагогики эпохи Просвещения. Это была «Школа рыцарей», основанная последним польским Королем Станиславом Понятовским. Обучение в «Школе рыцарей» осуществлялось по двум направлениям: политико-правовому и военному. В соответствии с обязательным Моральным ка-

1 Пиаристы - монашеская конгрегация, соперничавшая с иезуитами в деле воспитания молодежи. В Польше, куда они были призваны в 1642 г. Владиславом IV, они славились своей ученостью.

266

техизисом, опубликованным в 1774 г., кадет-курсант «должен иметь перед глазами любовь, божий трепет и преданность католической религии; он должен любить свою Родину и больше всего желать ее благосостояния, и он должен быть готов посвятить свою жизнь служению ей». За 30 лет своего существования школа обучила 950 курсантов (кадетов), среди которых были деятели польского Просвещения, энергичные военные люди и творцы культуры.

Социальные изменения, произошедшие в Польше в середине XVIII в., создавали благоприятный климат для формирования идеи создания национальной системы образования. В последующие годы XVIII века принятие новых философских направлений и научных достижений в Польше достигалось различными способами. Обучение поляков за границей и иностранцев в Польше имело важное значение. Зарубежная литература, особенно французская, представлявшая различные сферы знания, также поступала в Польшу. Энциклопедия Дидро и Даламбера была хорошо известна в Варшаве. Она появилась в Польше в то же самое время, что и во Франции. Кроме того, польские периодические издания публиковали информацию о социальных, экономических и философских теориях.

Правление Станислава Понятовского создавало благоприятный климат для превращения поляков в информированную нацию. Сам король был хорошо образован, он был поклонником искусств и поддерживал рациональные идеи эпохи Просвещения. Имея поддержку среди своих приближенных, он сумел провести необходимые государственные реформы. Реформам в области образования способствовали следующие обстоятельства: первое - раздел Польши (1772) между Россией, Пруссией и Австрией, а также роспуск ордена иезуитов (1773). Раздел Польши задел достоинство поляков, заставив их осознать необходимость внутренних перемен. Роспуск ордена иезуитов папой римским Клементом XIV, поставил два насущных вопроса (требовал ответа на два основных вопроса): что делать с собственностью иезуитов, и кто должен нести ответственность за все колледжи распущенного ордена. Сейм после долгой полемики принял решение создания Эдукационной Комиссии (1773).

Согласно решению Сейма, наряду с пост-иезуитскими школами, все общие академии, грамматические школы, академические колонии, общественные школы, без исключения, подчинялись Комиссии. Комиссия была органом Сейма и несла за все ответственность. Она имела характер государственного учреждения, которое обладало компетенцией в сфере управления финансами, разработки образовательных актов, руководства

267

школами и т.д. В то же время это было учреждение педагогического характера, потому что оно определяло направление дидактической и образовательной работы, имело дело с обучением и повышением квалификации преподавателей, изданием учебников, контролировало качество работы в школах.

В начале своей деятельности Комиссия была занята организационной и программной работой, связанной с принятием и открытием школ всех уровней, а таюке с разработкой необходимых инструкций и педагогических требований. Важным делом было создание Общества книг для начальной школы в 1775 г., которое в определенной степени было педагогическим отделом Комиссии.

Следующим шагом Комиссии стала реформа университетов в Кракове и в Вильнюсе. Реформирование обоих университетов заключалось в замене старой модели научных исследований и чтения лекций новыми, соответствующими философии эпохи Просвещения. В составе университетов появились еще два колледжа: физический, включивший точные и естественные науки, и духовный этический для изучения социальных и гуманитарных наук. Лекции читались на польском языке, академический состав преподавателей был заменен молодыми польскими учеными, получившими образование за границей; были модернизированы условия для проведения исследовательских работ, были также построены новые колледжи, астрономические обсерватории, клиники, ботанические сады и учебные колледжи для будущих преподавателей средних школ.

В это же время в Варшаве шла интенсивная работа над законом об образовании. В результате в 1783 г. были опубликованы «Акты Эдука-ционной Комиссии, написанные для академических профессий и для государственных школ содружества наций». В них была определена иерархическая система управления образованием. Во главе этой системы была Комиссия, и два университета непосредственно подчинялись ей. Они получили новые названия: Главная королевская школа и Главная школа Великого Герцога Литовского.

Важным положением Акта было создание академической, или преподавательской, профессии, для которой была четко определена система прав и обязанностей. Все преподаватели средней школы и академические преподаватели, как светские, так и духовные, принадлежали к академической профессии. В число академических профессий не включали преподавателей приходских школ.

Польский язык стал средством обучения, а латинский язык потерял свое привилегированное положение. Наряду с гуманитарными предметами, отводилось важное место изучению математики и естественных

268

наук (на которые приходилось 50% учебного времени). В учебный план были включено изучение и ориентированных на практику предметов, например, таких, как сельское хозяйство, садоводство, гигиена, история искусств и ремесел. Процесс образования, как предполагалось, должен был быть направлен на формирование патриотического и гражданского отношения и готовить студентов к активному участию в общественной жизни. Наряду с духовным миром образование, должно было формировать и физический облик учащегося.

В Акте подчеркивалась важная роль физической культуры, потому что «человек не может быть счастливым, не может обладать просвещенным интеллектом, храбростью духа, легкостью в выполнении своих полномочий, умениями и навыками в выполнении своих профессиональных обязанностей - без сильного и хорошо сложенного тела».

Важное значение Эдукационной Комиссии заключается прежде всего в подъеме польской системы образования из состояния упадка и отсталости, и в осуществлении реформ, основанных на передовых идеях эпохи Просвещения. Комиссия приняла такие принципы эпохи Просвещения, как национальный и светский характер в системе образования. Это гарантировало доминирующую роль польского языка в обучении, и позволило пересмотреть учебные планы, сориентировать их на практическое и светское обучение. Падение Польского государства в 1795 г. прервало процесс реализации реформ, начатых Комиссией. Несмотря на это она сыграла очень важную роль в интеллектуальном и моральном возрождении Польской нации.