Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-исторШкМира-05.doc
Скачиваний:
228
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
4.87 Mб
Скачать

3. Влияние философии Просвещения на теорию и практику воспитания и образования

В Швейцарии, как и во всей Европе, на педагогической мысли отразилось влияние философии Просвещения. Целью философии Просвещения было научить человека независимо мыслить и стать самостоятельной личностью. Мыслители этой эпохи стали живо интересоваться воспитанием и обучением, потому что, с одной стороны, надеялись с их помощью создать нового человека, а с другой, помочь человеку подняться до высот его истинно человеческого предназначения. На политическом уровне философия Просвещения была заинтересована в наличии зрелой ответственной личности в условиях общества, отвечающей ее природе, а в конечном счете, была подготовка человека к тому, чтобы в дальнейшем он стал активным членом политического сообщества, полезным гражданином конституционного государства.

462

Философия Просвещения шла в ногу с обновлением общества, а иногда даже и с революцией. И в области педагогики, и в области политики философия Просвещения выступала против религиозно-церковной зависимости человека, против господства привилегированных слоев общества, знати и богачей и против несоответствия прав и обязанностей в обществе иерархической структуры.

Следует назвать двух крупных деятелей, авторов педагогической реформы, которые известны еще до Руссо. Это Жан-Пьер де Круса (1663-1750) и Иоганн Георг Шульцер (1720-1779). Де Круса родился и получил образование в Лозанне, учился в Женеве и Лейдене, позднее в Париже, а в 1700-1724 и 1738-1748 гг. преподавал философию, математику и физику в академии Лозанны. Кроме работ по богословию, эстетике и логике, он опубликовал педагогические работы. Среди них -«Новые правила для обучения детей» (1722) и «Трактат об обучении детей», изданный в двух томах в Гааге в 1722 г. Труды де Круса занимают достойное место в педагогическом наследии эпохи Нового времени. Де Круса уделял большое внимание государственному образованию, но считал очень важным и частное образование в домашних условиях. Как и Локк, он подчеркивал, что домашний учитель, который должен одновременно быть и вторым отцом для доверенных ему детей, должен пользоваться уважением в доме родителей своих учеников: нравственное воспитание учеников, по мнению де Круса, важнее, чем интеллектуальное образование. Интеллектуальное образование должно быть направлено скорее на развитие умственных способностей, чем на бездумное накопление знаний. Учитель должен преподавать так, чтобы процесс обучения и усвоение знаний был приятным для ребенка и происходил в игровой форме. Положения де Круса о светском образовании в целом совпадают с идеями Локка, по времени же они опережают идеи Руссо, изложенные им в его ранней статье «Проект образования М.де Сент Мари».

Иоганн Георг Зульцер родился в Винтертуре, учился в Цюрихе, затем после посвящения в духовный сан (1739) работал домашним учителем в Швейцарии и Германии. В 1747 года стал преподавателем математики в Иоахимштальской гимназии в Берлине, а затем ее ректором. В 1750 г. Фридрих Великий назначил его директором рыцарской академии, где он преподавал также философию. Помимо основных трудов по эстетике и философии у Зульцера есть и педагогические труды, наиболее известным из которых является «Попытка разумного размышления о воспитании и образовании детей» (1745).

463

По Шульцеру, согласно духу Просвещения, конечной целью образования должно быть превращение детей в ответственных, добродетельных, соблюдающих моральные нормы людей. Почти за 20 лет до того, как появился «Эмиль» Руссо, Зульцер провозгласил право каждого ребенка на образование независимо от его происхождения, так как разница в социальном положении создается людьми и не дана от природы. Он призывал обучать ребенка, учитывая состояние его души и особенно его темперамента. Зульцер предлагал также классификацию учебного материала в зависимости от возрастных особенностей ребенка; кроме того, считал важным пребывание детей на природе и обучение на родном языке.

Однако огромную роль в развитии реформаторских идей в педагогике в Швейцарии сыграли философские, педагогические и политические труды Жан-Жака Руссо (1712-1778). Руссо родился в Женеве и всегда гордился тем, что был ее гражданином. Уже его первый трактат (написанный в 1749 г., позже изданный и награжденный в 1750 г. премией), где дан отрицательный ответ на вопрос, привело ли развитие наук и искусств со времен Ренессанса к улучшению нравов, принес ему широкую известность. Это не означало осуждения искусства как такового, но искусства господствующего, главным образом аристократического. Решение проблемы улучшения нравов, он видел в воспитании и образовании человека.

В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» Руссо раскрыл и описал глобальную социальную проблему - каким образом из жизни в природных условиях, в состоянии свободы и равенства человечество пришло к общественному неравенству и к утрате свободы. Он подробно, с точки зрения исторического развития охарактеризовал происхождение социального неравенства и социальных противоречий. На вопрос, поставленный Дижонской академией -«соответствует ли общественное неравенство законам природы?» - Руссо ответил отрицательно. Он показал, что неравенство в социальном положении, которое находится в тесной связи с моральными и интеллектуальными ценностями традиционного общества, никак не соответствует истинной природе человека (как это отражено в законах природы). Такое решение имело педагогические и политические последствия. Руссо обрисовал эти последствия в сочинениях «Общественный договор» и «Эмиль» (1762). В первой работе он изложил свой взгляд на то, каким должно быть государство свободы и равенства, которое строится на законах природы, на уважении свободы личности, и как оно должно укреплять единство и целостность общества. Только в конституционном го-

464

сударстве Руссо считает возможным массовое национальное образование, которое будет способствовать воспитанию истинного гражданина.

«Эмиль» - произведение, которое отвечало культурным и общественным запросам того времени. Руссо не предлагал ввести общественное образование в качестве социального института, в качестве исправления морального несовершенства общества, он рекомендовал индивидуальное обучение, которое в духе реформаторской педагогики осуществляется воспитателем или домашним учителем. Руссо не ставил целью превратить ученика к определенному возрасту в гражданина (в обычном смысле этого слова). Он считал необходимым сначала изолировать его от губительного влияния общества, позволив ему оставаться самим собой, живя в сельской местности, под наблюдением идеального учителя.

В своей главной теории естественного и вместе с тем разумного воспитания, которое Руссо описал в пяти книгах «Эмиля», объединены самые разные идеи, которые еще не в полной мере были представлены в философии Просвещения. Руссо отмечал важнейшую роль воспитания и обучения в человеческой жизни, но не верил в их всемогущество. Он допускал, что обучение достигает наибольших успехов на ранних этапах (в период детства), когда оно направлено на естественное развитие способностей и талантов ребенка. По его мнению, воспитание должно быть естественным, т.е. необходимо дать ребенку право на независимое природное развитие. Он указывал на особый характер детства, которое является несравненно более важным, чем просто подготовительная стадия к взрослой жизни; Руссо отрицал необходимость раньше времени знакомить детей с готовыми правилами, общепринятыми суждениями, разработанными понятиями и заготовленными текстами.

Отсюда негативная оценка мыслителем роли воспитания в период детства, когда ребенок растет физически и умственно, когда развиваются его чувства и способности, а его отношения с окружающим миром, хотя и нуждаются в естественной, практической и научно выверенной опеке, но он еще не получает нравственного и религиозного воспитания, его не обучают ни литературе, ни истории. Только в юности, когда он становится духовно открытым для других людей и общества в целом, ему дается нравственное и религиозное воспитание вместе с литературным, художественным, эстетическим, историческим и политическим образованием. Ученик находится под непосредственным воздействием воспитателя вплоть до того момента, когда, его вводят в общество, в котором он становится гражданином своей страны.

Эти идеи, которые должны были продемонстрировать суть антропологической концепции Руссо о врожденной доброте человека (только

465

на ее основе, по его мнению, можно заниматься нравственным, религиозным, политическим и интеллектуальным образованием), имели огромное влияние на педагогическую мысль Европы, особенно Швейцарии.

Влияние Руссо стало особенно значительным во второй половине XVIII в. в Цюрихе, где в богословском колледже Collegium Carolinum, были преподаватели, проявлявшие большой интерес к европейскому Просвещению. Этому способствовали различные обстоятельства: во-первых, быстро растущий в Швейцарии патриотизм, созвучный идеям «Общественного договора», и, во-вторых, большая заинтересованность в обществе в образовании и воспитании молодежи.

Передовые для своего времени педагогические идеи развил в Швейцарии Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), а именно, концепцию сочетания социально-педагогического (т.е. заботы об образовании бедноты и маргинальных социальных групп) и схоластического обучения с интеллектуальным, нравственным, религиозным образованием. Предметом своей социально-педагогической, а позже образовательной деятельности он считал человека в его отношении к богу и окружающему миру. Сегодня у нас имеется полное собрание сочинений Песталоцци, которые характеризует его не только как педагоги, но и как философа, политика, теолога и экономиста.

Песталоцци родился и вырос в Цюрихе, получил образование в высших учебных заведениях города, испытал на себе влияние идей просветительства. Следует отметить его особый интерес к политическим и педагогическим идеям Руссо, а также его связи с физиократизмом и пиетизмом. Как мыслителя и ученого его постоянно занимали философские размышления о сущности и назначении человека. Первый период его жизни и деятельности отличался доминированием политических и общественных интересов, а во второй период, протекавший уже в зрелом возрасте, и почти до его смерти, преобладающими стали педагогические интересы и активная преподавательская деятельность в школе.

В молодости Песталоцци написал несколько эссе по политической философии, в которых он развивал идеи «Патриотического союза», затем после краха его практической сельскохозяйственной и образовательной деятельности в интересах бедноты на ферме Нейгоф он полностью отдался писательскому труду. Он написал речь «О свободе моего родного города» (1799), которая закрыла политическую тему его юности, затем опубликовал работу «Вечерний час отшельника» (1780), впоследствии получившую известность. В этой работе Песталоцци изложил основные идеи о сущности, предназначении и воспитании человека, его

466

естественном стремлении к гуманности в соответствии с общественными идеалами и религиозными догматами. За ней последовал ряд важнейших публикаций 1781-1787 гг., когда появились четыре части большой сельской истории «Лингард и Гертруда». В этом романе Песталоц-ци развил свои идеи элементарного образования народа и на примере семьи каменщика Лингарда показал, как материнская стойкость его жены Гертруды вместе с благодетельными усилиями помещика Арнера, помогают победить силы зла, преодолеть внешние и внутренние невзгоды. Обучение в жизненной среде служит образцом для обучения в школе и для нравственной жизни деревенского общества. Те же педагогические идеи образования народа характерны для «Кристофера и Элизы» (1782).

В 80-е гг. XVIII в. Песталоцци пережил религиозный кризис, результатом которого было существенное изменение акцентов, и значительное расширение и углубление его представлений о человеке. Если в «Вечернем часе отшельника» Песталоцци еще убежден, что высшая природа человека, если не прерывать ее естественного развития, будет органично развиваться и с согласия Бога-создателя сделает его нравственным и приведет его к счастью, то теперь в период кризиса, он обращается к низшей животной природе человека, которая, по его мнению, при сопротивлении окружающей среды и враждебности общества может быть испорчена. Проблема «высшей сущности человека» и его отношений с Богом временно отходит на второй план.

Под влиянием немецкого идеализма Канта и Фихте Песталоцци в своем большом антропологическом труде «Мои исследования естественного процесса развития человечества» (1797) достигает более широкого и глубокого понимания сущности человека: он различает в человеке естественно-животную, социальную и нравственную природу и ставит последнюю в зависимость от интеллектуальной свободы и законов морали как двух противоположностей. Однако представление о человеке, как существе двойственном, обладающем родственной Богу душой, противоположной телу с его чувственностью и потенциальной греховностью, характерное для позднего Песталоцци и в общем соответствующее христианскому учению, составит основу его концепции элементарного образования.

Призвание быть учителем и воспитателем Песталоцци отчетливо осознал тогда, когда Гельветическая (Швейцарская) Республика, установившаяся после вторжения французских войск в Швейцарию (1798 г.), обратилась к нему с просьбой организовать в Станце приют для сирот, чьи родители погибли во время восстания против засилья

467

иностранцев. Песталоцци рассказал об этом в «Письме другу о своей жизни в Станце» (1799). В последующие годы он получил благоприятную возможность испытать свой метод элементарного обучения, с помощью которого он хотел раскрыть основы интеллектуального, нравственного и физического развития учеников, особенно учеников в сельской местности, в различных школах Бургдорфа (с 1799 г.), а чуть позже в своих собственных учреждениях в Бургдорфе (1801-1804 гг.), Мюн-хенбухзее (1804 г.) и Ивердоне (1805-1825 гг.). Впервые теория элементарного обучения была представлена в его главной педагогической работе «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.). В 14 письмах издателю этой работы Песталоцци раскрывает суть своей концепции развивающего обучения: обучение ребенка элементам (форма, число, слово) дополняется его нравственным и религиозным воспитанием. При этом следует особо отметить, что важное значение Песталоцци придавал соединению обучения с производительным трудом. В период расцвета его учреждения, которые, несмотря на многочисленные трудности (одной из них были разногласия среди сотрудников Песталоцци), достигли уровня европейских стандартов. Песталоцци развил свою концепцию элементарного образования, связав ее с дуалистическим пониманием человеческой сущности, в последних работах: «Речь к своему приюту (дому)» (1818) и «Лебединая песнь» (1826).

Трудно переоценить влияние Песталоцци как педагога для XIX в. И хотя не столько он, сколько политический либерализм содействовал развертыванию системы государственных общеобразовательных школ, для многих именно Песталоцци оставался основоположником государственной школы.

В XVIII в., который был периодом расцвета философии и образования, великие реформаторские педагогические идеи Песталоцци и других не смогли полностью обеспечить подъема общеобразовательного уровня народа вплоть до великой революции 1788 г., хотя, как показывают различные ревизии местных школ в Цюрихе (где в 1778 г. был введен новый устав местных школ) и в других городах, постоянно предпринимались попытки реформировать систему начальных школ. Только принципиально новое общественное устройство позволило осуществить в 1798 г. первую попытку реформировать школьную систему, однако, создание обязательной государственной школы завершилось лишь в XIX в.

468