Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-исторШкМира-05.doc
Скачиваний:
228
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
4.87 Mб
Скачать

2. Школа и педагогическая мысль в Южно-Африканском Союзе (1910—1961)

В 1910 г. законодательные органы и институты исполнительной власти четырех британских колоний (Мыса Доброй Надежды, Натали, Оранжевого Свободного государства и Трансвааля) были объединены и бывшие колонии с этого момента стали провинциями Южно-Африканского Союза.

Объединение страны принесло немного изменений в структуру управления системой образования в четырех провинциях. По Южно-Африканскому Акту от 1909 г. образование было разделено на полное среднее, находившиеся под контролем центрального правительства и остальные виды школьного образования (статья 85, часть III), состояние дел в котором контролировали провинциальные власти. Провинциальные советы осуществляли контроль за начальным и неполным средним образованием, как это раньше делали власти бывших колоний. В Союз-

493

ном. Акте было предусмотрено раздельное расовое обучение. Образовательная политика, относящаяся к черному населению, из рук центральной власти перешла в руки провинциальных советов.

После объединения страны, в общем, в начальном и среднем образовании стали заметны признаки прогресса и развития. В течение первых десяти лет после объединения общее число учащихся в школах, например, возросло на 92%; затраты на просвещение увеличились в провинциях на 294% по сравнению с 1910 г.; был увеличен верхний возрастной барьер обязательного пребывания в школе для белых детей; Значительно увеличились образовательные возможности, предоставляемые черным, цветным и детям азиатского происхождения; во всех провинциях начальное образование стало обязательным; увеличилось число дипломированных учителей (в 1920 г. более, чем 60% всех учителей Ната-ля и более 70% учителей в других трех провинциях обладали тем или иным дипломом о педагогическом образовании).

Следует признать, что образование в течение первых двух десятилетий после объединения не поспевало за нуждами и ожиданиями южно-африканского общества. Серьезно препятствовало развитию просвещения всех групп населения ЮАР несколько событий в мировой и национальной истории: Первая мировая война (1914-1918); эпидемия инфлюэнцы (1918-1919); широкомасштабная урбанизация и индустриализация страны; Великая Депрессия (1932-1933). Особенно много оставляло желать образование черного населения.

Вообще говоря, существовал разрыв между уровнем жизни белого и черного населения на момент объединения. Черные жили очень бедно, и их бедность не позволяла им дать своим детям соответствующее образование. Но и белые были не намного богаче. Хотя им удавалось предоставить своим детям возможность получить образование, условия получения образования не всегда были адекватны. Ведь, если даже Англия, относительно богатое государство, смогло создать условия получения образования для своих детей только в конце XIX в., то трудно было ожидать подобного от немногочисленного белого населения ЮАР в отношении потомков тех людей, которые отчаянно сражались с белыми первопроходцами каких либо двадцать, тридцать лет назад. Даже если и появились средства на это, среди белых следовало ожидать резкой оппозиции возможности траты денег на образование черного населения.

Несмотря на стремление правительства способствовать развитию народного образования, формальное государственное образование для черных в Капской провинции и Натале развивалось медленно, а в Сво-

494

водном государстве и Трансваале вообще отсутствовало. Во всех провинциях ЮАС образование для черных, как правило, было отдано на откуп миссионерам, которые взяли на себя тяжелую задачу обучения на требуемом уровне при минимуме затрат. Но правительство не самоустранилось от решения проблем, связанных с образованием черного населения страны. В 1913 г. в Восточной Капской провинции была открыта сельскохозяйственная школа для черных. Эта школа добилась некоторых успехов в деле обучения черного населения передовым методам ведения сельского хозяйства, что привело к открытию еще трех аналогичных школ в этом районе в течение последующих четырнадцати лет. В 1915 г. был основан Южно-африканский национальный колледж (в нем готовили к поступлению в высшее педагогическое учебное заведение) и в этом же году в Трансваале была введена учебная программа специально для черных школьников, основанная на их возможностях, нуждах и стремлениях. В 1918 г. в Натале был назначен специальный чиновник для ведения дел, связанных с образованием черных детей. В 1919 г. была создана провинциальная следственная комиссия для изучения и подготовки отчета об образовательных потребностях и пожеланиях черного населения. В 1920 г. в Капской провинции черные были освобождены от уплаты денег за обучение в школе.

Эти и другие прогрессивные шаги в области образования потребовали увеличения финансирования просвещения (в 1922 г. затраты на образование составили 26,4% бюджета, больше чем любая страна в то время тратила на образование). В такой ситуации возникал вопрос об эффективности затрат на просвещение. В 1923 г. Провинциальная финансовая комиссия (Комиссия Бакстера) подвергла резкой критике методы финансирования центральным правительством системы образования в провинциях и, помимо прочего, рекомендовала пересмотреть как порядок субсидирования, так и долю налоговых поступлений на образование от провинций. Рекомендации Бакстера были приняты и в течение последующих двадцати лет были установлены фиксированные объемы финансирования провинциального просвещения, исходя из числа учеников, посещающих школы. Однако наименьшие суммы приходились на каждого цветного ребенка и на детей выходцев из Азии. Для решения проблемы образования черных детей провинциальные правительства попытались увеличить налоги с черного населения для того, чтобы получить дополнительные средства на образование черных детей, но не нашли поддержки у центральной власти. Три года спустя центральные власти согласились выделить на нужды образования черного населения

495

единовременно сумму, равную общему объему финансирования образования черного населения в 1921 г.

Необходимо отметить, что в южноафриканском обществе и, в частности, в достаточно уникальной системе образования сложилась особенная, эмоционально насыщенная атмосфера. В среде африканеров (африканеры - белые, говорящие на языке африкаанс) очень сильны были чувства национализма. Более двух столетий африканеры боролись за сохранение своего народа и признание своего права на существование. В первых конфликтах с Ост-индской компанией, в противостоянии английскому либерализму и как следствие этого в англо-бурской войне, в сопротивлении в начале XX в. африканскому национализму черного населения страны африканеры стремились сохранить и развить религиозные, расовые и политические основы своего национального самосознания. Одним из важнейших факторов общественной жизни в Южной Африке была политическая активность черного населения. Первые проявления этой активности имели место еще в середине XIX в., но только в первом десятилетии XX в. черное население стало принимать активное участие в борьбе за свои политические права и за политическую власть. В 1912 г. был основан Африканский национальный конгресс, и с того времени в области политики и образования постепенно развивался конфликт между белым и небелым населением страны. Эта атмосфера конфликта и расового недоверия определяла политику в области просвещения в течение XX в.

В течение десятилетия (1925-1935) число черных школьников в государственных школах и школах, частично субсидируемых государством, росло значительно быстрее, чем финансирование образования для черных. Одной из причин тому была мировая депрессия начала 30-х годов. Правительство, обеспокоенное сложившейся ситуацией, создало комиссию для изучения положения дел в образовании черного населения страны. Комиссия выявила интересные факты, относящиеся к образованию черных детей в 1935 г.

Число черных детей, посещающих субсидируемые государством школы, увеличилось приблизительно с 207 000 школьников в 1925 г. до почти 345 000 в 1935 г. В школах преподавали по тем же программам, которые действовали в школах для белых. Но около 30% всех учителей не имело дипломов или не были достаточно профессионально подготовлены, и лишь 30% детей школьного возраста посещали школы. Школы были переполнены, особенно в городах. Около 57% черных детей, учившихся в 1935 г., могли продолжить учебу в четвертом классе. Родной язык использовался в школе как язык обучения первые шесть лет в

496

Натале, четыре года в Капской провинции и Оранжевом Свободном государстве и только первые два года в Трансваале. В городских школах, где учились дети различных национальностей, говорящие на разных языках, языком преподавания был английский или африкаанс. Комиссия пришла к выводу, что в некоторых регионах страны черные не выказывают интереса к получению образования, помимо начальных навыков чтения, письма и счета, а белые скорее проявляют «терпимость» к образованию черных, чем способствуют его развитию.

Комиссия рекомендовала существенную перестройку системы образования черного населения. Помимо других мер, было рекомендовано передать управление такими школами центральному (национальному) департаменту образования, было предложено создать, помимо субсидируемых миссионерских школ, независимую систему государственных школ для черных детей и сделать обязательным посещение школы для детей соответствующего возраста. Хотя власти произвели некоторые изменения в течение следующего десятилетия, например, в системе финансирования, в целом рекомендации комиссии не были реализованы и из-за существующей децентрализации управления просвещением проблемы, на которые указывала комиссия, остались и усложнились. К 1945 г. работало 4 350 субсидируемых миссионерских и 230 государственных школ. Такое количество школ ни в коей мере не удовлетворяло образовательные потребности черного населения, которое составляло к тому времени 7,5 миллионов человек.

В течение двадцати лет, предшествующих 1945 г., для образования белых в каждой из четырех провинций страны были созданы отличающиеся друг от друга, уникальные системы образования. Практически регулярно создавались комиссии по изучению состояния дел в просвещении и для выработки рекомендаций по совершенствованию существующей системы. Несколько комиссий отметили отсутствие национальной политики в области образования в ЮАС.

Во всех отчетах комиссий, работавших в первой половине XX в., содержалась рекомендация создания общенационального координирующего центра по народному образованию. Немногие из комиссий в отчетах касались проблем образования черного населения. Предполагалось, что общенациональный координирующий центр по народному образованию, будет заниматься всеми вопросами образования, как белого, так и небелого населения страны. Но политические события, особенно после 1948 г., существенно изменили пути развития южноафриканского образования.

497

В 1948 г. к власти пришла Национальная Партия и начала проводить политику раздельного образования. Главной целью генеральной политики правительства было сохранение социокультурного образа жизни белого населения. Эта задача требовала защиты и сохранения «национальной целостности» белого населения страны перед большим по численности, но разобщенным черным населением, не посягая при этом на правомерные национальные устремления этой части граждан ЮАС. В этих целях власти делали все для раздельного, систематического и сбалансированного развития белых и черных внутри расово разделенных групп населения, живущих в местах исторического проживания.

Стремясь к достижению поставленных целей, власти сосредоточили внимание на четырех задачах: прекращение, или, по крайней мере, регулирование всех контактов между белыми и черными; предотвращение любых форм расовой интеграции; введение мер, направленных против любых внепарламентских или революционных движений за свержение или подрыв суверенитета белых; способствование социоэкономи-ческому и культурному развитию черного населения страны.

В 1949 г., столкнувшись с растущим стремлением черных к получению образования, правительство создало очередную комиссию по изучению состояния дел в просвещении. В отчете комиссии, появившемся в 1951 г., были сформулированы принципы построения новой системы образования для черного населения, базирующейся на культурологических предпосылках. Комиссия рекомендовала воздержаться от подмены культуры черного населения западной культурой и стремиться к тому, чтобы черное граждане могли развивать свою собственную, особенную для каждого негритянского народа, культуру.

В 1953 г. с принятием Закона об образовании народа Банту принцип сегрегации в просвещении получил окончательное оформление и в соответствии с другими законами об апартеиде образование белых, черных, цветных и выходцев из Азии было законодательно и организационно разделено. В 1954 г. образование черного населения было выведено из-под управления провинциальных департаментов образования. В 1958 г. был создан отдельный, национальный Департамент образования народа Банту. Законодательное закрепление принципа сегрегации в области образования содержало в себе зародыш будущих политических конфликтов. Чем больше инноваций в образование вводили власти, тем сильнее становилась оппозиция системе раздельного развития рас и реализации ее в образовании. Стратегия сопротивления, применяемая противниками апартеида, постепенно трансформировалась от достаточно

498

мирных демонстраций протеста до агрессивной конфронтации, и постепенно школы для черных превратились в арены идеологической борьбы.