Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-исторШкМира-05.doc
Скачиваний:
228
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
4.87 Mб
Скачать

5. Деятельность Третьей Республики в сфере образования (1879—1919)

Усилившаяся роль государства в первые десятилетия III Республики в истории французской школы привела к реализации уже имеющихся завоеваний и их оформлению в систему: окончательному построению структуры обязательного начального образования; развитию после начального мужского и женского образования путем организации сети высших начальных и технических школ; созданию основ женского среднего образования; открытию мужских средних школ; возрождению университетов. Эту деятельность, светскую по характеру и по своим целям, смело можно отнести к революционным проектам в духе Просвещения.

Унижение, испытанное французами в результате поражения в 1870 г., не поколебало решимость республиканцев возродить школу. В этом деле даже вражеская Германия была взята в качестве модели. Ее высочайшие военные достижения и экономические успехи были признаны результатом длительного предшествующего развития школьного дела от начальной ступени до университетов и школ подготовки рабочих.

Эта деятельность, которая была направлена на предоставление народным массам элементарного образования и расширила возможности для его продолжения, перед первой мировой войной исходила из концепции сословного разделения общества, когда пути просвещения народа и элиты мыслились как совершенно различные. Лишь после войны

442

вопросы народного образования связываются с противоположной идеей -идеей единой школы.

Республиканская школа, с которой связано имя Жюля Ферри, явилась результатом прогрессивной деятельности, которая отвечала возрастающей потребности народных масс в просвещении: возложенная на каждый департамент обязанность иметь одну женскую нормальную школу (закон 9 августа 1879 г.), создание высших нормальных школ в Фонтенэ (1880) и Сен-Клу (1882), предназначенных для подготовки квалифицированных преподавателей для начальных нормальных школ, завершили дело, начатое полвека назад.

Деятельность республиканцев в области образования сильна тем, что они сделали начальное образование государственным, что означает его бесплатный, обязательный и светский характер, и тем, что государство взяло на себя заботу об учителях.

Следует отметить, что республиканцы во многом использовали лозунги Парижской Коммуны, провозгласившей полную свободу совести, передачу дела образования в руки государства, равное право каждого на получение образования. Одной из задач Комиссии Просвещения, по решению Коммуны, была подготовка «проекта декрета, устанавливающего образование бесплатное, обязательное и исключительно светское». Эти лозунги отвечали стремлению народных масс к просвещению и образованию. Мэрии целого ряда округов выступили с обращениями и распоряжениями проводить в жизнь эту политику в области обучения. «Нам еще никогда не представлялся более торжественный случай для окончательного введения в жизнь светского, бесплатного и обязательного образования» - говорилось в обращении мэрии XII округа к учителям.

Таким образом, республиканцы через 10 лет после Парижской Коммуны сделали попытку реализовать ряд требований коммунаров.

Бесплатность начальной школы, введенная 16 июня 1881 г., отвечает требованию о равном всеобщем праве на образование; вменяемость семьям в обязанность посылать своих детей 6-13-ти лет в школу (закон от 28 марта 1882 г.) для получения ими соответствующего диплома утверждает за ребенком право на образование; в этой перспективе светскость образования как гарант свободы совести выступает неизбежным результатом его обязательного характера, неотъемлемого от нее по закону.

Именно вокруг светского характера образования разворачиваются наиболее ожесточенные дебаты: положения о секуляризации начальной школы глубоко раскалывают общественное мнение. Запрещение преподавания религии и надзора со стороны правительства, предписанные законом Фаллу в 1850 г., секуляризация школьных зданий и учебных

443

программ, учителей (закон Гобле от 30 октября 1886 г.) еще более усилили противостояние сторонников светской школы и клерикалов. Возникают столкновения по поводу запрещения распятий в школьных помещениях; в свою очередь, был наложен запрет на некоторые учебники морали и гражданского воспитания, которые пришли на смену религиозному воспитанию. Ослабление противостояния, связанное с «примирением» католических иерархов с республиканскими институтами в 1890 г., было кратковременным: статус конгрегации, а в более общем плане - церкви - в гражданском обществе был поставлен под сомнение: с запретом конгрегации (1904), последующим отделением церкви от государства (9 декабря 1905) школа снова становится главной ареной противостояния вплоть до первой мировой войны.

Закон от 30 октября 1886 г. секуляризировал, требовал отстранения учителей от религии в «государственных школах всех ступеней», в том числе и средних учебных заведениях, определял и упорядочивал организацию всех государственных школ первой ступени, в том числе и дошкольных, созданных декретом 1881 г. Закон определял далее статус преподавателей и их дипломы. Этот закон был дополнен декретом 1887 г. и рядом законоположений, детализирующих программы обучения. В 1889 г. учителя начальных школ получили статус государственных служащих.

Так, последовательно, с помощью основополагающего законодательства, сопровождаемого целой серией декретов, указов, регламентацией, циркуляров, инструкций, выстраивается общая стройная система начального образования. Вплоть до начала Пятой республики она подверглась незначительным изменениям. Споры велись в основном вокруг педагогических вопросов, в частности, на педагогических конференциях, организуемых в каждом кантоне начиная с 1880 г. Полина Кергомар выдвигает в центр дискуссий педагогику материнской школы, целью которой является гармоническое развитие ребенка. В межвоенный период различные течения, среди которых наиболее ярким деятелем был Селестен Френе (1896), борются за развитие творческого начала в ребенке и за социализацию школьной жизни.

Развитие высшего начального образования было настоящей тихой революцией. Высшие начальные школы, восстановленные в 1878 г., а также дополнительные курсы при начальных школах охватывают с 1914 г. такое же количество подростков, что лицеи и коллежи (около 85 000 в государственных школах), половину из них составляют девушки. Среднее специальное образование очень быстро теряет свой практический характер и превращается в «современное», которой по замыслу

444

ставится на тот же уровень, что и классические секции в лицеях и коллежах. Высшее начальное образование, - бесплатное, где представлены широкие социальные слои общества, с густой сетью школ и лучшими учителями - являет собой гибкую систему, приспособленную к местным условиям. Некоторые из высших начальных школ, с сильными промышленными и коммерческими отделениями трансформируются со временем в практические школы коммерции и индустрии. Они составят основу школьной сети, конкурирующей с техническими учебными заведениями, находящимися с 1892 г. под руководством Министерства коммерции и индустрии, и дополнят, таким образом сеть национальных профессиональных школ.

Оба Министерства имеют различные концепции развития технического образования: тесно связанным с профессией руководило Министерство коммерции; имеющим более общеобразовательный характер -Министерство просвещения. Последнее тем не менее начиная с 1906 г. участвует в оснащении школьных мастерских и организует курсы усовершенствования для подмастерьев в духе немецких школ повышения квалификации. Законом Астье (1919) техническое образование оформляется в единую систему и создаются обязательные курсы для подмастерьев и молодых рабочих. Переданное в 1920 г. в систему Министерства народного образования управление этим типом подготовки остается автономным.

Создание женского среднего образования скорее оставило след в умах, а не в развитии народного образования. Ожесточенное сопротивление клерикальной партии встретило в 1867 г. открытие муниципальных курсов для молодых девушек по инициативе министра Дюрюи. Республиканцы, со своей стороны, рассматривали государственное женское образование как ставку в борьбе против клерикализма. «Нужно, чтобы женщина принадлежала или науке или церкви» (Жюль Ферри). Среднее образование для женщин давалось в частных школах, и небольшое, но постоянно увеличивающее число женщин, получали степень бакалавра и продолжали затем занятия в высшей школе. Законом от 21 декабря 1880 г. (закон Камиля Сея) были созданы средние женские школы; число их увеличивалось быстро - в 1930 г. их было уже 138. Образование, полученное в них, напоминало среднее специальное образование из-за отсутствия в нем латыни и отличалось более новаторским характером литературной подготовки.

В мужских средних школах доля латыни в 1880 г. была снижена за счет увеличения места, отводимого естественнонаучному образованию,

445

истории и географии; здесь практиковалась новая педагогика, основанная на экспериментальном методе разъяснения текстов и докладов.

Восстановление университетов - это результат совместной деятельности политиков-республиканцев, крупных деятелей в области образования, преподавателей университетов, тех, кого называли «поколением позитивистов».

Тем самым Республика дала окончательный и долгосрочный импульс движению, подготовленному до нее. В годы Второй империи были введены ученые степени агреже окончившим университеты и получавшим право преподавать в средних школах, а также студентам академических факультетов. Это способствовало росту студенчества — будущих учителей: около 10 000 в 1837 г. и более 40 000 в 1914 г.

В 1896 г. было создано 16 университетов. Инициаторы этого движения рассчитывали на создание небольшого числа крупных университетских центров, однако, они достигли обратного. Защита местнических интересов не дала возможности полностью осуществить восстановление университетов.

Между тем интерес местных властей и экономических кругов к университетам приводит к созданию факультетских институтов, которые значительно расширяют университетское образование. В частности, в институтах прикладных наук в Нанси, Лилле, Гренобле, Тулузе и Лионе готовятся техники и инженеры, сюда принимаются наряду с другими студентами учащиеся высших начальных школ. Университетские институты, которые становятся вскоре независимыми, дополняют вместе со школами искусств и ремесел, ставшими в 1907 г. инженерными школами, широкий спектр муниципальных и частных высших учебных заведений (Парижская школа физики и химии, Высшая школа коммерческих наук, высшие коммерческие школы).