Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-исторШкМира-05.doc
Скачиваний:
228
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
4.87 Mб
Скачать

3. Педагогические идеи эпохи Просвещения

(НА ЧАЛО XVIII НА ЧАЛО XIX ВВ.)

Эпоха Просвещения в Азербайджане, как и в других странах мира, отмечена повышенным внимание к образованию, к созданию государственной системы школьного дела, вниманием к подготовке учителей. Новый период в истории педагогики был преемником прогрессивного наследия предшествующих веков, вместе с тем резко от них отличался. Отличия были обусловлены изменениями в социально-экономическом

55

статусе страны, переходящем от феодализма на капиталистические рельсы развития. Все эти события совпали с разделом Азербайджана между Россией и Ираном.

В начале XIX столетия (1813-1816) северная часть Азербайджана вошла в состав России. Южный Азербайджан остался в составе Ирана1.

Вхождение Азербайджана в состав России двояко сказалось на его культурном развитии, в том числе и на образовании. С одной стороны, азербайджанская культура и образование испытали на себе прогрессивное влияние русской передовой общественной демократической мысли, которая, в свою очередь, сыграла значительную роль и в ознакомлении представителей азербайджанской культуры с достижениями культуры Западной Европы. С другой стороны, царизм с его колониальной политикой пытался подавить покоренные народы, духовно отсечь от них прошлую национальную культуру, язык, религиозно и этнически ассимилировать их.

Хотя ислам продолжал играть существенную роль в воспитании и образовании, в сферу образования стали проникать прогрессивные педагогические идеи, стала подчеркиваться роль образования в формировании нравственных качеств личности, востребованной новыми социальными условиями. Демократическая интеллигенция требовала создания светских школ нового типа, резко критиковала мектебы и медресе, ратовала за обучение на родном языке, введение нового алфавита, специальной подготовки учителей, а также за образование женщин.

В ответ на эти и иные требования времени уже в первые годы присоединения Азербайджана к России стала складываться новая система школьного образования. Дополнительно к.мектебам и медресе стали открываться уездные начальные училища и так называемые мусульманские школы для народа, в которых обучение велось на родном языке. Открывались также уездные школы с обучением на русском языке. В Баку в 1896 г. появилось первое механико-технологическое училище для подготовки рабочих кадров.

Стали создаваться школы на частные пожертвования. Первые такие школы открывались в Тифлисе (1847), затем в Баку, Шуше, Гяндже и других городах. Государство же финансировало те школы, в которых обучение велось только на русском языке. В учебный план этих школ

1 Отсюда и далее слово «Азербайджан» будет означать северную часть Азербайджана, на берегу Каспийского моря, где ныне проживает более 7 млн. азербайджанцев. Южный Азербайджан вплоть до наших дней находится на территории Ирана, и здесь проживает около 20 млн. азербайджанцев.

56

входило изучение языков - азербайджанского, фарси, арабского, арифметики, географии, истории, а также общие сведения по праву, черчению.

Серьезной проблемой оставалось обучение на родном языке. Чиновники просвещенческого аппарата принуждали учителей вести занятия на русском языке по программам русских начальных школ. Преподавание на родном языке запрещалось. Однако вопреки официальным предписаниям, в некоторых гимназиях обучение родному языку велось, а в некоторых было введено только в 1905-1906 гг.

Появились первые сельские школы, которые были восприняты народом недоброжелательно, так как отвлекали детей от сельских работ. В связи с этим дети посещали школу только два месяца в году.

В городах же, напротив, население все больше понимало важность образования, однако родителей не устраивали устаревшие мектебы при мечетях, где молодое поколение продолжало зубрить Коран, теряло время на чтение далеких от жизни старинных романов «Лейла и Медж-нун», «Ашик Кериб» и др. Любое стремление ввести рациональные методы обучения и новое содержание образования наталкивалось на сопротивление мулл, родители переставали оплачивать труд учителей, школы закрывались.

Сторонники сохранения сложившихся традиций - зубрежки Корана -оправдывали это тем, что в Азербайджане существует множество диалектов и наречий и арабский язык - выполняет роль их объединения. Этот аргумент был в пользу знания Корана в начальной школе. Другие учебники, написанные на рубеже веков, рассматривались как негодные; так как распространялось мнение, что все новшества в школах исходят от христианских учителей и чужды азербайджанцам.

Когда в 1881 г. стали открываться сельские школы, в них охотно отдавали детей, но позже, когда пришли русские учителя, детей стали забирать из школ.

В начале XIX в. в северном Азербайджане, вошедшем в состав России, стали открываться уездные училища, однако в них поступали неохотно. Под давлением духовенства многие отказывались обучать детей в русских школах, отдавая их в мектебы, число которых в 60-е годы XX в. доходило до 500 с количеством учащихся 7 000 человек.

В конце XIX — начале XX вв. в Азербайджане было открыто более 240 русско-азербайджанских школ, куда принимались только азербайджанцы. В это же время стали создаваться и частные школы.

В учебном 1914-15 году в 976 школах всех типов (в том числе 15 средних) обучались 73 000 детей, в том числе 23 000 азербайджанцев.

57

Прогрессивные педагоги и учителя вели активную борьбу за издание учебников и книг на родном языке. Известны учебники Магомеда Сидги (1854-1903) - «Образцы морали», книги, подготовленные Магомедом Шахтахтинским (1848-1930). Он рекомендовал переводить русские учебники на азербайджанский язык, публиковать для школьников пословицы, поговорки, сказки, возрождая традиции воспитания поколений азербайджанцев на богатейшем наследии народной педагогики. Вместе с тем он писал, что одновременно следует изучать в школах произведения русских и европейских писателей для приобщения подрастающего поколения к культуре соседних народов.

В конце XIX в. в Азербайджане появляются первые учебники на азербайджанском языке и книги по чтению для школьников. К числу последних можно отнести книгу Мирза Талибова (1834-1911) «Книга Ахмеда» (1894-1896). В первом томе книги, написанной в виде поучительной беседы отца с сыном, рассказывалось о подготовке мальчика Ахмеда к школе, о его первых днях в школе, домашних занятиях и т.д. Кроме того, автор описывал методы обучения грамоте, в доступной форме излагались начальные знания по физике, географии, биологии, растительном и животном мире. Во втором томе читатель встречался с уже воспитанным юношей, патриотом, образованным человеком, умеющим понять антинародную политику царизма. Эта книга использовалась как учебное пособие и была издана на фарсидском и азербайджанском языках.

Азербайджанские просветители понимали, что без образования и воспитания народа в духе, соответствующем новому времени, страна не сможет преодолеть свою косность и отсталость.

Одной из актуальнейших и специфических проблем образования в Азербайджане является проблема подготовки рабочей силы для страны, богатой полезными ископаемыми, особенно, нефтью. Россия также, как и другие развитые европейские страны, надеялась в Азербайджане получить высокие прибыли за счет эксплуатации природных богатств страны и дешевой рабочей силы. Русские фабриканты отлично понимали, что без начального образования рабочих, без повышения их производительности труда нельзя получать желаемые прибыли. В связи с этим в Баку и других крупных городах в начале века появились первые механико-технические средние учебные заведения. Что же касается образования будущих рабочих, то оно находилось в плачевном состоянии.

Видный просветитель, гуманист Гасан-бек Зардаби (1842-1907) писал, что за последние 20 лет XIX в. прирост рабочих в азербайджанской промышленности утроился. И хотя согласно законодательству промыш-

58

ленники были обязаны обучать малолетних рабочих - этот закон повсеместно нарушался. Лишь 0,4% промышленных предприятий имели промышленные школы, 72% работающих на фабриках и заводах детей вообще не посещали никаких учебных заведений. Зардаби обращал внимание на практику Германии и Франции, где к работе допускались только с начальным образованием. И в Азербайджане, писал он, необходимо добиваться таких законов и их реализации в жизни. Речь шла не столько о том, чтобы фабриканты увеличивали свои доходы, а главным образом, о том, чтобы через образование и просвещение народы Азербайджана могли приобщиться к знаниям, идеям национального освобождения, избавления от фанатизма и вступления на путь прогресса и цивилизации.

Этим передовым идеям была посвящена теоретическая и практическая деятельность видных педагогов Султана Меджида Ганизада (1866— 1937), Алексея Осиповича Черняевского (1840-1894), Аббас Кули Баки-ханова (1794-1847) и многих других. В их трудах обсуждались проблемы образования и воспитания, роль образования в общественном развитии, проблемы необходимости экономического, политического и культурного развития страны. Именно в этот период появились первые учебники на азербайджанском языке для будущих учителей, а также учебники по разным школьным дисциплинам.

В этот период развернулась борьба прогрессивных азербайджанских деятелей против феодальных пережитков, связанных с религией ислама и тормозящих приобщение народных масс к образованию.

Примечательно в этом плане педагогическая деятельность ученого, педагога, просветителя, «патриарха русского востоковедения», автора научных трудов, в том числе и по педагогике Мирза Казем-бека (1802— 1870). Многое им было сделано в деле совершенствования учебных планов высших учебных заведений Азербайджана: вместо изучения мертвых языков он предлагал изучать живые восточные языки, предметы, имеющие практическую направленность (например, дипломатию, финансовое право, педагогику.). Одним из условий демократизации образования в России он считал привлечение в учебные заведения мусульманского населения, а также детей из бедных слоев. Учебники Казем-бека, особенно по грамматике турецко-азербайджанского языка, получили широкое распространение в Европе, Азии и в Африке.

Другой выдающийся писатель-демократ, просветитель, представитель материалистической философии Мирза Фатали Ахундов (1812-1878) вошел в историю педагогики Азербайджана как человек, который разработал новый латинизированный алфавит взамен арабского. Он вел

59

активную деятельность за создание подлинно светской школы. Противник консервативного мусульманского образования, он считал, что схоластика и богословие несовместимы с подлинной наукой и что судьба народа зависит от уровня его грамотности. В содержании образования большое место он отводил естественным наукам наряду с гуманитарными предметами - литературой, историей, философией. Эстетическое воспитание и образование, к которому мусульманское духовенство относилось резко отрицательно, выдвигалось Ахундовым на передний план. Он категорически отвергал преподавание религии в школе, попытки примирения науки с религией. Резко выступал Ахундов и против физических наказаний, которые, по его мнению, гасят в ребенке все доброе и человеческое, лишают его самоуважения и достоинства.

Массовую неграмотность народов мусульманских стран Азербайджана, Ирана, Турции, Аравии и других Ахундов объяснял трудностями усвоения арабского алфавита. Турецкое правительство обратилось к нему с предложением составить новый латинизированный алфавит, что и было сделано ученым в 1857 году. Проект этого алфавита обсуждался в Турции на протяжении многих лет, однако, он был принят только после установления в стране демократической республики в начале XX в. Ахундов написал «Новый букварь», где была изложена методика преподавания родного языка на новом латинизированном алфавите.

В развитии педагогической мысли в Азербайджане большую роль сыграли учительские съезды, на которых обсуждались актуальные проблемы внедрения в школьную практику новых методов обучения, формирования нового содержания образования, критический анализ школьного дела. На I съезде учителей (1905) было принято решение о расширении сети школ нового типа, о введении преподавания на родном языке, о составе новых учебников по родному языку и др. Обращалось внимание на необходимость усвоения достижений русской педагогической мысли. Наряду с обязательным обучением на родном языке съезд принял решение о введении всеобщего обязательного и бесплатного начального образования и о введении уроков труда в сельской местности.

На II съезде (1907) был обсужден проект нового азербайджанского алфавита в целях замены арабского азербайджанским. Однако реакционное крыло съезда отменило это решение, обосновав это тем, что «изменение алфавита - дело всего мусульманского мира».

Несмотря на все эти и иные виды деятельности накануне революции и установления советской власти в Азербайджане 90% населения оставалось неграмотным.

60