Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-исторШкМира-05.doc
Скачиваний:
228
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
4.87 Mб
Скачать

5. Период независимости и национальная школьная система

Шестое декабря 1917 г. справедливо считается важнейшей датой в развитии финской школьной системы. Впервые финны получили возможность строить свою собственную школу в своем суверенном государстве. Обретение независимости привело к разрыву административных связей с прежней «материнской» страной и с ее культурой. Школьная система отныне становилась важнейшим инструментом в развитии финского общества и национальной культуры. Обретение независимости финнами позволило преодолеть противоречия, которые грозили перейти в вооруженные конфликты и отбросить страну на десятилетия назад. Однако ожидаемого единства в финском обществе не создалось. Напротив, возросло число политических конфликтов, что не могло не повлиять и на сферу образования.

411

Деятельность независимого финского парламента проходила в условиях гражданской войны. Противоречия между политическими партиями углублялись. Происходили существенные изменения в экономике. Земельная реформа 1918 г. создала новую группу мелких фермеров, увеличивших число людей, занятых сельским хозяйством почти до 2 млн. человек. Заметный рост промышленности требовал новых рабочих рук. В 1910 г. 11% работоспособного населения было занято в промышленности. Позже это число возросло до 15% в течение десятилетия. Увеличивалась также и сфера непроизводительного труда. Эти изменения приводили к миграции большей части населения в города.

Стране, находившейся в бедственном положении, надлежало избрать направление развития своей школьной системы. Парламент считал народное образование крайне важным делом ив 1921 г. принял закон об обязательном образовании. Он положил конец принципу добровольного образования, провозглашенному еще Гигнеусом, и определил возраст обязательного образования с 7 до 15 лет. Тем самым парламент содействовал повышению уровня образования народа. До закона 1921 г. во многих районах примерно 40% населения не получали систематического образования. Закон предоставлял право бесплатного образования независимо от пола, языка и происхождения. Для решения проблемы финансирования образования муниципальным городам было дано 5 лет, а сельским муниципалитетам для претворения закона в жизнь — 15. До конца 1930 г. начальные школы функционировали не полностью. Хотя государство и оказывало финансовую помощь для основания начальных школ, однако одновременно росли и местные налоги, которые нередко достигали 40%. Когда в 20-е годы стали закрываться передвижные церковные школы, ответственность муниципалитетов за развитие школ резко возросла.

Рост числа учащихся начальной школы

Учебный год

Церковная школа

Местные начальные школы

1920

170 557

263 665

1925

96 035

345 793

1930

41 761

422 709

1935

25 383

476 848

1940

480 939

412

Согласно закону об обязательном образовании начальная школа состояла из двух ступеней: начальной школы для детей 7-8-летнего возраста и младшей средней школы для детей более старшего возраста. Это деление соответствовало представлениям начала XX в. о детской психологии и педагогики. Каждый возраст имеет свои особенности и соответствующие характеристики развития. Поэтому соответственно возрастным особенностям составлялись учебные программы. Для подготовки учителей начальной школы основывались специальные институты. В них принимали в основном женщин, поскольку считалось, что они обладают необходимыми качествами для того, чтобы создать атмосферу уюта в школах. Программа начальных школ была нацелена на получение основ общего образования, предметы оставались почти теми же, что и в 1860 г. Согласно закону в начальных школах был четко определен перечень предметов, но не их содержание. Это усиливало значимость школьных учебников. Вместе с тем программа должна была учитывать и особенности местной экономики. В сельских школах учили садоводству и сельскому хозяйству, а в городских - торговле. Школы имели огромное количество внепрограммных занятий. Прогрессивные школьные учителя, которые получали хорошую подготовку для ведения клубной работы, обучаясь в институтах, руководили скаутскими организациями, кружками по искусству, музыкальными клубами и т.д.

В 1920-е годы создание так называемой новой школы оказалось серьезной проблемой. Следовало переориентировать методы обучения на учащегося как центр педагогического процесса, на создание школ рабочей молодежи, экспериментальных лабораторий и т.д. Модели новой школы импортировались из Центральной Европы и частично из близкой Эстонии. В школы внедрялись методы обучения, соответствующие теории «ребенок — центр воспитательного процесса». Некоторые учителя поддерживали старые методы зубрежки, а некоторые были против этого. Традиционное преподавание и учебники сочетались с собственными наблюдениями учеников и самостоятельным выполнением упражнений из задачников. В основу общего образования были положены финская культура и христианский гуманизм. Они подчеркивали значимость семьи, религии и отечества. В 20-е годы повысился интерес к так называемым родственным странам и идеологии объединения родственных угро-финских народов. Учителя посещали Венгрию и Эстонию и принимали гостей из этих стран в своих школах.

Политические конфликты возникли при обсуждении парламентом конституции Финляндии и ее статей, посвященных принципам образования. Соглашения по этим вопросам достигнуть не удалось, но парла-

413

мент решил принять законы отдельно по народным школам и организации начальных школ. Это решение означало, что сохраняется система отдельных школ.

Средняя школа ставила своей целью привлечение к образованию учеников из сельских областей. Возникало множество проблем и в развитии начальных школ, одну из которых необходимо выделить. Справедливо считалось, что начальная школа не должна быть тупиковой, она должна открывать путь как к средней школе, так и к профессиональному образованию. Поэтому была разработана модель полноценного образования, в которой начальная школа должна была заложить основы общих знаний. Этот план в 1930 г. был поддержан Сельской партией и Общественными демократами и имел противников в лице Национальной коалиции и Шведской народной партии. Образование вновь оказалось в центре интересов политических партий. Обсуждаемая в 1930 г. модель не была принята. В результате по окончании начальной школы учащиеся должны были пройти обучение в подготовительной школе, после чего уже получать право обучения в школах более высокой ступени.

Политические конфликты давали себя знать и в области независимого образования, когда усилилась миграция в 20-е годы. Институты рабочих открывались вслед за другими колледжами открытого типа для взрослых. Несмотря на депрессию образовательный энтузиазм охватил финнов. Отношение к образованию стало более положительным, чем раньше. Это стало очевидным и в развитии университетского образования.

Ко времени независимости Финляндии университет в Хельсинки оставался единственным в стране. Преподавание в нем велось главным образом на шведском языке, хотя первые лекции на финском читались еще в 1860 г. Планы организации финскоязычного университета создавались с 1840-х годов, но безрезультатно. Теперь требование сделать университет финским и расширить преподавание на финском языке стало более настоятельным. Это активизировало деятельность обоих языковых групп. В результате летом 1917 г. было принято решение об открытии университета с преподаванием на шведском. Этот план был реализован в 1919 г., когда открылась Академия Або в Турку. Одним из путей расширения образования на финском языке были летние университеты, первый из которых открылся в 1912 г. в Джаваскале. Но они не удовлетворяли возросшим потребностям. Первый университет с преподаванием на финском был основан в 1920 г. в Турку благодаря местному финскому университетскому обществу. Оба университета были сначала частными. Подготовка учителей начальной школы велось главным обра-

414

зом в специальных педагогических институтах. В 1934 г. в Джаваскале была основана Педагогическая академия, предназначенная для академической подготовки преподавателей.

В Финляндии пытались обеспечить образование и для малых этнических групп. Согласно школьному законодательству ученики начальной школы могли обучаться на своем родном языке в том случае, если 20% школьников владело языком, отличным от финского или шведского. Если же все ученики говорили на своем родном языке, то на нем должно было вестись и все преподавание. В Северной Финляндии в то время было, например, около 2 000 лапландцев. В Карелии, Восточной Финляндии проживало около 4 000 русских. Задача обеспечить их собственными школами, чтобы они могли получить образование на родном языке, решалась с трудом. Недостаток подходящих учебных пособий был серьезной проблемой, которую местные учителя всячески пытались преодолеть.