Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
chernyh_a_i_sociologiya_massovyh_kommunikacii / Алла Черных Социология массовых коммуникаций.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
2.58 Mб
Скачать

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

ке формирования этого нового информационного порядка (см. гл. 6), содержание транслируемой в его рамках информации должно было в некой квазинаучной форме (в соответствии с требованиями объектив­ности, рациональности и обоснованности) представлять общезначи­мую информацию о культурном достоянии разных народов. Предпола­галось, что основу этой информации будут составлять сообщения, сформированные в рамках национальных информационных поряд­ков. Если рассматривать этот порядок знаний с содержательной сто­роны, то в основном его каналы наполняются обычной медийной информацией, т.е. новостями, развлекательными программами и рек­ламой, соответствующими знаниям, производимым и нормативно ре­гулируемым посредством правил как конституционно-правового по­рядка — повседневное знание, общественное мнение, так й экономи­ческого порядка знаний — реклама, коммерческая информация. При­чем эти продукты являются результатом деятельности преимуществен­но транснациональных медийных аггломераций. Именно данное об­стоятельство объясняет «перегруженность» каналов МИП коммерчес­кой и развлекательной информацией, причем последняя также носит в значительной степени коммерческий характер, обладая ощутимым рекламным потенциалом (prime time, когда идут популярные развле­кательные передачи, оказывается наиболее дорогим рекламным вре­менем).

Второй основной задачей интернационального порядка знаний было преодоления культурного и государственного изоляционизма. На практике оказалось, что новостная и политическая информация на этих каналах вступает в противоречие с принципами национального информационного порядка. Транслируемые по каналам МИП сооб­щения неизбежно оказывались контринформативными по отношению к правительственной информационной политике как в позитивном смысле (в ситуации, когда правительства дезинформировали граждан из соображений удержания власти), так и в негативном (использова­ние масс-медиа для мобилизации и интеграции общества, подъема национального духа, реализации протекционистских мер в экономи­ке и культуре). И в том, и в другом случае воздействие МИП оказыва­лось вмешательством извне во внутреннюю политическую ситуацию того или иного государства, вызывая протесты как со стороны влас-

116

2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов

ти, так и активное противодействие различных национальных, рели­гиозных и культурных движений.

Третьим принципом международного информационного поряд­ка является формальное равенство всех его участников. На деле «вес» той или иной страны определяется состоянием и уровнем развития других порядков знания, прежде всего экономического и технологи­ческого. Иначе говоря, решающую роль играют финансовые и техни­ческие возможности производства и трансляции знаний, которыми располагает та или иная страна. Однако в условиях «киберпростран-ства» такая роль принадлежит уже не столько странам, сколько «оли-гополиям новостей», выражающим интересы преимущественно запад­ных стран и транслирующим именно их идеологию. Отсутствие необ­ходимых технологий и относительная скудость финансов большин­ства стран — участниц МИП — приводит к тому, что через междуна­родные каналы они подвергаются информационному воздействию, се­рьезно корректирующему их политическое и социально-культурное развитие. «Цена» возможного закрытия таких каналов слишком ве­лика: ею оказывается информационная изоляция, т.е. снижение не только информационного, но и творческого потенциала развития, негативно отражающегося на экономическом развитии.

Лучшим примером подобных последствий является СССР, где политика информационной самоизоляции привела к тому, что стра­на, накопившая гигантский интеллектуальный и технологический по­тенциал, имевшая, в частности, космические системы связи как не­обходимой технологической основы равноправного включения в МИП, «проспала» информационно-технологическую, или, вернее, когнитивно-технологическую революцию, изменившую облик мира. Если попытаться проанализировать эту ситуацию с точки зрения кон­цепции порядков знания, то окажется, что виной тому были несфор-мированность конституционно-правового порядка знаний и перенос центра тяжести в применении новых технологий на военно-полицей­ский порядок знаний, регулируемый императивом секретности.

Вернувшись к рассмотрению третьего принципа МИП, фор­мально уравнивающего всех его участников, можно сказать, что для большинства стран-реципиентов международные информационные потоки оказываются улицей с односторонним движением, где ново-

117