Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
chernyh_a_i_sociologiya_massovyh_kommunikacii / Алла Черных Социология массовых коммуникаций.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
2.58 Mб
Скачать

Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования сми

нормативных оснований функционирования СМИ существуют персо­нифицированные понятия о социальной миссии журналиста как пред­ставителя свободной профессии, чья деятельность носит четко выра­женный публичный характер. Такая точка зрения обычно фиксирует­ся в профессиональных кодексах, в основе которых и лежат опреде­ленные представления об этой миссии.

Можно выделить четыре базовые интерпретации социальной миссии журналистики, сложившиеся к настоящему времени на Запа­де и в современной России.

Первую модель профессиональной миссии журналистской кор­порации как раз и можно условно назвать моделью «четвертой влас­ти». Журналистская корпорация здесь рассматривается в качестве не­зависимого и сравнительно автономного социального института, вов­леченного в управление обществом и выполняющая при этом опре­деленную функцию в рамках системы сдержек и противовесов всех ветвей власти.

Поскольку такая власть не избирается согласно демократичес­ким процедурам и никем не контролируется, кроме соответствующего законодательства и потребительского спроса, постольку она действи­тельно является относительно самостоятельным источником властных полномочий, осуществляя прямое или косвенное влияние на состоя­ние общественного мнения при восприятии и оценке этим мнением акций законодательных и исполнительных органов власти, конкретных представителей власти, а также воздействуя на итоги выборов.

Иногда метафоре «четвертой власти» придается, особенно в на­шей стране, буквальный смысл как самими журналистами (преуве­личенная самооценка своей роли и возможностей в общественной жизни), так и слушателями, читателями, зрителями, которые по дав­ней привычке, унаследованной с советских времен, воспринимают масс-медиа либо как прямого партнера государственной власти, либо как «противовес», орудие борьбы с ней. Подобный взгляд отражает в конечном счете неразвитость институтов и власти, и гражданского об­щества, отсутствие своего рода общественного договора между ними.

Вторая модель — модель социально ангажированной журналис­тики — рассматривает СМИ в качестве орудия защиты гражданских прав отдельных лиц, средства выражения интересов всех структурных

160

3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия журналистики

звеньев гражданского общества. К последним относятся профессио­нальные, предпринимательские, потребительские союзы и объедине­ния, культурные и религиозные организации и движения, институты рынка, органы общественного самоуправления, женские, молодеж­ные, благотворительные организации и т.д. СМИ как средство инфор­мации и коммуникации позволяют обществу осознать свои интере­сы и в то же время контролировать власть с точки зрения обеспече­ния ею возможности беспрепятственной реализации этих прав и ин­тересов.

Третья модель — модель собственно информационная, ориенти­рованная на нормативность теории социальной ответственности, со­гласно которой следует подавать факты как факты, а мнения как мне­ния, не подменяя одни другими. Предполагается, что «факты говорят сами за себя», а обязанность журналиста состоит в информировании без оценки, строго говоря, он превращается в бесстрастного инфор­матора и не имеет собственной гражданской позиции.

Нельзя сказать, что такая точка зрения совсем безосновательна. Вопрос о том, имеет ли журналист право на оценку, отнюдь не прост. Может ли (достоин ли) журналист быть судьей? В жизни нередко воз­никает «парадокс оценивания», когда одобрение получает лишь мо­ральная самооценка («те, кто мог бы вершить моральный суд, не бу­дут этого делать из скромности; тому же, кто хочет вершить мораль­ный суд, нельзя этого доверить уже из-за отсутствия скромности»). Так часто и случается, что судьями со стороны прессы выступают от­нюдь не безупречные в моральном отношении люди.

Но в то же время эта модель вряд ли реализуема на практике, ибо по существу чистой и стерильной безоценочной информации не бывает, в любой констатации в силу особенностей социальной ком­муникации уже содержится оценка. Кроме того, чистая информация невозможна потому, что СМИ существуют в социальном контексте и также, как любой социальный институт, испытывают на себе все вли­яния и проявления социальной жизни общества.

Справедливость такой оценки доказывает длящаяся на Западе вот уже много десятилетий дискуссия о формах и пределах журналис­тской объективности. Существует даже термин объективный журна­лизм (objective journalism). На уровне практического журнализма объек-

161