Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
chernyh_a_i_sociologiya_massovyh_kommunikacii / Алла Черных Социология массовых коммуникаций.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
2.58 Mб
Скачать

Глава 4. Формирование социологии сми: основные идеи и этапы

общество рассматривалось как аналог живого организма; отклонения от нормаль­ного его функционирования — социальные патологии или болезни, источник которых лежит во «врожденной» неспособности отдельных людей к «нормаль­ному» поведению. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах Чезаре Ломброзо, а 1876 г., когда была опубликована его книга «Преступный человек», считается отправной точкой патологического осмысления девиантности'. Идея Ломброзо заключается в том, что существует так называемый преступный тип людей — преступников от рождения.

Как врач, производивший вскрытие трупов, Ломброзо во время патолого-анатомического исследования тела преступника, известного своими разбойны­ми нападениями, обнаружил ярко выраженное сходство строения его черепа с черепом низших обезьян, т.е. атавизм2. Он предположил, что этот тип людей не способен следовать требованиям цивилизованной жизни в силу врожденной предрасположенности к совершению преступлений. В целях проверки своей ги­потезы он провел серию сравнительных измерений строений тела 400 заключен­ных и группы солдат, в результате которых были зафиксированы такие призна­ки, как необычные размеры головы, дефекты глаз, низкий скошенный лоб, боль­шие уши, массивные челюсти, толстые губы, густые курчавые волосы, непро­порционально длинные руки и т.д. У 43% заключенных имелось пять и более ата­вистических признаков и только у 11 % солдат было найдено по четыре (по неко­торым данным до трех) таких признаков, что позволило считать преступное по­ведение, по крайней мере тех людей, кто имеет определенные атавистические характеристики, биологически обусловленным3.

В конце XIXв. теория «врожденной преступности» была весьма влиятель­на и распространена, но более поздние масштабные исследования показали от­сутствие физических различий между преступниками и не-преступниками, и от нее в конце концов отказались, хотя уже вXXв. предпринимались неоднократ­ные попытки возродить ее на новых основаниях, используя открытия генетики (особый набор «преступных» хромосом). С социологической точки зрения, пре­ступность — социальная категория, содержание которой меняется в ходе разви­тия общества: то, что считается преступлением в одном обществе в определен­ный исторический период, оценивается иначе в другом обществе и в иное время (это относится даже к убийству), поэтому поиск чисто биологических объясне­ний этого социально изменчивого феномена некорректен.

1Девиантность (от лат.deviatio — отклонение) — отклонение; девиантное по­ ведение — отклоняющееся поведение, в криминологии — причина преступности.

2Атавизм (от лат.atavi — предки), или реверсия — появление у взрослых организмов свойств и признаков, характерных для их далеких предков.

3 Описание исследований Ломброзо см.: Pfohl S. Images of Deviance and Social Control: A Sociological History. N.Y., 1994.P. 104-106.

180

4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

В тесной связи с этими исследованиями возникает и психология толпы, ориентированная на изучения поведения человека в массе: во Франции —ГюставЛебон (1841-1931) и ГабриельТард (1843-1904), в Италии — Сципио Зигеле (1868— 1913), об идеях которых речь шла в гл. 1 в связи с понятиями «масса» и «массовое общество». Основной труд С. Зигеле «Преступная толпа» был издан в Турине в 1891 г., где под пре­ ступлениями толпы он понимал любого рода коллективное плебейс­ кое насилие — от стачки до массового восстания. В каждой толпе есть ведущие и ведомые, гипнотизеры и гипнотизируемые, которые пользу­ ются силой внушения. Новой формой внушения является, по Зигеле, пресса (если в первом издании она упоминается вскользь, то во вто­ ром, вышедшем через 10 лет [1901], ее воздействие обсуждается доста­ точно широко). Журналистов, особенно тех, кто освещают преступле­ ния и судебные процессы над преступниками, Зигеле уподобляет гон­ чарам, а их читателей — сырой глине, которой они придают желаемую форму. Согласно Зигеле, внушение и галлюционирование превращают индивида в толпе в автомат или лунатика (зомби в современной терми­ нологии). Похожим образом анализирует поведение человеческих мно­ жеств в «Психологии толпы» (1895) Г. Лебон, чьи идеи настолько совпадали с положениями С. Зигеле, что его даже обвинили в плагиате.

Г. Лебон и Г. Тард создали классический вариант социально-пси­хологического подхода к исследованию и объяснению особенностей «массы». Главная их заслуга состоит в научном описании и характе­ристике феномена «толпы» — своеобразной первичной, «элементар­ной» формы социальной массы, — в выявлении «законов толпы» («ду­ховного единства толпы») и механизмов политического лидерства (о чем подробнее речь пойдет в гл. 5). Их наблюдения, что жизнь чело­века среди больших скоплений людей протекает по особым законам, знание которых позволяет обращаться с «наличной массой» с необ­ходимой осторожностью, можно передать так: в социальных общнос­тях, связанных с «непосредственным» взаимодействием людей, пове­дение последних определяется не столько сознанием, сколько эмоцио­нально-психическими, бессознательными и однотипными сопережи­ваниями. Эти переживания приводят толпу как «игрище всех внешних возбуждений» в состояние гнева, пребывая в нем, она «рабски поко-

181