Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 13. Греко-македонская экспансия на Восток

Македония, расположенная между Фессалией и Фракией, в северо­западном углу Эгейского бассейна, в течение долгого времени сохра­няла примитивные общественные отношения. Царь Филипп II (правил в 359—336 гг. до н. э.), приобщившийся к греческой культуре, способ­ствовал экономическому ,и политическому развитию Македонии, усмирил фракийцев и иллирийцев, стал твердой ногой в Фессалии. В 346 г. до и. э. с ним примирились Афины, после нескольких лет борьбы. В 338 г. до н. э. был заключен союз всех греческих государств, главной целью которого была борьба с персами. Это 'было насущной задачей* от реше­ния которой зависело дальнейшее развитие производительных сил и тор­говля греков. Филипп, возглавлявший союзные войска, в разгаре при­готовлений к военным действиям против персов пал жертвой заговора (336 г. до н. э.), который, быть может, был организован персами.

Его сын, Александр (356—323 гг. до н. э.) получил образование греческого типа, которое он завершил под руководством великого грече­ского философа Аристотеля. Вступив на престол двадцати лет, он совер­шил блестящие походы на Иллирию и в долину Дуная. Эти походы дали. ему новые контингента для похода на персов. В 334 г. до н. э. Алек­сандр, во главе объединенных греческих войск (30 000 пехоты и 5 000 конницы), переправился через Геллеспонт. Он вышел победителем: из первой же битвы на р. Гранике, разбив персидскую конницу. Мало-азийские города, в том числе Сарды, открыли ему ворота, сопротивление оказали лишь Милет и Галикарнас. В следующем году вся Малая Азия была в его руках. Александр уничтожал здесь олигархическую власть, которой •покровительствовали персы, и устанавливал демократическое правление. Затем через К'иликийские проходы он двинулся в Сирию, но. персы зашли ему в тыл в долине Иссы. В ноября 333 г. до н. э. прои­зошла битва, персы были смяты, лагерь царя и его семья оказались в руках Александра. Сам Дарий отступил с войсками к Евфрату.

Победа при Иссе дала возможность Александру двинуться на юг,. был занят Дамаск, затем упорно сопротивлявшийся Тир (332 г. до н. э.) и города Палестины. Финикия и Сирия признали власть греков. Дарий;

24

вступил б переговоры с Александром, предлагая вечный мир, террито­рию до Евфрата (до Галиса по другим источникам) и 10 000 талантов дани, но предложение это было отклонено. Александр двинулся дальше. Египет покорился ему 'без сопротивления. Здесь Александр стремился. завоевать симпатии жречества, был посвящен в сыновья богу Аммону и заложил новый город Александрию.

Между тем, Дарий III спешно собрал войско и встретил Александра .недалеко от развалин Ниневии. При Гаегамеле Александр одержал еще одну блестящую победу (331 г. до и. э.), вынудившую Даркя к слеш-ному бегству в Мидию. Греко-македонские войска двинулись на юг; Сузы и Вавилон открыли ему ворота и выдали свои сокровища.

Во всех битвах персидское войско количественно превышало грече­ское. Но стремительные удары македонской конницы, тактическое пре­восходство «фаланги» —особого расположения войска, — сплоченность и стройная организация армии—все доставляло преимущество грекам. В персидских войсках собственно персов было немного, — греческие наемники не проявляли особого энтузиазма, его нельзя было ждать и от воинов из числа покоренных Персией народов, наконец, была слабой организация персидской армии.

Александр поручал высшее военное и финансовое управление в за­воеванных областях греко-македонцам, но в остальном сохранял прежнее управление. Из Суз Александр двинулся через горные проходы, где ему было оказано сопротивление, в Персеполь, который сдался без боя (330 г. до н. э.). В древней столице Персии ему досталась казна свыше 120 тысяч талантов. Замечательный персепольский дворец был, однако, сожжен, по политическим причинам или, быть может, случайно пьяными воинами.

В апреле 330 г. до н. э. Александр продолжал движение на восток. В Экбатаие он оставил Пармеяиона, своего полководца, охранять достав­шиеся сокровища и наблюдать за общим порядком и спокойствием, асам двинулся в погоню за Дарием, который достиг Бактрии. Приближение Александра побудило Бесса, сатрапа Бактрии, убить Дария. Македонский царь «законно» занял престол Ахеменидов, наследником которых он себя считал.

В областях, покоренных персами, Александр всегда мог найти груп­пировки, недовольные властью персов, и опираться на них, будь то де­мократические слои малоазиатских городов или египетское жрече­ство. Сатрапии были разорены системой откупов, хищничеством п поборами.

Огромные суммы податей уходили на то, чтобы знать окружала себя неслыханной роокошью и сказочным богатством. Но персидская родовая знать, лишавшаяся своих привилегий и огромных материальных благ, стремилась оказать грекам настойчивое сопротивление. На востоке, в собственно персидских областях, эта знать имела более прочную опору и смогла, во главе с сатрапами восточных провинций, организовать борь­бу. Тем не менее, греко-македонская армия заняла Парфию, Арию и Арахозию.

Из Арахозии греки двинулись на север, весной 329 г. совершили тяжелый перевал через Парапамиз (Гиндукуш), достигли берегов Окса (Аму-Дарьи) и захватили Бактрию и Согдиану, которая оказывала ге­роическое сопротивление в течение трех лет. Мараканда (современный Самарканд) стала штабом Александра. Его отряды достигли Яксарта (Сыр-Дарьи); там была основана еще одна Александрия — Дальняя или Крайняя (современный Ходжент), чрезвычайно важный пункт на путях, уходивших через Среднюю Азию в Китай. Около двух лет пробыл Алек­сандр в крайних северо-восточных областях, так как согдийцы подняли

25

кочевые скифские племена (массагетов), постоянно грозившие этим гра­ницам. Сопротивление согдийцев возглавил героический вождь Спита мен. Борьба Александра со среднеазиатскими народами оставила глубокий след в их сознании. Легенда рассказывает, что он -железными воротами запер варваров, преградив им путь в культурные, плодородные области Окса.

Завоевателя тянуло все дальше, хотя заговоры в среде македонской знати, на которые он ответил жестокими казнями, должны были слу­жить ему предостережением. Причиной недовольства было затянувшееся пребывание греческих войск на востоке и склонность Александра перенимать восточные традиции в организации своего государства и, опираться на местную иранскую знать. Последнее диктовалось инте­ресами огромного завоеванного им государства, в котором восток зани­мал неизмеримо большее место, чем запад — Македония и греческие юрода.

Весной 327 г. до ,н. э. войска Александра двинулись через Гиндукуш я долину реки Кабула на завоевание северной Индии. Воспользовавшись поддержкой некоторых индийских раджей, Александр' перешел Инд (326 г.), одержал победу над крупнейшим владетелем Пенджаба Пором и захватил сказочные богатства. Под давлением войск ему пришлось, однако, пуститься в обратный путь «вдоль Инда, так как сухопутные войска сопровождал флот. В июле 325 г. греко-македонские войска вы­шли к Индийскому океану. Переход по бесплодным пустыням Гедрозии, к северу от Персидского залива, привел к .гибели части войска от голода и жажды, а бури океана были тяжелы для флота. Весной 324 г. армия достигла Суз.

Александр был полон новых замыслов. Он хотел реорганизовать свое войско, соединить все государственные армии вместе и дать им единое управление, однако это мероприятие вызвало восстание македон­ских войск на Тигре. Столицей государства он предполагал сделать Ва­вилон. Угасавший Вавилон имел еще свои преимущества как культур­ный и экономический центр, в котором скрещивались множество дорог и различные влияния. Эта и другие планы по организации мировой империи, которую он завоевал, Александр не смог осуществить — пере­утомленный организм тридцатитрехлетнего царя не смог победить лихо­радки, и 13 июня 323 г. до н.э. Александр умер в величественном дворце вавилонских владык. Наследниками его оказались ближайшие соратники и полководцы, которые разделили эту .грандиозную монархию между собою. Судьба державы Ахеменидов, как и монархии Александра, более всего зависела от того, что она не была единым, опаянным, цельным государством. Это были конгломераты групп, распадавшиеся и объеди­нявшиеся в зависимости от успехов или поражений того или иного за­воевателя.