Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
147
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 7. Государства Чобанидов и Джелаиридов

Утвердившийся в Ираке Арабском эмир Хасан Большой с 1340 г. стал именовать себя султаном и положил начало династии Джелаири­дов (1340—1410), с перерывом на время нашествия Тимура. Судя по до­шедшему до нас переоязыч'ному сборнику официальных документов «Дастур-ал-катиб» Мухаммеда ибн Хиндушаха Нахчевани, первые Джелаириды — Хасан Большой и его преемник Увейс (1356—1375) пы­тались продолжать политику Газаи-хана. Напротив, их враги Чобани-ды — Хасан Малый и Мелик Ашраф — в своих владениях проводили линию нефиксированной и ничем не ограниченной жесткой эксплуатации райятов. Опираясь исключительно на монгольскую и тюркскую кочевую знать, Чобаниды притесняли и оседлую землевладельческую знать, от­нимая у нее земли. Представители местной оседлой знати обратились за помощью к Джаныбек-хану золотоордынскому, который, придя с вой­ском, занял г. Тебриз и покончил с государством Чобанидов (1356 г.). Всеми покинутый Мелик Ашраф, которого источники рисуют как одного из самых мрачных тиранов средневекового Востока, бежал, увозя с со­бою награбленные им богатства — золото, серебро, драгоценности и ткани — на 400 «цепочках» мулов и 1000 «цепочках» верблюдов (всего 2800 мулов и 7000 верблюдов с минимальным грузом до двух миллио­нов килограммов). Он был схвачен и казнен по приказу Джаныбек-хана, к великой радости горожан Тебриза, так долго угнетаемых им. Из-за волнений в Золотой Орде Джаныбек-хан с войском ушел в свои вла­дения.

После его ухода Ирак Персидский и Южный Азербайджан с г. Теб-ризом захватил Музаффарид Мубариз-ад-дин Мухаммед (1357 г.). Но он вскоре был свергнут с престола, ослеплен и заключен в темницу соб ственным сыном Шах Шуджа, который стал править после нега (1359—1384) в государстве Музаффаридов. Затем Тебриз был захва­чен Джелаиридом султаном Увейсом. В состав Джелаиридского госу­дарства теперь входили: большая часть Ирака Персидского с гг. Хама-дан, Казвини и Султания, а из кеперсидских областей — Курдистан, Южный Азербайджан, Карабаг, Армения и Ирак Арабский. Государ-

1 Он издан, как продолжение «Тарих-и гузидэ» («Избранной истории») Хам-дуллаха Казвини, в серии памяти Гибба (персидский текст и сокращенный англий­ский перевод).

220

ство было феодально раздробленным; формы управления оставались такие же, как в государстве Хулагуидов во времена Газаи-хана. Рези­денциями султана были Тебриз и Багдад.

Главными источниками по истории государства Джелаиридов слу­жат «Продолжение Сборника летописей» (составленного под редакцией Рашид-ад-дина в начале XIV в.) историка начала XV в. Хафиз-и Абру, а также упомянутый сборник официальных документов «Дастур-ал-ка-тиб».

§ 8. Народные движения в Иране в XIV в.

Данный этап (30—80-е годы XIV в.) истории Ирана, как сказано, отмечен обострением классовой борьбы, что явилось результатом воз­вращения местных феодальных владетелей к догазанхановым методам феодальной эксплуатации и прямого грабежа крестьян и ремесленников со стороны феодалов во время междоусобных войн. Боровшиеся друг ■с другом феодальные группировки стремились использовать в своих целях, для своей поддержки, недовольных крестьян и ремесленников.

Обострение классовой борьбы в феодальном обществе Ирана на данном этапе выявилось уже не только в массовых побегах и в дей­ствиях разрозненных крестьянских повстанческих отрядов, как это было при первых шести ильханах в XIII в., но и в больших народных восста­ниях с широким радиусом действия. Не только Иран, но весь Ближний и Средний Восток в XIV—XV вв. пережили полосу народных восстаний, ибо политика закрепощения и рост феодальной эксплуатации в эти столетия были общим явлением для целого ряда стран.

Особенность народных восстаний в Иране в XIV в. заключалась в том, что в них участвовали, вместе с крестьянами, также ремесленники и городская беднота; участвовали и беглые рабы, но они не играли боль­шой роли в этих движениях. На первой ступени народные движения до­бивались низвержения господства монголо-тюркской кочевой знати и установленных ею порядков — чингисхановой Ясы и т. д. На этой сту­пени эксплуатируемые классы — крестьяне и ремесленники — выступали совместно с мелкими иранскими феодалами, которые тоже страдали от насилий монголо-тюркской кочевой знати и особенно от захватов послед­ней земельных владений, принадлежавших мелким землевладельцам. Там, где народные движения имели успех, как в Хорасане и Мазендера-не, образовались государства так называемого сербедарского типа.

На второй ступени народных движений внутри них развивалась борьба между мелкими феодалами, добивавшимися только устранения монголо-тюркской кочевой знати, и крестьянами, ремесленниками, и го­родской беднотой, добивавшимися освобождения от феодального гнета, <а нередко — социального равенства и уравнительного распределения средств потребления. Но крестьянство, как класс неорганизованный., не могло выделить своих подлинно крестьянских вождей и нередко под­чинялось руководству выходцев из класса феодалов, смотревших на союз с крестьянами лишь как на средство завоевать власть для себя. Кре­стьянские массы Ирана не понимали классовой природы феодальной мо­нархии и не в состоянии были выдвинуть какой-либо новой государ­ственной формы, кроме традиционной исламской монархии, основанной на шариате.