Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
147
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 22. Культура Ирана в XIII—XV вв.

Монгольское завоевание отразилось неблагоприятно на культурной жизни Ирана, но не могло привести к полному ее падению.

Монгольские ильханы, начиная с Хулагу-хана, не понимали и не ценили персидской поэзии, но охотно брали на службу ученых: матема­тиков они использовали в финансовом ведомстве и на строительных работах, медиков — как врачей, астрономов — как придворных астроло­гов (звездочетов), историкам давали заказ — восхвалять завоевания и деяния Чингис-хана и его потомков. Так, по поручению Хулагу-хана крупнейший математик и астроном Насир-ад-дин Туей (умер в 1277 г.) построил обсерваторию в Мараге с 'большой библиотекой. Здесь рабо­тали 'астрономы не только местные, но и индийские и китайские. Около 1260 г. Ата Мелик-и Джувейни составил на персидском языке большой исторический труд «История миропокорителя» (Чингис-хана).

На рубеже XIII и XIV вв. везир (министр) Газан-хана Рашид ад-дин Фазлуллах Хамадани (1247—1318 гг.) составил по-арабски не дошед­шую до нас энциклопедию по естественным наукам, а .вслед за тем •по-персидски большой исторический труд «Джами'-ат-таварих» («Сборник летописей»), важнейший исторический источник.1

В Ширазе родился и провел юношеские и старческие годы гениаль­ный персидский поэт, тонкий мастер стиха Муслих-ад-дин Са'ди (1184— 1291 гг.), автор всемирно известных сборников дидактических расска­зов— «Бустан» («Плодовый сад») и «Гулистая» («Цветник»), а также четырех сборников газелей (лирических стихотворений), элегии на взя­тие Багдада Хулагу-ханом и др. Он отразил темные стороны феодаль­ного общества и господства монгольских ханов.

В XIII в. жил Низари Кухистанский — поэт, воспевавший вино, лю­бовь и радости жизни.

В XIV в. творили поэт-панегирист и лирик Сальман Саведжи и ли­рик Хаджу Керманский, продолжавший традиции Низами.

Одним из величайших персидских поэтов был Хафиз (около 1300— 1389 гг.), живший в Ширазе и умерший там же в нищете. Стихи Ха­физа отличаются несравненным мастерством формы и тонким лирическим чувством. Тематика его стихов — красота и любовь, свобода чувства, цветы, вино, радости жизни, скорбь об унижении человека, страдание неразделенной любви, горе разлуки, обличение ханжества и лицемерной официальной морали. Любовные газели Хафиза ревнители мусульман­ства пытались истолковать как аллегории «мистической любви к богу», но эти попытки не находят почвы в творчестве Хафиза.

Народная, антифеодальная тенденния в персидской поэзии представ­лена крупным поэтом, участником сербедарского движения, Ибн-и Йами-ном (умер в 1368 г.) и Убейдом Закани (умер в 1370 г.), в своих сатирах гневно обличавшим растленные нравы и паразитизм феодальной знати («Этика аристократии» и др.), ханжество и лицемерие духовенства. В-

1 См. о нем в § 2 главы V.

242

стихах Закани ясна атеистическая тенденция. Закани 'изобразил народ­ное восстание против феодалов в аллегорической поэме о восстании мы­шей против угнетавших и пожиравших их длинношерстных котов.

Хуруфитские уравнительные тенденции отразились в творчестве крупного поэта XV в. Касим-и Анвара.

В XV в. жил поэт-крестьянин Ибн Хусам Кухистанский. Во время пахоты в поле он писал стихи на лопате.

Разруха и ужасы монгольского и тимурова нашествий и беспросвет­ный гнет завоевателей — монгольской и тюркской кочевой знати — бла­гоприятствовали росту .влияния суфизма (мистицизма), с его проповедью «бегства от мира», отказа от общественной деятельности, ухода к аске­тизму и к замкнутой созерцательной жизни. Крупнейшим из мистиче­ских поэтов был живший в Малой Азии, но писавший по-персидски дер-вишеский шейх Джелал-ад-дин Руми (1207—1273 гг.), тонкий лирик и мастер стиля. Однако в стихах Руми мистицизм и, пантеизм перепле­таются с гуманистической проповедью свободы мысли, веротерпимости, с протестом против угнетения человека человеком. Суфийские теории в стихах излагали крупные поэты — Шабистари (XIVв.), Аухади (XIVв.), талантливый Магриби (умер в 1406 г.), сейидШах Ни'метуллах Кермани, основатель впоследствии очень влиятельного в Иране дервишеского ордена ни'метуллахийэ. Эти теории отразились также в творчестве ве­ликого поэта таджиков и персов — Джами (1414—1492 гг.).

Иранская архитектура данного периода дала ряд образцов высо­кого искусства. По-видимому, к XIII в. относится недатированный мав­золей Алидов—Гумбад-и 'Алавийан в Хамадане, квадратный снаружи, восьмигранный внутри; стрельчатый портал и внутренние стены его бо­гато декорированы тонкой резьбой по алебастровой штукатурке, звездча­тыми и растительными орнаментами, без фаянсовых плиток. В XIII — начале XIV вв. были «построены башнеобразные многогранные мавзолеи с .пирамидальными покрытиями в Марате, Салмасе, Радкане, Исфахане (мавзолей Имамзадэ Джа'фар) и других городах.

На рубеже XIII и XIV вв. проводилось интенсивное строительство в Тебризе: постройки Рашид-ад-дина в принадлежавшем ему квартале Руб'-и Рашиди;! постройки Газан-хана в пригороде Шамб-и Газан, сре­ди них: мавзолей этого ильхана с самым высоким куполом в Иране; об­серватория, госпиталь и др.; украшенная мрамором мечеть везира Тадж-ад-дина 'Алишаха Гиляки. Все эти здания были разрушены во время османо-сефевидских войн XVI — начала XVII вв. и ныне не суще­ствуют.

К началу XIV в. относятся дошедшие до нас постройки: 'восьми­гранная купольная мечеть-мавзолей Ольджайту-хана в Султанийэ; со­борная мечеть в Верамине близ Тегерана со стройным стрельчатым пор­талом и куполом, декорированными 'цветными глазурованными израз­цами крестчатой и звездчатой формы; мавзолей Пир Бекран близ Исфа­хана с грандиозным порталом и очень изящным резным михрабом внутри; великолепный резной михраб Ольджайту-хана, с тончайшим орнаментом (1310 г.), в старинной соборной мечети (Масджид-и Джума) г. Исфахана.

В XIV в. построены также: мавзолей Баба Касим с красивым фаян­совым михрабом внутри в Исфахане; медрееэ при Масджид-и Джума' там же; восьмигранный, с куполом в виде многогранной призмы, мавзо­лей Алида 'Али ибн Джа'фара в Куме.

К XV в. относится носящая имя супруги султана Шахруха, Гаухар-Шад, соборная мечеть в Мешхеде, декорированная мозаиками из глазу-

1 Подробнее см. в главе V.

16*

243

рованных иараацав, — один из лучших памятников персидского зодче­ства, построенный в 1418 г. великим персидским архитектором Кавам-ад-дином Ширази. По заказу той же царицы Гаухар-Шад была воздвиг­нута еще более красивая Мусалла 1 в Херате, теперь лежащая в разва­линах; от wee, однако, сохранились минареты, обложенные лиловато-синими глазурованными изразцами. Султаном Шахрухом построена в Херате мечеть-мавзолей Гузаргах, с очень высоким порталом, внутри отделанная фаянсовыми плитками, обнаруживающими китайское влия­ние. Султан Хусейн Байкара построил в Херате медрееэ, от которого сохранилось только четыре минарета. Везир этого султана, великий ста­роузбекский поэт Алишер Навои, реставрировал старинную соборную мечеть (Масджид-и Джума') в Херате, построенную еще около 1200 г.

В половине XV в. Джеханшахом Кара Коюнлу были построены ве­ликолепная Синяя мечеть в Тебризе, облицованная голубым и синим фаянсом, в наши дни лежащая в развалинах, и мавзолей Дарб-и Имам в Исфахане. К концу XV в. относится .красивый портал Дарб-и Кушк в Исфахане, украшенный сталактитами и мозаикой из разноцветной гла­зури, — остаток разрушенного здания.

В описываемый период при декоровке зданий, наряду со старинным способом применения резных орнаментов по алебастру, все больше и больше применялась облицовка зданий как религиозного, так и свет­ского назначения разноцветными глазурованными люстровыми2 и дру­гими фаянсовыми плитками. Эта^ архитектурная керамика была трех ви­дов: изразцы (майолики); рельефные изразцы; мозаики из изразцов. Изразцовая облицовка Синей мечети в Тебризе была одним из лучших образцов персидского искусства архитектурной керамики. Великолепен большой михраб упомянутого уже мавзолея Алида, Али ибн Джа'фара в Куме, в форме высокой тройной ниши, облицованной рельефными из­разцами из кашанского люстрового фаянса с кораническими надписями (XIV в.).3 Высокохудожественные персидские блюда и вазы из люстро­вого фаянса XIII в. хранятся в Эрмитаже.

Главными центрами производства фаянса (каши) в Иране в тот период были Кашан, Верамин и Султанабад. Продукция других отраслей прикладного искусства — изделия из стекла и горного хрусталя, эмали, украшенное оружие, бронзовые изделия с инкрустациями из серебра и золота, расписные шелковые ткани с серебряными и золотыми нитями, парча, шелковые и шерстяные ковры также отличались высокими каче­ствами.

Долгое время исследователи считали, что до XIII в. искусства ми­ниатюры в Иране «е существовало. В наши дни это мнение опроверг­нуто: открыты иллюстрированные миниатюрами персидские рукописи XII в. Персидская миниатюра 2Ш1—XIV вв. обнаруживает черты китай­ского елияния. Монгольские ильханы привели с собою в Иран китайских астрономов, математиков, врачей, художников и мастеров художествен­ного ремесла. До нас дошли персидские рукописи XIV в., иллюстриро­ванные замечательными миниатюрами. Таковы 111 миниатюр одной из рукописей «Сборника летописей» Рашид-ад-дина,4 миниатюры рукописи 1314 г. того же труда,5 работы мастера Мухаммеда ибн Махмуда Баг-дади, миниатюры рукописи «Шах-намэ» 1332 г.6 Помимо художественной

1 Иначе говоря, «Праздничная» мечеть (Намазгах), в которую собиралось насе­ление всего города в дни двух главных мусульманских праздников.

  1. О глазури и люстре см. в главе IV, § 21.

  2. Михраб этот ныне хранится в Музее в Тегеране.

  3. Хранится в Парижской национальной библиотеке.

  1. Хранится в музее Королевского Азиатского Общества (Royal Asiatic Society) в Лондоне.

  1. Хранится в Ленинградской Публичной библиотеке.

24*

ценности миниатюры XIII—XIV вв. имеют большое значение для изуче­ния истории костюма персов и монголов. Костюмы монгольских ханов, их жен, царевичей и других монголов, изображенных на этих миниатю-оах, этнографически правильны и вполне соответствуют описанию китай­ского' автора XIII в. Мэн Хуна в его «Записке о монголо-татарах».

К концу XIV в. относится рукопись поэмы Хаджу Кермани, выпол­ненная знаменитым каллиграфом Мир Али Тебризи и иллюстрирован­ная миниатюристом Джунейдом Султани. У него изображение ланд­шафта, чисто персидское, производит пленительное впечатление.

На рубеже XIV и XV вв. сложиласыновая, так называемая тимурид-ская, или хератская, школа художников-миниатюристов. Основателем этой школы восточные авторы называют мастера (устада) Гунга. Имя это, по-видимому, китайского происхождения. Произведения его и его ближайших учеников до нас не дошли. Особенность живописи этой школы — введение особых приемов композиции, идущей от китайского искусства. Влияние тимуридской школы миниатюры распространилось на Хорасан и на Среднюю Азию, которые при Тимуридах были полити­чески объединены. Главным центром деятельности этой школы был Хе-рат. При султане Шахрухе по инициативе его сына — царевича Байсун-кура здесь была создана академия книжного искусства, сыгравшая важ­ную роль в развитии миниатюры и каллиграфии, а также техники книж­ного дела в Иране.1 Из этой академии выходили богато оформленные и иллюстрированные рукописные книги. Такова, например, «Мирадж-намэ» (книга о «вознесении» Мухаммеда), в которой сочетание цветов красно­го, голубого и золотого создает сильный эффект. С начала XV в. боль­шой прогресс был достигнут в развитии рисунка. Живое чувство при­роды, красота композиции, живость и грация фигур, четкость рисунка — отличительные черты искусства хератской школы.

Величайшим мастером персидской миниатюры был Бехзад (Бихзад, родился после 1455 г., умер в 1533 или в 1536 г.). Бехзад довел приемы тимуридской школы до совершенства и дал направление дальнейшему •развитию персидской живописи. Бехзад был первым мастером пейзажа в Иране. Цветущие персиковые деревья, ряды стройных кипарисов, сады с бассейнами спокойной воды на фоне голубого неба или лунной ночи, — все это у Бехзада полно очарования. Его произведения отлича­лись мастерством рисунка и линии, а также очень индивидуальным изо­бражением фигур и лиц. Его произведения производят впечатление гар­монии, мягкости и спокойствия. Он не любил изображать военные дей­ствия, он был художником мирной жизни, весны и мягких ландшафтов.

В числе произведений Бехзада — миниатюры в рукописи «Зафар-намэ» (1467 г.),2 миниатюры в двух рукописях «Хамсэ» Низами,3 в ру­кописях «Хамсэ» Хосрова Дехлеви, в частности в рукописи «Лейла и Меджнун» Хосрова Дехлеви (1495 г.).4 Среди портретов, приписываемых Бехзаду, находятся портреты тимуридского султана Хусейна Байкары, пленного тюркского князя, задумавшегося дервиша, османского царевича (копия с картины итальянского художника Джентиле Беллини, жившего в Константинополе при дворе османского султана Мехмеда II); копией с картины Беллини считается и портрет пишущего молодого1 человека. Последние десятилетия жизни Бехзад провел в Тебризе при дворе шаха Исмаила I Сефевида.

В ряде центров, в частности в Херате, процветало искусство калли­графии, высоко ценимое в Иране. Из мастеров каллиграфии особенно

• Академия существовала до 1507 г.

  1. Хранится в Бостонском Музее изящных искусств (США).

  2. Одна из них, 1494 г., находится в Британском Музее, в Лондоне.

  3. Хранится в Публичной библиотеке в Ленинграде.

245

известны ходжа Мир Тебризи (жил на рубеже XIV и XV вв.), изобрета­тель почерка наста'лик, впоследствии ставшего самым распространенным из персидских почерков, Султан Али Мешхеди (умер в 1520 гг.), придвор­ный каллиграф султана Хусейна Байкары, «кыбла каллиграфов», автор стихотворного трактата о познании стиля, почерков и правил калли­графии.1

Главными центрами культурной жизни Ирана в XIII—XIV вв. были Тебриз, Исфахан и Шираз, в XV в. — Херат и Тебриз.

I Перевод отрывка этого трактата см.: Казн Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках 1596 г. Введение, перевод и комментарий проф. Б. Н. Заходера. М.—Л., 1947, стр. 111—130.