Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
147
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 9. Иран под властью халифата Аббасидов

В самый разгар борьбы, но уже когда ясна была победа, Абу-л-Аб-бас ас-Саффах, преемник Ибрахима ибн Мухаммеда, провозглашенный халифом, в соборной мечети в Куфе произнес демагогическую речь,

7*

99

в которой обещал народу, что Аббасиды, придя к власти, принесут ему облегчение налогов, податей и натуральных повинностей. Ближайшие же месяцы и годы показали, что ни одно из обещаний Аббасиды не собирались выполнять.

Аббасидская победа возможна была только благодаря поддержке народа. Сами Аббасиды были ему совершенно чужды. Они были пред­ставителями интересов феодализировавшихся землевладельцев Ирака и Ирана. Они оказались жестокими и коварными правителями. Известен тот бесчеловечный террор, которым они преследовали всех членов Омейядской династии. Они не оставили в живых ни стариков, ни жен­щин, ни детей, ни даже младенцев из Омейядского дома, за исключе­нием тех немногих, которым удалось укрыться в Египте и далее в об­ластях Магриба.

Каковы же были реальные последствия смены Омейядов Аббасида-ми? При Омейядах власть в халифате была целиком в руках арабской племенной аристократии. Арабская племенная аристократия за первое /столетие ислама претерпела, конечно, значительные перемены. Правя­щая знать превратилась в крупных землевладельцев, отдельные ее чле­ны не чуждались участия в торговле. Многие родо-племенные вожди з процессе завоеваний также становились крупными земельными собст­венниками, владея землями в разных районах обширного Омейядского государства. Было у них большое имущество и в городах. Характерно, ,что"они не всегда порывали с кочевым укладом, столь привычным их чотцам да и им самим в годы их молодости. Еще в первой половине VIII в. среди арабской аристократии было немало фамилий, которые вели полукочевой, полуоседлый образ жизни. Эта многочислен­ная арабская аристократия и была основой и опорой власти ха­лифата. В хозяйствах этой знати еще в больших размерах применялся рабский труд. В интересах этой знати и функционировал весь тяжелый для трудящегося населения аппарат власти.

Что же принесли с собой Аббасиды? Первые десятилетия аббасид-ркого правления показали, что классовая основа власти осталась та же, что и при Омейядах. Народные массы не только не получили ничего, но, наоборот, мало-помалу ставки поземельной подати (харадж) и коли­чество натуральных повинностей (проведение новых каналов, постройка дворцов, городских стен и т. д.) еще увеличились по сравнению с пред­шествующим временем.

Перемены коснулись главным образом этнического состава господ­ствующего класса — класса, который участвовал в управлении государ­ством (центральном и областном).

При Аббасидах высшие должности в государстве стали занимать не только арабы, но и представители иранской землевладельческой ари­стократии (дехканства). Она определенно выиграла от движения и по­беды Аббасидов. Иранские аристократы заняли в управлении государ­ством (почти столько же мест, сколько и арабы. Первым среди первых иранцев, занявших руководящие места, был дехкан из Балха, крупней­ший земельный собственник Халид ибн Бармак.

Пытаясь опереться на иранскую знать, первые аббасидские хали­фы — Саффах (правил 750—754 гг.) и Абу Джа'фар ал-Мансур (пра­вил в 754—775 тт.) решили основать столицу поближе к Ирану, так как в старой столице — Дамаске слишком сильны были омейядские тради­ции. В своей программной речи халиф Саффах обещал устроить столи­цу в Куфе, но слова не сдержал, так как убоялся Куфы, как города, в котором всегда было много оппозиционных и притом демократических элементов (хариджитов и т. д.). Постоянная столица Аббасидов Багдад была основана только в 762 г.

100

По отношению к Абу Муслиму, вождю народного движения, кото­рое так успешно закончилось разгромом Омейядского халифата, Абба-сиды проявили черную неблагодарность. Халиф Саффах не любил Абу Муслима, завидовал его популярности в народных массах Ирана и боялся его, как возможного соперника. Те же чувства питал к Абу Мус­лиму и преемник Саффаха, Мансур. Вместе с тем популярность Абу Му­слима в народе была так велика, что его нельзя было не назначить на какой-нибудь высокий пост. Поэтому первые Аббасиды решили не до­пускать его в Ирак, не приглашать ко двору, а оставить на посту наме­стника Хорасана в том самом Мерве, где его ополчение одержало пер­вые победы. Абу Муслим видел к себе подозрительное отношение со сто­роны первых двух аббасидских халифов и платил им тем же. Не было между Абу Муслимом и халифами также согласия в основных вопросах внутренней политики. Вопреки халифам и их ближайшему окружению, сн считал необходимым исполнить обещания, данные народу аббасид-скими пропагандистами, когда те призывали народ к восстанию против Омейядов. Дело касалось главным образом облегчения податей и нату­ральных повинностей. Но, как бы ни были велики разногласия у Абу Муслима с Аббасидами, он все же не решался еще с ними порвать н ждал каких-то перемен в их действиях.

Более решительно поступили народные массы. В народе повсюду было большое разочарование поведением первых аббасидских халифов. Крестьяне открыто говорили, что они не для того проливали кровь, что­бы подчиниться ничего для них не сделавшим Аббаоидам. Прошло не более года со времени прихода к власти Аббасидов, как уже, правда за пределами Ирана, в Бухарском оазисе, вспыхнуло в 751 г. восстание против Аббасидской династии. Во главе него встал некий Шерик ал-Махри, по воззрениям своим шиит. Народные массы плохо тогда раз­бирались в шиитских тонкостях и стали поддерживать его лозунги лишь только потому, что он острие своей пропаганды направил против абба­сидской власти. Шерику удалось привлечь ремесленников, мелких тор­говцев Бухары и крестьянское население ее окрестностей. Шерику уда­лось собрать около 30 000 человек. Большинство их погибло под удара­ми меча или было повешено на городских воротах Бухары, как об этом рассказывает местный историк X в. Нершахи в своей «Истории Буха­ры», дошедшей до нас в персоязычной переработке XII в.

Абу Муслим, противник шиитов, стал на сторону Аббасидов против бухарского народного движения, что было большой ошибкой Абу Мус­лима, ибо этим шагом он укрепил положение Аббасидов на свою же голову.

В 755 г. Абу Муслим задумал хаджж (паломничество) в Мекку. Путь его лежал через Ирак; по своему положению наместника Хорасана он не мог не посетить халифа в его ставке близ Куфы. Мансур принял Абу Муслима со знаками внимания и почета и обласкал его. Прием произвел на Абу Муслима сильное впечатление и, когда на следующий день халиф вновь его пригласил, Абу Муслим отправился один, без сви­ты и стражи. Хитрый и коварный халиф приказал своим слугам убить безоружного наместника, руками которого Аббасидская династия была возведена на престол халифата.

Весть об убийстве Абу Муслима быстро достигла Ирана и произ­вела сильное впечатление, особенно в восточных областях — Хорасане, Систане, Мавераинахре. Об Абу Муслиме в народе сразу же стали соз­даваться легенды. В народе говорили, что халиф Мансур убил его по­тому, что последний требовал улучшения положения народных масс и прежде всего облегчения и уменьшения налогов, податей и повинностей. Маздакитские (хуррамитские) круги сделали из него даже маздакита,

101

каковым Абу Муслим никогда не был. Никто из политических деятелей раннего средневековья не оставил такой след в фольклоре, как Абу Му­слим; народные рассказы об Абу Муслиме впоследствии послужили основой для исторического романа ат-Тартуси, написанного на персид­ском языке и широко распространенного в Иране и Средней Азии. Вер­сия, дошедшая до нас, хотя и имеет древние пласты, но составлена не раньше XIII в.