Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 11. Народное восстание в Гиляне

Укрепление центральной власти дало возможность шаху Аббасу Г псдавить с большой жестокостью все восстания на местах. Но немедлен­но после его смерти народные восстания стали вновь угрожать держа-. ве Сефевидов. Эти восстания до сих пор почти не изучены.

Одним из самых мощных народных восстаний XVII в. было восста­ние в Гиляне в 1629 г., вызванное тяжестью налогов.2 Оно хорошо опи­сано в источниках — автором «Истории Гиляна» Фумени, Искендером Мунши (в его продолжении «Тарих-и алем арай-и Аббаси»), а также Олеарием. Сперва восстали (в апреле 1629 г.) немногие мелкие фео­дальные владетели Гиляна, которые увидели в смерти Аббаса I удоб­ный случай для того, чтобы отложиться от Ирана и восстановить ста­ринную независимость Гиляна. Они разыскали сына Джемшид-хана-рештского, из низложенной Аббасом I династии ханов Гиляна Бийэ пас^ Калинджар-султана, которого из страха перед шахом Аббасом воспи­тывали «в одежде бедности и бренности, в неизвестности и горести», в. апреле 1629 г. провозгласили его государем (султаном), дав ему имя: Адиль-шаха («справедливый царь»).3 Восставшая знать задумала ис­пользовать в своих целях недовольство крестьянских масс (гилянских и талышских) высокими налогами, введенными шахским правительством после превращения Гиляна в область личных доменов шаха—хассэ-з 1592 г.

  1. Например, в некоторых католических государствах (Португалия, Испания я их колонии) протестантам грозил костер еще в XVIII в.; в протестантских государ­ствах (Англия, Шотландия, Голландия,. Дания, Швеция) тайное отправление католи­ческого культа наказывалось тюрьмой, а при рецидивах — виселицей, вплоть до второй половины XVIII в.

  2. Податные льготы, введенные при шахе Аббасе I в Центральном Иране, не распространялись на Гилян. Там налоговый гнет был даже усилен.

  1. Сторонники шаха называли Калинджар-султана Гариб-шахом.

296

Знамя Калинджар-султана объединило «сборище обездоленных и толпу людей без имени и отличия». Общее число восставших доходило--до 30 тыс. человек. Вскоре восставшие крестьяне стали действовать са­мостоятельно, мало считаясь с Калинджар-султаном и его эмирами. Вос­ставшие феодалы перестали играть активную роль в движении. Шах­ский везир Гиляна Бийэ пас с частью местной знати, оставшейся верной шаху Сефи I, «вознамерился встретить битвой злополучное войско чер­ни» на берегу реки Сийях-рудбар, но был разбит наголову. После этого везир, калантары городов и большая часть землевладельцев (арбаб) и знати (а'йян) бежали. Тогда «войско черни» заняло Решт, Фумен, Лахиджан и другие города, вся область оказалась в руках вос­ставших.

В Реште восставшие разгромили казенные амбары, взяв оттуда 200' харваров (59 тыс. кг) шелка-сырца, собранного шахскими чиновниками в виде подати с крестьян, «раздарили его черни (аразиль) и подонкам (оубаш)», т. е. бедноте. Некоторые «из уважаемой и именитой части простонародья» (т.е. из среднего слоя горожан), пришли к Калинджар-султану и просили его принять меры к охране складов, говоря: «Ведь этот шелк идет для тебя». Эпизод этот указывает на противоречие инте­ресов в рядах восставших. В Реште и Лахиджане были забраны также товары «купцов московских и франкских» (европейских), хранившиеся в казенных амбарах. В Фумене восставшие хотели предать огню дома-калантара и знатных людей, но Калинджар-султану и верхушке восстав­ших удалось отговорить их от этого. Действия крестьян и городской бед­ноты были лишь проявлением негодования, определенной программы и плана действий у них не было.

Правительство шаха Сефи I поручило подавление восстания Сару-хану талышскому, прислав ему ферман и почетный халат. Собрав опол­чение соседних ханов и гилянской знати, оставшейся верной шаху, Сару-хан умело использовал неорганизованность и стихийность действий вос­ставших и разбил их по частям. Из-за предательства сына одного не­присоединившихся к восстанию феодалов, планы восставших стали из­вестны Сару-хану. Благодаря этому в битве близ Кучисфахана (17 июня 1629 г.) войско восставших было разбито ополчением ханов; восставшие потеряли убитыми 7 870 человек. Остановившись в мятежном округе Лештэ-Ниша, «великие ханы» с войском захватили жен и дочерей жите­лей, как пленниц и рабынь, а «всякого из мятежников, кого схватыва­ли и приводили, убивали, не щадя». Калинджар-султан был взят в плен и замучен. Восстание было подавлено, но отдельные отряды восставших укрылись в густых гиляноких лесах и чащах и| вели партизанскую вой­ну. Напуганное настроением населения шахское правительство предпи­сало Сару-хану освободить мирных жителей, захваченных в рабство, и «победоносные воины, — как писал Фумени, — освободили всю толпу пленников, дабы они, отправившись в свои жилища, усердствовали в молитвах об устойчивости близкой к вечности державы [шахской]». Убыт­ки шахской казны и знати исчислялись в 300 тыс. туманов. Шахские чи­новники потом старались покрыть эти убытки, вымогая пытками деньги у людей, подозреваемых в участии в разгроме складов.

Гилянское восстание 1629 г. было ярким проявлением обострения классовых противоречий, характерного для периода позднего феода­лизма.