Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

Глава I Рабовладельческое общество в Иране

§ 1. Географическое положение Ирана

Ираноязычные народы с древнейшего .времени занимали обширное зх>рное плато, ограниченное на востоке высочайшими горами Гинду-куш, на западе и юго-западе горной системой Запрос. Сулеймановы горы от­деляют его от бассейна реки Инда. На юге его омывает Персидский залив Индийского океана. На севере хребет Эльбурс и Каспийское море были границей древнего и средневекового государства Ирана, но отнюдь не границей народов, .говоривших на иранских языках. Области Между­речья и Малая Азия были предметом притязаний Персидской державы в древности.

Суровый климат Иранского плоскогорья, с нестерпимой жарой ле­том и холодами зимой, несколько смягчается в его пониженных частях, где было возможно по долинам рек земледелие. В степях широко велось скотоводство, носившее кочевой характер, а в оазисах осед­лый, как на западе, так и на востоке. Летом скот выгоняли на высоко­торные пастбища, зимой его держали в долинах. Разводили как круп­ный, так и мелкий рогатый скот, а также лошадей. Охота в степных и лесных областях играла значительную роль. Иранское нагорье богато ископаемыми — медной, серебряной и железной рудой, нефтью, драго­ценными самоцветами и строительным камнем.

- Иран — один из древнейших очагов земледелия в мире. Археологи­ческие раскопки последних трех десятилетий доказывают высокий уро­вень земледельческой культуры Ирана уже в четвертом тысячелетии до нашей эры. При раскопках найдены зерна пшеницы и ячменя пяти- шести-тысячелетней давности. Большинство культурных растений Средиземно­морья, Передней и Средней Азии, известных нам теперь, воздельюались в Иране уже в первом тысячелетии до нашей эры. Среди них следует назвать персик, абрикос, винную ягоду, гранат, грушу, виноградную лозу и финиковую пальму. На юго-западе, в долине реки Карун, разводили оливковое дерево. При Сасанидах начали возделывать сахарный трост­ник, рис и другие растения.

Недостаток осадков и неравномерное распределение водных ресур­сов заставляли жителей Иранского нагорья с древнейших времен прибе­гать к искусственному орошению. В начале нашей эры в Иране приме­нялось орошение. Для этой цели использовались речные каналы, горные источники, колодцы и каризы. Подземные галереи для вывода наружу подпочвенных вод (каризы) соединялись с поверхностью смотровыми молодцами, служившими для периодической их очистки.

7

§ 2. Население Ирана

Племена, населявшие в древности Иранское нагорье, принадле­жали к иранской этнической группе, языки которой относятся к восточ­ной ветви индоевропейских языков. В некоторых областях жили племе­на, говорившие на языках других языковых групп (например в Эламе, позднейшем Хузистане). В северном Белуджистане засвидетельствовано. население дравидийского происхождения, со смуглым цветом кожи. Наи­более мощными иранскими племенами были мидийские, которые .посте­пенно заселяли северо-западный Иран, а на юг от них располагались. персидские племена. На северо-востоке Иранского нагорья жили бакт-•рийские племена. Оазисы Средней Азии издревле населяли ираноязыч­ные племена.

Кочевые племена делали набеги и вторжения в области поселения оседлых племен. Эти последние пришли -в непосредственное соприкосно­вение с культурными государствами Междуречья (Месопотамии), в ча­стности с Ассирией. В южной части иранские племена граничили с Эла­мом и только позднее пришли в соприкосновение с Вавилонией.

Общественный строй иранских племен до персидского завоеванияг строился на родовой общине (вис), во главе которой стоял родовой ста­рейшина. В родовую общину входила семья, главой которой считался отец. Группа родовых общин составляла племя (занту), которое выде­ляло вождя. Союзы племен и составляли более крупные общественные объединения, засвидетельствованные древней священной книгой зоро-астрийской религии Авестой.

К этому времени относится и известное социальное расслоение внутри^ рода, выделение жречества и родовой знати как верхушки из остальных членов рода, составлявших народ. Креме того, несомненно, существовали рабы, которые были, однако, немногочисленны и преимущественно вы­полняли домашнюю работу.

В древности племена Ирана и Индии, носившие общее имя ариев,. имели и общий язык, их общественный строй, сказания мифологического характера одни и те же. На основании Авесты можно говорить о том, что иранские племена пришли с востока, из областей Средней Азии,. и вторглись со своими стадами в восточные области Иранского на­горья, а оттуда часть из них, по-видимому, двинулась в западную -часть плоскогорья, другая часть двинулась на юго-восток, чтобы осесть в долине р. Инда. Племена, вторгшиеся на Иранское нагорье, смешались. с покоренным им древнейшим населением, и земля, в которой они посе­лились, получила название страны ариев — Арианы, в современном про­изношении — Ирана. Некоторые исследователи высказывали мнение, что* арийские племена двигались с севера, через Кавказский хребет, дока­зательством чего они считали существование ираноязычных племен в Осетии. Возможно, что некоторые племена действительно двигались. этим путем, но основная масса вторглась на Иранское плато с северо-востока.

,; § 3. Источники по древней истории Ирана

Древняя история Ирана имеет многочисленные и разнообразные-источники, в число которых следует прежде всего включить памятники материальной культуры, сохранившиеся от эпохи Ахеменидов.

В древнем Иране можно указать на существование двух родствен­ных иранских письменных языков: языка священной книги зороастрий-ской религии Авесты и языка клинописных надписей ахеменидских царей, называемого также древнеперсидским.

8

Среди письменных источников следует прежде всего отметить Аве­сту, древнейший памятник арийских народов, отразивший их жизнь на самых ранних ступенях общественного развития.

Большую ценность представляют те сведения, которые были получе­ны из клинописных табличек Ассирии, а затем Вавилона, тем более, что они давали как некоторые исторические сведения (например, о за­воеваниях мидян), так и некоторые хозяйственные сведения (для време­ни Дария). От периода завоевания Египта сохранились иероглифические надписи современников событий. Наконец, величайшее значение имеют древнеперсидские исторические надписи.

Некоторые из них составлялись на двух и даже на трех языках, чтобы могли быть понятны тому конгломерату народов, которым явля­лась Персидская держава. Самой значительной из них должна считаться Бехистунская надпись. Открытая в 1802 г. Гротефендом, она до сих пор остается предметом исследований. Надпись эта находится на высокой скале, на караванной дороге недалеко от Керманшаха. На скале высе­чено изображение царя в сопровождении двух лиц, держащих его лук и копье. Правой ногой Дарий попирает мага Гаумату, вслед за которым идут девять бунтовщиков в одной общей цепи, с руками за спиной; по­следним идет скиф Скунха в остроконечной войлочной шапке. Бехистун­ская надпись сделана на трех языках: вавилонском, эламском и древне-персидском. В персидской клинописи имеется 38 знаков, которые соот­ветствуют согласному или слогу (согласному с гласным). В ней имеются также идеограммы, т. е. знаки, символизирующие целое слово, как на­пример идеограмма Ахурамазды. Благодаря параллельным текстам Бехистунской надписи оказалось возможным ее чтение, а затем чтение других персидских клинописных -памятников.

Ценнейшие сообщения о персах и описание войн, которые вели гре­ческие города-государства, Афины и Спарта, с персами, оставили нам греческие историки. Наиболее замечателен дошедший до нашего времени труд Геродота Галикарнасского (середина V в. до н. э.), заслужившего название «отца истории». Геродот сообщил чрезвычайно ценные сведе­ния о древней Мидии и Персии, которые он черпал из официальных пер­сидских источников, сообщений персов и того, что было записано непо­средственными участниками греко-персидских войн. По своим политиче­ским убеждениям Геродот был сторонником Афин и высказывал их точку зрения. Труд Геродота представляет огромную ценность и содержит сведения исключительной значимости для истории Персии и сопредель­ных стран, в том числе для истории областей южного Причерноморья, населенных скифами. Большую ценность имеют также сведения грече­ского историка Ксенофонта, участника похода Кира Младшего (конец V в. до н. э.). В своем сочинении «Анабасис» он сообщает об отступле­нии 10 000 греков через области северной Месопотамии и Армении. Он упоминает различные области Ахемеиидского государства и сообщает географические и этнографические данные о них.

Разрозненные сведения об Иране имеются и в произведениях ряда других греческих и латинских авторов, среди которых особое место за­нимает обширный географический труд грека Страбона (I в. до н. э. — начало нашей эры), описывавший области Ирана. Он сообщает данные о производительных силах Иранского нагорья, этническом составе насе­ления, его общественном строе и культуре. Не менее ценны сведения Исидора Харакского, составившего на греческом языке маршрут кара-еэнного пути из Сирии в Среднюю Азию через Парфянское государство, и известного греческого географа Птоломея (II в. н. э.), труды которого оказали длительное и глубокое влияние на географическую литературу арабов и персов.

9