Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 9. Реформы Хосрова I Аношервана

Маздакитское движение имело целый ряд последствий. Шаханшах получил всю полноту верховной власти, так как высшие круги старой родовой знати были в значительной мере ослаблены. Жречество также потеряло прежнее господствующее положение.

Необходимость реформ была очевидна еще Каваду, и уже при нем были начаты подготовительные работы, которые позволили Хосрову провести реформы в государстве. В первую очередь необходим был пе­ресмотр системы податного обложения в Иране. Сама по себе старая система была архаична и непригодна для удовлетворения нужд государ­ства. Волнения, которыми были охвачены массы крестьянства, вынуж­дали правительство принять срочные меры. Изменение способа обложе­ния было задумано еще Кавадом, но подготовительные работы по со­ставлению кадастра не были закончены при его жизни и были завер­шены при Хосрове. Сведения относительно реформы сохранились у не­скольких историков, наиболее подробно она изложена у Табари.

Рассказ о том, как женщина не позволила свому ребенку сорвать плод с дерева, известен в нескольких вариантах. Кавад, который проезжал ми­мо, оказался свидетелем этого отказа, огорчился и стал спрашивать о причине такого сурового отказа плачущему дитяте. Женщина объясни­ла, что пока урожай не подсчитан правительственным сборщиком пода­тей, она не имеет права срывать плоды. Этот случай якобы послужил непосредственной причиной, побудившей Кавада пересмотреть положе­ние о способе взимания податей. Подать в Иране взималась как часть урожая, размеры которого определялись представителем государства; до этого урожай запрещали снимать. Такое собирание налога давало широкий простор произволу чиновников и присваиванию ими части про­дуктов.

Новая система взимания податей опиралась на кадастр. В конце своей жизни шах Кавад приказал произвести измерение земли, гор и долин. При жизни шаха это дело не было закончено. Хосров велел до­вести его до конца, учесть оливковые и финиковые деревья, а также людей, которые подлежали податному обложению. Установленная в за-

60

висимости от этих показателей сумма налога была постоянной для дан­ной области или округа, а вносить ее требовалось трижды в год. Когда работы были закончены, Хосров приказал собрать людей, которым писцы должны были сообщить исчисленные суммы подати. Кто был в числе приглашенных, источники не сообщают, но едва ли собрание включало кого-либо, кроме знатных землевладельцев и государственных чиновников. Такого рода заседания происходили в особо важных слу­чаях, как об этом сообщают источники времени Хосрова II.

В своем обращении к собранию Хосров указывал на то, что исчи­сленная сумма взимается с обработанной земли, с учетом количества финиковых пальм и оливковых деревьев. Кроме того, была принята во внимание плотность населения, так как были подсчитаны «головы», т. е-число трудоспособных лиц. Определенная сумма подати даст необходи­мые средства государственной казне, и в случае войны не будет необ­ходимости отягощать население новыми обложениями.

После обращения Хосрова было предложено высказаться присутст­вующим. Один из них осмелился подать свой голос и высказал опасе­ние, что сумма подати с данной местности не может остаться постоян­ной, так как канал может пересохнуть, источник иссякнуть, а виноград­ник перестать давать плоды. Высказавшийся был писец, дабхир, кото­рый указал на самую слабую сторону новой системы и на необходи­мость пересматривать кадастр. Персидский перевод Табари утверждает, что шах будто бы сказал, что кадастр будет пересматриваться. Во вся­ком случае выступившего постигла жестокая кара: его тут же избили на смерть чернильницами по приказу шаха.

Затем Хосров избрал людей, которые должны были распределить сумму податей по округам и участкам. Поземельная подать взималась со всякого рода насаждений — пшеницы, ячменя, риса, люцерны, фини­ков, оливок, винограда. В зависимости от того, чем был засеян участок, производилась и расценка. С гариба 1 земли, засеянной злаками, взи­мался 1 дирхем (серебряная монета), с гариба виноградника — 8 дир­хемов, с гариба люцерны — 7 дирхемов и т. д. Те деревья, которые не составляли групп, а росли в одиночку, и огородные овощи вовсе не обла­гались податью.

Подушную подать население в возрасте от 20 до 50 лет выплачива­ло в зависимости от имущественного состояния, в размере 12, 8, 6 или 4 дирхемов. Большинство выплачивало ее по последней, низшей расцен­ке. Знатные, жрецы, государственные чиновники, писцы и войско по­душной податью не облагались.

Государственная казна получала деньгами не только подушную, но и часть поземельной подати, другая часть последней вносилась натурой, продуктами, .которые шли главным образом на содержание войска. В различных пунктах провинций находились государственные амбары или магазины, в которые свозилась и сдавалась подать натурой. В связи с тем, что кадастр, не пересматривался или, если и пересматривался, то весьма редко, подать была тягостна населению. Возможно также, что не все области Ирана были переведены на новую форму подати, в части областей, особенно на востоке, сохранилась старая система.

Даже те неполные данные, которыми мы располагаем, роднят подат­ную реформу, проведенную в Иране при Хосрове, с системой обложе­ния, действовавшей в Византии. На Ближнем Востоке эта система была известна по статье в Сирийском законнике, памятнике V в., оттуда она могла стать известной и правительственным кругам Ирана. Сирийцы играли большую роль в культуре времени Сасанидов.

Один гариб равен приблизительно 2900 кв. м.

61

Маздакитское движение было непосредственной причиной, вызвав­шей ряд изменений в жизни государства, одним из них было введение новой системы обложения. Движение в значительной мере подорвало положение жречества, «магов». До VI в. верховный жрец мобедан мо-бед занимал первое место в табели, о рангах. После реформ его-звание следует после целого ряда светских званий. Точно так же было поколеблено и положение знатных родов, той высшей знати, в руках которой была фактически и государственная власть и шах. Маздакизм ударил по старым мощным знатным родам, по их имущественному по­ложению, по их традициям. В известной степени это отвечало интере­сам шаха, который тяготился их властью, влиянием.

Политика Хосрова была направлена на восстановление ослабевших и обедневших знатных родов. Но предпринятые им меры не восстанав­ливают старую, в ничтожной степени зависимую от шаха знать, а под­держивают новый слой, который должен стать опорным и находиться в прямой феодальной зависимости от царя. Хосров обеспечивал материаль­но семьи благородных, но требовал, чтобы они«остаъались при дворе». Он выдавал приданое девушкам и обеспечивал юношей разоренных семей. Та­ким путем создавался слой новой служилой придворной и землевла­дельческой знати, которая находилась в непосредственной зависимости от царя. Представителям этой знати он дает должности, делает их свои­ми чиновниками. Средний землевладельческий слой, «деревенские госпо­да», осуществлявшие эксплуатацию непосредственных производителей на земле, и после маздакитского движения остаются опорой государст­венной системы Сасанидов. Феодальная зависимость «благородных» от шаханшаха значительно возросла. Перегруппировка социальных сил ослабила знать и жречество, но часть знатных родов продолжала поль­зоваться привилегированным положением, а жречество сохранило изве­стное политическое влияние. Эти группы имели большое значение. В то же время маздакитское движение усилило новые социальные слои, которые были использованы государством.

Хосров предпринял и другое важное мероприятие — военную ре­форму. Войска формировались из отрядов конницы, вербовавшейся из свободных. Многие отряды принадлежали знатным, благодаря чему бы­ли слабо связаны с шахом. Стремясь создать непосредственно ему под­чиненное войоко, Хосров особенно усиленно стал вооружать средний землевладельческий слой, снабжая их оружием и конями. Пехота в иран­ском войске занимала второстепенное место. По мнению Аммиана Мар-целлина, это была жалкая масса, следовавшая в обозах на рабском по­ложении. Они представлялись Прокопию Кесарийскому «толпой несча­стных крестьян», на которых возлагались тяжелые подсобные работы при осаде городов, уборка трупов и т. п.

Хосров укрепил путем мероприятий главное ядро армии, которое стало регулярным войском. В этом отношении очень характерен рассказ Табари относительно смотра армии, в котором должны были участво­вать все, не исключая и самого шаха, и являться на учение по требова­нию военачальника. Кроме регулярных полков в VI в. иранское войско состояло из ополчения, которое собиралось знатью, и варварских дру­жин, состоявших на службе Ирана. Эти последние особенно часто на­правлялись на границы государства, где они препятствовали нападе­ниям варварских народов, как это имело место в провинции Керман.

Хосров упразднил должность единственного и главного военачаль­ника Ирана — эранспахбеда, вместо него было назначено четыре спах-беда, которые были военачальниками армий четырех частей государст­ва, по странам света. Опахбед севера командовал армиями Мидии и Азербайджана; спахбед запада — войсками Ирака; спахбед юга имел

62

под командой войска Парса и Хузистана, а на востоке в подчинении шахбеду были войска Хорасана, Сакастана и Кермана. Гражданское управление провинции было в руках падгоопанов.