Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 15. Восстание балхских огузов

Централистская политика Мелик-шаха и его преемников, стремив­шихся опереться на иранскую чиновную и духовную знать, вызвала разрыв прежних тесных связей между Сельджукидской династией и ко­чевыми племенами огузов.

К 50-м годам значительные массы огузских кочевых племен (ара-боязычные источники называли их гуззами) оказались сконцентрирован­ными на восточной границе Хорасана, по преимуществу в районах, при­легающих к верхнему течению Аму-Дарьи, где они находились в подчи­нении балхского наместника, правившего от имени Синджара.

Настойчивые попытки чиновного аппарата балхского наместника распространить на этих огузов налоговую систему, практиковавшуюся в оседлых районах, вызывали неоднократные конфликты и вооруженный отпор со стороны огузов. Балхских огузов заставили ежегодно постав-

150

лять 24 000 баранов для стола султана. Вымогательства чиновников привели к общему восстанию огузских племен, кочевья которых находи­лись в области Балха (1153 г.).

Султанское войско было разгромлено огузами, и сам Синджар был захвачен в плен. Огузы подвергли страшному разграблению Хорасан. Особенно пострадали города Мёрв и Нишапур, где было перебито мно­жество жителей, а здания сожжены. Время это осталось в памяти жи­телей, как страшное лихолетье.

Не преминул воспользоваться этими событиями хорезмшах Атсыз, снова объявивший себя независимым. Внутренние несогласия в среде предводителей огузоких племен, поднявших восстание, помогли Синд-жару бежать из плена (1156 г.). Но пользоваться возвращенной вла­стью Синджару пришлось недолго: в 1157 г. он умер. С его смертью кончилась династия «Великих Сельджукидов» в Хорасане и начались феодальные междоусобия. Почти тридцатилетняя борьба вождей огузов, хорезмшахов, Гуридов Афганистана и других феодальных владетелей за обладание Хорасаном окончилась победой хорезмшаха Текеша.

§16. Исмаилиты в Иране

Сельджукское завоевание и связанный с ним рост феодальной эксплуатации вызвали обострение классовой борьбы в Иране. В XI— XII вв. оппозиция против сельджукского владычества нашла свое про­явление под религиозной оболочкой учения исмаилитов,1 которое явля­лось одной из сект шиизма и, с точки зрения суннитов, считалось отвра­тительной ересью. Вопрос о социальной основе исмаилитского движения в Иране в XI в. до сих пор не изучен исследователями. Все же есть ос­нование предполагать, что вначале исмаилиты здесь опирались на ре­месленников, городскую бедноту и крестьян горных районов.

Основателем особой исмаилитской секты в Иране был эмиссар исмаилитских халифов Египта Хасан ибн Саббах. В 1090 г. исмаилиты захватили неприступный замок Аламут («Орлиное гнездо»), располо­женный в горах Эльбурса близ города Казвина (северный Иран) и це­лый ряд других хорошо укрепленных высокогорных крепостей в горных районах — Дейлеме, Кухистане, Рудбаре, Фарсе, а также в Сирии — в Ливанских горах, по соседству с владениями крестоносцев. Так обра­зовалось теократическое исмаилитское государство, с центром в Аламу-те и с чресполосными владениями в Иране и Сирии.

Вскоре исмаилиты Ирана порвали всякую связь с фатимидскими халифами Египта. Хасан ибн Саббах стал духовным главой исмаилитов Ирана и Сирии и одновременно государем, управлявшим всеми исмаи-литскими владениями. Резиденцией «горного старца», как называли Ха-сана ибн Саббаха, а затем его преемников, стал Аламут.

Секта исмаилитов Аламута являлась тайной организацией, членов которой связывала железная дисциплина, обязанность безоговорочного выполнения всех приказов «горного старца». Духовный авторитет гла­вы исмаилитов еще больше возрастал благодаря тому, что принадлеж­ность к секте, ее политические цели и религиозная догматика хранились в глубочайшей тайне от непосвященных.

Мусульманин, тонко и осторожно подготовленный исмаилитским проповедником, лишь после идеологической обработки и долгой проверки проходил первую ступень посвящения в секту. Всех степеней посвяще-ния^было семь, и лица, достигшие высших степеней, становились бли­жайшими помощниками «горного старца». Высших степеней посвящения

i Об исмаилитах см. в главе III.

151

достигали немногие, рядовые исмаилиты не поднимались выше первой-второй степеней посвящения.

После захвата укрепленных крепостей и создания гибкой и силь­ной организации исмаилиты начали вести борьбу против крупнейших представителей господствующего класса Сельджукидского государства? и против других феодальных владетелей Ближнего Востока. Не имея достаточных военных сил, исмаилиты стали практиковать метод индиви­дуального террора. По приказу «горного старца», посланный им убий-ца-фидай (т. е. «жертвующий собой»), скрываясь под обликом купца, нищего, слуги, дервиша умел проникнуть всюду — во дворец правите­ля, ставку военачальника, в мечеть, на городской базар и вонзить свой' смертоносный кинжал в намеченную жертву. Исмаилиты готовили свои убийства в глубокой тайне, а совершали их всегда публично, рассчиты­вая на большой политический эффект. Руководители секты вербовали убийц-фидаев из молодежи—крестьян, ремесленников, городской бедно­ты, в которых призыв к истреблению знати находил горячий отклик.

Исмаилитам Аламута молва приписывала употребление наркотика из конопли — хашиша, с целью вызывать сонные грезы с видениями райских садов, красавиц-гурий и т. д. Исмаилитов Аламута поэтому стали называть «курильщиками хашиша» (по-арабски хашишийун). Это слово в искаженной крестоносцами форме «ассассин» вошло во фран­цузский и итальянский языки в значении «убийца».

Низам-ал-мульк понимал социальное значение исмаилизма и ту опасность, какую он представлял для феодального государства Сельд-жукидов. По его признанию, исмаилитов или людей, заподозренных в симпатии к ним, подвергали мучительной казни — сожжению заживо, Мусульманокое духовенство, действуя в интересах гооподствующепо класса, старалось раздувать ненависть мусульман-суннитов к исмаили­там, как к еретикам.

Жестокие преследования не могли остановить деятельность исмаи­литов. В 1092 г. ими был убит сам Низам-ал-мульк, а позднее его сын. Список жертв исмаилитов велик: он включает одного фатимидского ха­лифа, двух халифов — Аббасидов, ряд лиц из среды высшего мусуль­манского духовенства, эмиров, вождей крестоносцев в Сирии и других: представителей господствующего класса.

Со временем в Аламутском государстве исмаилитов произошли зна­чительные изменения, выразившиеся в росте феодальных отношений. Правящие круги исмаилитов завладели землями вблизи укрепленных замков, обязали сидевших на этих землях крестьян и даже горожан нести феодальные повинности, стали активно участвовать в караванной торговле с соседними владениями. Исмаилитские верхи превратились в обычных феодалов, которым были уже чужды интересы секты и исмаи-литская догматика. К началу XIII в. Аламутское государство исмаили­тов превратилось в обычное феодальное государство.