Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
147
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 6. Феодальный город в Иране в X—первой половине XI вв.

Процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, впрочем, дале­ко не законченный и протекавший менее резко, чем в Западной Европе, и рост товарного производства в IX—X вв. способствовали развитию го­рода нового, феодального типа. Сложение феодального города — также характерный признак развитого феодального общества. Внешне процесс образования феодального города выразился в отмирании в большинстве городов шахристана (перс; арабский синоним медипа), т. е. старинной части города с усадьбами дехканской и арабской знати, и в переходе центра хозяйственной жизни города в рабад (араб.; персидский сино­ним бирун), т. е. торгово-ремесленное предместье или новый город. От­мирание шахристанов и рост рабадов изменили социально-экономиче­скую, а вместе с тем и топографическую структуру городов Ирана. Ана­логичный процесс в этот же период происходил .и в городах Средней Азии. Там сложился тот же тип средневекового города, что и в Иране. Средневековый город в Средней Азии исследован советскими учеными В. В. Бартольдом, А. Ю. Якубовским, М. Е. Массоном, Б. Н. Заходером. Города Ирана описываемого периода являлись центрами .ремесла 'и торговли. Наиболее крупные города, с сотнями тысяч жителей, более значительные и населенные, нежели средневековые европейские города, лежали на путях караванной и морской торговли, связывавших страны Средиземноморья, Закавказья и Восточной Европы со Средней Азией, Аравией, Индией и Китаем. Самыми крупными и экономически наиболее важными городами Ирана в это время были Иишапур, Рей, Исфахан и Ши­раз. Важными, хотя и менее крупными, центрами ремесленного произ­водства и торговли были также Херат, Туе, Балх, Кабул, Гурган, Амуль, Хамадан, Кум, Истахр, Фаса, порт Сираф на Персидском заливе, Казе-рун, Ахваз, Тустер и др.

В городах Ирана создавались ремесленные корпорации типа цехов, зачатки которых, впрочем, существовали еще при Сасанидах, и корпо­рации купцов. Так, в Нишапуре наиболее влиятельными являлись кор­порации шапочников, веревочников, торговцев шелком-сырцом и тор­говцев шелковыми тканями.

Руководящая роль в городах Ирана принадлежала феодальным землевладельцам местной округи, из старинных иранских дехканов и потомков арабских завоевателей. Эти феодалы, раньше жившие 'Преиму­щественно в! своих замках, теперь жили чаще в городе, чем в своих имениях, где они не вели сами крупного господского хозяйства. Фео­далы одновременно были связаны с крупными купеческими компаниями и с крупной оптовой внешней и транзитной торговлей. Часть своих до­ходов от феодальной ренты они передавали в виде вкладов крупным купеческим компаниям, а те возвращали этим феодалам их долю при­были товарами, чаще всего текстильными. Такое сближение некоторых групп феодалов с крупным купечеством — характерное явление в исто­рии Ирана и ряда соседних стран Востока. Поэтому здесь, в отличие от средневековой Западной Европы, крупное купечество не противопостав­ляло себя феодалам и не боролось с ними, а наоборот, совместно с фео­далами боролось против движений ремесленников и городской бедноты.

В результате такой группировки общественных сил, ремесленные корпорации в городах Ирана были гораздо слабее, чем в городах Запад­ной Европы. Они не смогли добиться цеховой монополии в городах и не

138

могли по своему желанию устанавливать рыночные цены на продукщш>> ремесла, как это< было на Западе. Источники сообщают, что когда в го­роде Газне корпорация булочников пыталась установить новые цены на хлеб, султан Махмуд Газневид приказал бросить старшину корпорации под ноги слонам.

Городские власти — рапс (градоначальник), казий (духовный судья к глава духовенства округа), имам соборной мечети, мухтасиб (цензор нравов, надзиравший за базарами, общественной жизнью и нравствен­ностью горожан), асас (начальник ночной стражи) и др. выдвигались из местной знати. Общегородского самоуправления в Иране, как и дру­гих странах Передней и Средней Азии, не было, благодаря противодей­ствию феодалов, поддерживаемых крупным купечеством. Самоуправле­ние существовало в рамках отдельных кварталов городов, внутри ремес­ленных, купеческих и духовных корпораций, имевших своих выборных старшин, подчиненных городскому раису. Объединенные в корпорации ремесленники, состоящие из мастеров (устад), подмастерьев (халифэ) и учеников (шагирд), юридически были свободны. Но в ряде городов они продолжали платить ренту-налог изделиями своего ремесла в пользу государства или местных феодальных владетелей.

Центром общественной жизни города был базар, точнее целый ряд базаров. Средоточием базаров был обычно покрытый купоном перекре­сток главных улиц, называемый чарсу (перс; арабский синоним — му-рабба'а). Вокруг и вблизи чарсу происходила крупная оптовая торговля, в специальных зданиях — караван-сараях (перс; греческий синоним — фундук). Караван-сараи служили одновременно гостиницами для при­езжих и иногородних купцов, складами товаров и биржами оптовой тор­говли. В Исфахане в середине XI в., по словам крупного поэта и путе­шественника Насир-и Хосрова, только на одной улице было 50 больших караван-сараев. Обычно каждая купеческая компания имела свой кара­ван-сарай.

Так как возить с собой большие суммьв денег купцам было трудно и небезопасно, — по дорогам орудовали разбойники, — то< крупная опто­вая торговля производилась обычно при помощи чеков. Самое слово «чек» персидского происхождения. Купец, уезжая в другой город, сда­вал деньги на хранение одному из менял (араб, сарраф), получая от него чек, который оплачивался саррафами того города, куда купец при­бывал. Писатель XI в. Абу Шуджа сообщает, что чеки, выданные из­вестными богатыми купцами в Магрибе, учитывались в Средней Азии быстрее, нежели правители могли собрать харадж в казну. Упомянутый уже Насир-и Хоеров описывает крупную оптовую торговлю так: при­езжий купец сдавал привезенный им товар, саррафу и получал от него расписку (т. е. чек), затем купец закупал нужные ему товары, оплачи­вая их стоимость чеком, и за все время, пока находился в городе, поль­зовался только расписками менял, не прибегая к звонкой монете

Мелкая розничная торговля местными ремесленными изделиями производилась на деньги. Ремесленные изделия в розницу продавались прямо в мастерских, служивших вместе с тем и лавками. Слово дуккан (араб.) означало поэтому и мастерскую ремесленника, и лавку. Чаще всего мастера одного и того же ремесла жили в особом квартале, и там же находились их дукканы; были кварталы шелкоткачей, шерсто-ткачей, медников, красильщиков, оружейников, гончаров, ювелиров, ко­жевников и т. д. Предметы продовольствия привозились на городские базары крестьянами из соседних рустаков (сельских волостей). На базары Исфахана, например, ежедневно доставлялось и там продавалось до ты­сячи баранов и ста быков; ежегодно там же для засола продавалось до ста тысяч баранов. По этим цифрам можно судить о населенности города.

139

В X в. сложился тип мусульманской духовной школы — медресэ-(араб. — месте, где ведется преподавание), средней или высшей. В го­родах создавались сильные духовные корпорации мусульманских бого­словов и сейидов, со своими старшинами. Мечети и медресэ владели на вакфном праве лавками и даже целыми базарами и получали доход от ремесленников и торговцев.

Таким образом, в городе X—XII вв. было четыре основных центра общественной жизни: шахристан с дворцами и усадьбами феодальной знати; медресэ, мечети и другие мусульманские религиозные учрежде­ния с духовными корпорациями; чарсу (мурабба'а) с караван-сараями, крупным купечеством и оптовой торговлей; наконец, кварталы ремеслен­ников с их корпорациями и второстепенные базары с мелкой розничной торговлей.

Внешний облик ряда городов Ирана описан географами X в., осо­бенно Истахри и Мукаддаси. Величайший город Ирана — Нишапур был расположен на площади 1 кв. фарсанга, т. е. около 40 кв. км. Согласно Мукаддаси, в Нишапуре было 44 квартала, и некоторые из них по пло­щади равны были половине Шираза. Нишапур был обширнее Фустата (в Египте) и населеннее Багдада; это значило, что население его во вся­ком случае исчислялось в несколько сот тысяч человек. По словам того же автора, Нишапур был ярмаркой для Фарса, Синда и Кермана, скла­дочным местом для товаров Хорезма, Рейя и Гургана. Город состоял из шахристана и рабада, больших улиц было около пятидесяти. Крупная оптовая торговля сосредоточивалась на двух главных базарах, нахо­дившихся в рабаде, «Большом базаре» (Мурабба'ат ал-кабира) к во­стоку от соборной мечети и «Малом базаре» (Мурабба'ат ас-сагира) к. западу от нее. Оба эти чарсу были окружены фундуками( караван-са­раями) с товарными складами. Но, описывая Нишапур, Мукаддаси го­ворит также: «Улицы грязны, ханы (т. е. караван-сараи) в беспорядке, бани нечистые, лавки скверные и стены неровные. Ему постоянно сопут­ствуют беды, и с ним водит дружбу дороговизна. В нем мало зелени для еды и дров, тяжелые заработки и дороговизна». Жалобы на антиса­нитарию и грязь, скученность и тесноту, дороговизну встречаются у Му­каддаси при описании Шираза и других городов. В городах было много деклассированных элементов из разорившихся крестьян, бедствовавших и перебивавшихся случайными заработками. Существовали корпорации нищих (еасийан).

О населенности городов мы имеем лишь немногие! достойные дове­рия известия источников. Балх — город не из самых больших — к на­чалу XIII в. насчитывал около 200 тыс. жителей. Четверть населения со­ставляли духовные лица, богословы и законоведы с семьями и челядью, преподаватели и студенты медресэ. Второстепенный город Арраган в Фарсе в середине XI в. насчитывал до 40 000 жителей. Считавшийся малым город Пенджхир, по соседству с серебряными рудниками, в X в. имел 20 000 жителей.