Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§11. Огузы и образование государства Сельджукидов

Тюркские кочевые племена, носившие имя огузов, с древних времен' занимали обширные степные районы в низовьях р. Сыр-Дарьи и между Аральским и Каспийским морями. Они упоминаются уже в VIII в. н. э. в китайских источниках. Огузов впоследствии стали именовать также туркменами; арабские авторы именовали их гуззами. Согласно сообще­ниям источников, в X в. у огузов наблюдается интенсивный процесс раз­ложения первобытно-общинного строя и формирования классового об­щества.

Формирование классового общества у огузов шло, в основном, по то­му же пути, что и у остальных тюркских кочевых объединений Средней Азии. Сперва древняя родовая кочевая община, в результате роста про­изводительных сил, сменилась так называемой аульной кочевой общиной, которая владела сообща только землею (пастбищами), скот же находил­ся в частной собственности отдельных семейств. Накопление поголовья скота у богатых кочевников, частью в связи с ростом производительных сил, частью в результате войн и захвата военной добычи, усиливало-имущественное неравенство внутри племен и приводило к выделению ко­чевой знати. Влияние кочевой знати укреплялось благодаря тому, что. она руководила организованными передвижениями кочевников со стада­ми, распределением пастбищных земель, охраною скота от нападений соседей и, наконец, организацией грабительских набегов на соседние пле­мена или на земледельческие оазисы. Все это создавало почву для скла­дывания классов и феодальной иерархии. Переход к знати прав распоря­жения пастбищами был связан с возникновением феодальной собствен­ности на землю и установлением зависимости феодального типа рядовых. кочевников от кочевой знати. Рабство у тюркских кочевников не разви­лось в господствующий способ производства и осталось лишь в виде уклада. Эксплуатация рядовых кочевников знатью прикрывалась патри­архальной оболочкой родорлеменных обычаев.

Во второй половине X в. среди огузов, карлуков и других тюркских кочевников стали складываться государственные объединения. Среди* них наибольшее историческое значение имело Сельджукидское объедине­ние огузов, названное так по имени полулегендарного вождя Сельджука из огузского племени кынык, ставшего родоначальником династии Сель­джукидов; признававших власть этой династии огузов стали называть сельджуками. Во второй; половине X в. сельджукские огузы, как и дру­гие тюркские племена Средней Азии, приняли ислам. Это объяснялось тем, что феодализирующейся военно-кочевой знати нужна была новая идеология вместо прежнего примитивного шаманства. Поэтому ханы з§

Н6

знать тюркских племен приняли религию соседних развитых феодальных обществ — ислам.

Феодализирующиеся кочевые аристократы, обладатели огромных стад, испытывали недостаток в пастбищах. Но не это одно, а главным образом стремление кочевой знати к захвату военной добычи и к завое­ваниям земледельческих оазисов в целях феодальной эксплуатации их оседлого населения вызвало завоевательное и миграционное движение тюркских племен в земледельческие области Средней Азии (карлуков и других караханидских тюрков) и Ирана (огузов).

Сперва сельджукские огузы кочевали «а нижней Сыр-Дарье. К кон­цу X в. они откочевали в Мавераннахр, в район Нуратинских гор. Во главе этих огузов в то время стояли братья Тогрул-бек Мухаммед и Чагры-бек Давуд — внуки Сельджука.

Переход Мавераннахра под власть караханидских тюрков привел к столкновению их с сельджукскими одузами. Отношения между теми и другими настолько обострились к 20-м годам XI в., что огузы вынужде­ны были выселиться. Предводители их обратились к Махмуду Газневи-ду с просьбой разрешить им поселиться на территории Хорасана. Взамен они обещали нести военную службу. Махмуд дал разрешение огузам по­селиться в районе между Серахсом и Абивердом, в Северном Хорасане. Речь шла о небольшой группе огузов, насчитывавшей 4000 семей. Но вслед за первой партией переселенцев двинулись и другие группы. Это принявшее очень скоро большой размах движение усилилось после смер­ти Махмуда.

Уже в первые годы правления Мас'уда на севере Хорасана появи­лось значительное тюркское (огузокое) население.

Начались столкновения между воинственными кочевниками и мир­ным земледельческим населением. С каждым годом сельджукская воен­но-феодальная знать все более и более настойчиво требовала от Мас'уда уступки новых земель.

В 1035 г. положение в Хорасане стало очень напряженным. Против сельджукских огузов оказался вынужденным выступить в поход во главе отборного войска сам султан Мас'уд. Но после того, как крупный отряд войска Мас'уда был разбит сельджуками, Мас'уд согласился передать им для поселения районы Несы, Феравы и Дехистана. Но эти уступки не надолго удовлетворили сельджукскую знать. Вскоре она потребовала себе также район Мерва. В ответ Мас'удом было выслано новое войско, но и на этот раз оно потерпело полное поражение, после чего сельджу­ками без боя был занят Нишапур, где на имя Тогрул-бека и была про­чтена хутба в мечетях.

1038 год, когда произошло это событие, считается началом образо­вания государства Сельджукидов, хотя борьба их с Газневидами еще не была завершена. Вскоре Мас'уду удалось вытеснить сельджуков из Ни-шапура. Вслед за этим Мас'уд во главе многочисленного войска, кото^ рому были приданы слоны, выступил против сельджуков. Громоздкое фео­дальное ополчение Мас'уда, в котором не было внутреннего единства и нужной дисциплины, еще до встречи с сельджуками находилось в состоя­нии полного развала. В мае 1040 г. в однодневной битве под Данданака-ном оно оказалось разбитым наголову сельджуками. Сам Мас'уд едва спасся бегством.

Эти военные неудачи объясняются внутренней слабостью госу­дарства Газневидов. Ненависть народных масс к правительству Мас'уда сделала его положение еще более непрочным. После битвы при Данда-накане Хорасан полностью оказался в руках Сельджукидов; Тогрул-бек сел на престол в Нишапуре, а Чагры-бек —в Мерве. Под властью Газ­невидов осталась только часть нынешнего Афганистана и Пенджаба.

10*

Г47