Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
147
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 13. Курултай на Мугани

Надир (Тахмаол-кули-хан) ясно видел, что династия Сефевидов утратила не только реальную власть, но и авторитет среди большей части феодальной знати. Надир решил использовать свои военные успехи и свою славу «освободителя Ирана» для захвата шахского престола. Для этого Надиру нужна была поддержка феодалов и видимость одобрения и признания со стороны народных масс. Он решил созвать для этой цели большой курултай, состоящий не из одной только знати, военной, чинов­ной и духовной, но из городских и некоторых сельских старост, прекрасно понимая, что эти последние, не привыкшие к участию в государственны к делах и запуганные, примут именно такое решение, какое им будет вну­шено приспешниками Надира.

Этот съезд был созван Надиром в январе 1736 г. в военном лагере Надира в Муганской степи и распущен в марте того же года. Описание этого курултая дано у Мирзы Мехди-хана и Мухаммед-Казима — тенден­циозное, с точки зрения сторонников Надира; шейх Мухаммед Али Ха­зин и армянский патриарх-католикос Абраам Кретаци дают более объек­тивное описание того же курултая, с независимой точки зрения.

На курултай были вызваны шиитские муджтехиды, имамы соборных мечетей и казии, армянский патриарх-католикос Абраам Кретаци, беглер-беги, ханы и другие владетельные феодалы, главы кочевых племен, калан-тары (городские старшины) и даже многие кедхуды (квартальные ста­росты городов и сельские старосты). Всего собралось до 20 тыс. человек, по официальным данным — даже 100 тыс. (вместе с челядью). Для со­бравшихся было воздвигнуто до 12 тыс. временных построек из камыша, в числе их мечети, бани и базары. Руководящую роль на курултае игра­ли ханы, числом 54, прочие занимали положение (простых статистов.

К празднику солнечного иранского (гражданского) нового года (ноу-руз, 21 марта) Надир предложил «ханам, султанам, бекам, агам, почтен­ному халифэ армян (т. е. патриарху-католикосу), кедхудам, знатным лю-

1 Тебризский ман — 2950 г.; нахчеванский ман около 13 кг.

319

дям и всем прибывшим» избрать из своей среды нового шаха, ибо Аббас III — ребенок и шах только по.имени, сам же Надир утомился от дел и желает удалиться на покой. Конечно, Надир отказывался от власти притворно, и ни о каком свободном выборе шаха не могло быть и речи. Курултай с заранее подобранным составом не осмелился избрать никого иного, кроме самого Надира. Против Надира втайне было настроено шиитское духовенство, связанное прочными узами с династией Сефеви­дов. Но едва только мулла-башы (глава шиитского духовенства) высказал­ся за сохранение династии Сефевидов, как был убит по приказанию Надира; .после этого прочие улемы уже не осмелились выступить. Среди кочевой знати кызылбашских племен некоторые были настроены против Надира (не надо забывать, что Надир был хоть и кызылбаш из племени афшар, но не знатного происхождения) и за сохранение династии Сефе­видов, которой они были обязаны своим возвышением, однако молчали, понимая, что реальная власть и военная сила — в руках Надира. Из кызылбашских эмиров только Угурлу-хан каджар, беглербег карабаг-ский, открыто высказался за избрание шаха из семьи Сефевидов, за что позднее поплатился утратой двух третей своих владений.

. Когда курултай «избрал» Надира шахом, последний сперва разыграл комедию отказа, заставив себя долго упрашивать, потом согласился, вы­ставив, однако, ряд условий. В частности, шиитское исповедание имамит-ского толка официально должно было быть заменено исповеданием компромиссного характера.1 Прежние шииты должны были составить, наряду с четырьмя суннитскими «правоверными» толками, пятый «пра­воверный» толк джа'фаритов, поставленный под особое покровительство святого имама Джа'фара Садыка. План соединения шиитов с сунни­тами имел для Надира, лично равнодушного к религиозным вопросам и совсем не фанатика, политическое значение: Надир видел, что пресле­дование суннитов при Сефевидах служило поводом для восстаний в Кур­дистане, Северном Азербайджане, Дагестане, Афганистане и т. д. и для вмешательства Турции и узбекских ханств в дела Ирана. Надир хотел привлечь на свою сторону суннитскую знать из афганцев и прочих народ­ностей. Кроме того, этой мерой Надир думал нанести удар влиянию шиит ского духовенства, бывшему сильнейшей опорой низложенной шиитской династии Сефевидов. Присутствовавшее на курултае шиитское духовен­ство не осмелилось открыто защищать шиитское исповедание. Но скры­тая оппозиция как шиитских, так и суннитских фанатиков этой мере была сильна; провозглашенная Надиром уния (соединение) шиитов и суннитов оказалась мертворожденной и существовала только на бумаге. Официальное исповедание — толк джа'фаритов не было признано «пра­воверным» ни в Узбекистане, ни в Турции.

После «выборов» новый шах роздал всем участникам курултая по­дарки, различные для разных чинов и званий. Ханы, например, полу­чали в числе прочего халаты из золотой парчи, стоимостью по 5 тума­нов, кедхуды же всего по 1 туману деньгами; всем шах дарил также рабов и рабынь (грузин и армян). Низложенный четырехлетний шах Аббас III был отослан к отцу в Хорасан, где оба они позднее были умерщвлены. Династия Сефевидов окончательно пала, на ее месте утвердилась династия Афшаров.