Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социология / Социология уч. пособ.Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И..doc
Скачиваний:
143
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
4.75 Mб
Скачать

Глава II. Человек и общество

функционированием общества и пытается выяснить, что в индивиде есть социального, иными словами, приобре­тенного, а не врожденного, если пользоваться классичес­кой терминологией.

Более того: все, что является биологическим, специфи­чески трактуется обществом. Можно привести множество примеров. Жесты, манера держаться, двигаться отличают­ся в разных обществах. Этнологи пришли к выводу, что разные народы производят биологичные акты самыми различными способами. Половой акт, болезнь, половая зрелость, смерть и т. п. в каждом обществе имеют свои особенности.

Например, есть ли что-нибудь более биологическое, чем проявления половой зрелости? В нашем обществе считается абсолютно нормальным, что, достигнув половой зрелости, юноша восстает против авторитетов: обычно в таких случаях говорят, что в нем «бушует энергия». Одна­ко есть общества, где половая зрелость, напротив, сопро­вождается повышенным конформизмом. У индейцев шей-еннов детям с самых ранних лет внушают, что главное — как можно больше походить на отца. Ребенку дают ма­ленький лук и предлагают убить животное, за которым легко охотиться, а когда у него это получается, его публич­но восхваляют. Весь процесс воспитания направлен на развитие у детей конформизма, и они никогда не восста­ют против своих родителей. Половая зрелость для шейен-нов — это конформизм к социальным условиям.

В результате наблюдений и размышлений становится ясно, что, хорошо изучив механизмы развития общества, можно предсказать некоторые особенности биологическо­го и социального поведения индивида.

Биологическое и социальное

Рассмотрим три основные составляющие личности. Во-первых, биологические данные. Биологические черты харак­теризуют наследственность и определяют некоторые воз-

Социология

80

I

можности. например хорошее или плохое здоровье. Во вторых, социальное обучение (социализация): общество передает ребенку одобренные правила поведения. Если ребенок согласен с условностями, принятыми обществом, он получает поддержку, в противном случае ему грозит наказание. И наконец, третья составляющая — индивиду­альная история личности. Нельзя свести формирование личности только к индивидуальным биологическим дан­ным и к общим данным для социальной группы. Уникаль­ность каждой личности определяется ее индивидуальной историей.

Большое значение в индивидуальной истории лично­сти имеет понятие «другие». Необходимо отличать других вообще от других, с которыми личность состоит в эффек­тивных и конкретных отношениях. Маленького ребенка всегда окружают другие: мать, отец, братья и сестры, то­варищи по школе, соседи по кварталу, и т. д. Ребенок всту­пает с ними в персональные и прямые отношения, при­чем эти другие все очень разные. Общество выставляет таким образом свой поведенческий код. Некоторые исхо­дят из собственного опыта общения с другими, в то вре­мя как «другие» — это просто понятие, позволяющее вы­строить отношения индивида с обществом и социальным окружением.

Индивидуальная история личности впрямую зависит от этого абстрактного «другого» и от особой психологии каж­дого из других: мать и отец в семье перевоплощаются в мать и отца в обществе, но в то же время они являются определенными личностями со своими чергами характе­ра. С другой стороны, в жизни ребенка происходит мно­го самых разнообразных событий. Например, хорошо он себя чувствует или, напротив, часто болеет? Если ребенок перенес в грудном возрасте опасную болезнь, родители внимательно следят за ним и часто продолжают относить­ся к нему как к больному, даже если он хорошо себя чув­ствует.

Три важнейшие составляющие личности — биологичес­кие данные, социальное обучение (социализация) и индивиду­альная история — делают каждую личность уникальной,

81 Глава II. Человек и общество

хотя, с другой стороны, каждая личность относится к оп­ределенному социальному типу. Индивидуальный харак­тер личности — это объект исследования для психологов. Социологию интересуют последствия социализации для индивидов и то, в какой мере она захватывает большин­ство детей данного общества.

Феральные люди: унаследованное и приобретенное

Широко известны случаи, когда человеческих детены­шей воспитывали звери (подобная ситуация описана Р. Киплингом в «Книге джунглей»). Когда их обнаружи­вали, выяснялось, что «дети джунглей» не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь са­мые элементарные навыки, овладеть устной речью, состо­ящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. «Изолянты» так и не на­учились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Их называют феральными людьми. Они — продукт со­циальной изоляции. Социальная среда, играющая реша­ющую роль в превращении биологического существа в об­щественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе.

Человеческие детеныши (феральные люди), воспитан­ные в стае волков (т. е. представителями другого вида), усвоили их повадки: быстро передвигались на четырех ко­нечностях; приближаясь к мясу, предварительно его обню­хивали; испытывая жажду, облизывали зубы. Вернувшись в общество, т. е. к представителям своего вида, «фералы» не стали полноправными социальными существами.

Социология

82

И еще одна особенность межвидового обучения. Чело­веческие детеныши стоят на более высокой эволюцион­ной ступени, нежели их воспитатели-волки. Стало быть, представители низших видов могут «перевоспитать» пред­ставителей высших. А наоборот? Сколько ученые ни би­лись с обезьянами, но так и не смогли научить их тому, на что способен пятилетний ребенок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разговари­вать словами, а не жестами.

Таким образом, процесс обучения простейшая форма социализации носит универсальный эволюционный харак­тер. Но у человека, в отличие от животных, обучение имеет свою специфику. Она выражается в содержании усваиваемо­го материала. Слон, волк, собака или кошка остаются представителями своего вида независимо от того, где они воспитывались. Настолько сильно у них генетическое на­следство вида.

У человека все иначе. Он становится человеком не по­тому только, что произошел от человеческого существа, но потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобны­ми. «Фералы» не взаимодействовали с себе подобными и остались животными. У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, профессиональ­ным навыкам, абстрактному мышлению и многому дру­гому. Это как раз то, чего нет у животных. Общее имя та­кому материалу — человеческая культура.

Понятие и теории личности

В повседневном и научном языке очень часто встреча­ются термины: «человек», «индивид», «индивидуаль­ность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к определению этих понятий строго, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек

83