Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социология / Социология уч. пособ.Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И..doc
Скачиваний:
143
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
4.75 Mб
Скачать

Глава VI. Общество: типология и развитие

он действительно происходит? Означает ли это «пробуж­дение Азии»? Как рассматривать с этой точки зрения со­временное положение России? Может быть, Россия — еще малое дитя, и нас ожидает пора хозяйственного и культур­ного расцвета? Либо расцвет культуры уже позади (вспом­ним блестящие образцы русской литературы, искусства XIX в.), советский период был проявлением истерическо­го цивилизационного «всплеска», а сейчас нашу цивили­зацию ожидает медленный полураспад? И не являются ли «перестройки» и «переходы к рынку» поверхностным от­ражением более глубоких колебаний? В какой фазе цик­ла мы находимся?

Глава VII

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Экономика как особая сфераобщественной жизни

В повседневной жизни люди сталкиваются с необходи­мостью покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и государственные бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мало кого оставляют равнодушными изме­нение цен и инфляционные процессы. Материальное по­ложение людей во многом зависит от состояния дел на биржах, валютных курсов и процентных ставок. Все эти многообразные явления и образуют экономическую жизнь общества.

Экономика особая сфера общественной жизни. Она функционирует и развивается по собственным законам, от­личным от тех, которые реализуют другие формы обще­ственной деятельности — политика, право, культура и т. д.

Экономика не является сферой приложения сил толь­ко профессиональных экономистов, — в ней участвуют все члены общества. В современной рыночной экономи­ке быть экономистом обязан каждый. Но что значит «быть экономистом»? Это означает учитывать в любом деле со­отношение затрат и выгод. Такой учет охватывает всю об­щественную жизнь, придает экономический аспект любой форме деятельности людей.

335 Глава VII. Экономическая система

Главное назначение экономики состоит в создании богат­ства, способного удовлетворять материальные потребнос­ти людей. Чтобы создать такое богатство, люди использу­ют имеющиеся у них для этого возможности («ресурсы»). При этом они вступают во взаимодействия друг с другом.

Люди не только участвуют в экономических отношени­ях непосредственно, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их раз­вития. Так возникла особая — экономическая — наука. Она относится к разряду общественных (социальных) наук, по­скольку экономические явления осуществляются посред­ством общественных отношений между людьми.

Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не представляет исключе­ния и экономическая наука; ее определяют как науку:

>■ о богатстве;

>■ о видах деятельности, связанных с денежными сдел­ками;

>■ об отношениях при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

>- о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и исполь­зовании этих средств;

>■ об использовании ограниченных ресурсов для созда­ния различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления.

Таков далеко не полный перечень определений пред­мета экономической науки, которые можно встретить в современной литературе. Обобщая эти определения, мож­но считать, что экономическая наука изучает взаимодей­ствие людей в процессе поиска эффективных путей исполь­зования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Социология

336

Обмен экономический и социальный

Вся социальная жизнь состоит из обменов — обменов вежливостью, благами, женщинами, властью. Взыскатель­ность на основе взаимности в социальных актах живо ощущается индивидами во всех обществах и во всех ци­вилизациях, и большая часть правил и установлении на­правлена на кодификацию и организацию обменов. Социология попытается рассматривать некоторые элемен­тарные и фундаментальные социальные взаимоотношения в различных контекстах и с различных точек зрения. Же­нитьба и табу на инцест были объяснены в предыдущей главе как формы взаимности. Экономисты изучают обмен благами, а этнологи неоднократно описывали церемонии обмена среди различных народов.

Экономист интересуется обмененными вещами, а со­циолог — процессом обмена. Обмен предусматривает рас­смотрение другого индивида как человека, с которым можно обменяться сестрами, благами или вежливостью. Этот «другой индивид» не должен быть неизвестным, «варваром».

Леви-Стросс пишет: «Примитивные люди знают толь­ко две характеристики чужаков (иностранцев) хорошие или плохие. Но наивная традиция местных слов не долж­на сеять иллюзии. «Хорошие» — это те, которым, без дис­куссий, предоставляют гостеприимство, дарят наиболее дорогие подарки, а «плохие» — это враги, от которых ожи­дают страдания и смерть и которым, в свою очередь, обе­щают при первой возможности ответить тем же. С одни­ми — дерутся, с другими — обмениваются».

Когда иноплеменник приближается к чужому лагерю, он выжидает и держится на некотором расстоянии, пока к нему не обратятся аборигены, чтобы выяснить, кто он такой. Чаще всего ему задают вопрос: «Кто отец твоего отца?» Выяснив генеалогию чужака, аборигены удовле­творяют свой интерес, и в отношениях иноплеменника с каждым из спрашивающих появляется ясность. После это­го иноплеменника принимают в лагере, где ему пред­ставляют каждого мужчину и каждую женщину с указани-

337 Глава VII. Экономическая система

ем степени родства с остальными. Если один аборигенвстречает другого аборигена, они могут быть либо род­ственниками, либо врагами, в последнем случае необхо­димо воспользоваться первой возможностью, чтобы убить врага, иначе он убьет тебя.

Есть люди, с которыми обмениваются, на которых же­нятся и с которыми воюют. Обмен и сражения по-своему близки, что проявляется у некоторых народов в обычаях свадеб, когда символически воспроизводятся битвы или похищение человека, например похищение женщины в социальной группе, которая противится предстоящему браку и при похищении держит оборону. Свадьба, как уже говорилось, это форма обмена, потому что женщина рас­сматривается как имущество. Но сказанное не означает, что женитьба просто является формой экономического об­мена. Между двумя крайними положениями — свадьбой и продажей — имеется целый ряд промежуточных форм обмена, нерасторжимо переплетающих «экономический» и «социальный» аспекты.

Учитывая, что наше общество «рационализируется», уточняется, специализируется, экономическая эффектив­ность имеет тенденцию отделяться от других аспектов со­циальной жизни. Но существует много областей, где про­исходит перемешивание экономического и социального. В обществах, называемых примитивными, экономический обмен по сравнению с тем, который известен в нашем обществе, невелик. Как писал Марсель Мосс: «Мы живем в обществе, резко разграничивающем вещное и пер­сональное право, вещей и людей. Это различие фундамен­тально. Оно даже образует часть наших систем собствен­ности, отчуждения и обмена. Оно также отлично от прав, которые мы сейчас будем изучать. Более того, наши ци­вилизации после семитической, греческой и римской рез­ко различают бесплатное представление, с одной сторо­ны, и дар — с другой. Но не являются ли эти различия довольно частыми в праве великих цивилизаций? Не про­ходили ли они предшествующую стадию, в которой не было такого холодного и расчетливого менталитета?»1

1 См • Mauss M Sociologie et antropologie Pans, 1950

Социология

338

Земля — высшая ценность в аграрном обществе, одна­ко это особая ценность, и часто ее нельзя обменивать. В противоположность женщинам, являющимся предметом обмена, земля принадлежит семье, роду и, следовательно, должна сохраняться от поколения к поколению внутри рода, а не передаваться другому роду. Но если, в силу эко­номических условий, передача земли станет неизбежной, юридические процедуры, скорость, с которой передается земля, могут привести к «исчезновению» земли. Напри­мер, в вавилонском праве предусмотрено, что необходи­мо взять ком земли с поля, предназначенного к продаже, и бросить его в реку, где он растворится. Таким образом символически уничтожают старое поле и получают новое, ранее не существовавшее, поступающее во владение но­вому племени

В нашем обществе женитьба, которая должна быть наи­более личным и сентиментальным актом, довольно часто становится актом экономическим. Доказательством явля­ется брачный контракт, закрепляющий передачу собствен­ности от одной семьи к другой и ее возвращение в Исход­ную семью в случае смерти невесты. В примитивных обществах за жену дают компенсацию (дорогие вещи или скотину) ее роду. Если жену рассматривают как источник дохода, в ней как бы олицетворяется капитал, который должен компенсироваться другим производительным ка­питалом; в то же время, если женщина рассматривается как «повод для издержек», она должна принести с собой свои автономные ресурсы, чтобы не быть «в тягость» се­мье, в которую она входит.

Примитивные народы также различают объекты, предназначенные для коммерции и для благородного об­мена. Это наглядно видно на примере Тробриандских ос­тровов. Малиновский описывает крайне развитую систе­му обмена, кула, между племенами, разбросанными на нескольких маленьких островах1.

Во время ритуальных праздников благородные люди одного племени отправляются на каноэ к островам дру-

'См.. Malinowski В. Les Argonautes du Pacifique occidental Pans, 1963

339