Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т.Н. Греченко Психофизиология..doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
2.82 Mб
Скачать

Глава IV Психофизиология зри юлыюю восприятия

8 Два 1 лаза

285

на депривированный глаз. Аналогичные тесты с незакрытым глазом показали, что зрение было совершенно нормальным.

Далее были проведены длительные исследования на кошках и обезьянах с целью выяснить, зависят ли результаты опытов от возрас­та «пациентов» и от продолжительности депривации. Вскоре выясни­лось, что возраст имеет решающее значение. У взрослой кошки, у ко­торой один глаз был отключен более чем на год, не наблюдалось ни слепоты на этот глаз, ни потери корковых реакций, ни патологии ко­ленчатого тела. После многочисленных экспериментов был сделан вывод, что где-то между рождением и зрелым возрастом должен суще­ствовать период пластичности, когда депривация приводит к корково­му дефекту. Как выяснилось, у кошки этот критический период длит­ся от четвертой недели до четвертого месяца жизни. Неудивительно, что закрытие глаза до наступления четвертой недели мало влияет на формирование зрения, так как первый месяц жизни кошка почти не пользуется зрением: глаза открываются лишь к 10-му дню жизни. Чувствительность к депривации быстро возрастает и достигает макси­мума в первые недели критического периода. В это время отключение одного глаза даже на несколько дней приводит к заметному искаже­нию гистограммы глазодоминантности. В последующие четыре меся­ца время депривации, необходимое для получения явных эффектов, неуклонно возрастает, чувствительность к депривации уменьшается.

При отключении одного глаза на шесть недель в пятидневном воз­расте практически отсутствуют клетки, которые отвечали бы на сти­муляцию ранее закрытого глаза. Гораздо более кратковременная деп­ривация тоже вызывает сильно выраженный эффект, но явно мень­ший, чем возникающий при более длительной депривации. В возрасте четырех месяцев чувствительность снижается настолько, что даже от­ключение глаза на пять лет дает эффект, хотя и весьма заметный, но несравнимый с последствиями более ранней депривации.

Изучение периода чувствительности у кошек и обезьян дало весь­ма сходные результаты. У обезьян этот период начинается в момент рождения, а не в возрасте четырех недель, как у кошек, и длится доль­ше, постепенно заканчиваясь к году, а не к четвертому месяцу. Чувст­вительность наиболее высока в первые две недели жизни, на протяже­нии которых всего нескольких дней депривации оказывается доста­точно, чтобы вызвать выраженный сдвиг глазодоминантности. Отключение глаза у взрослой обезьяны (независимо от продолжи­тельности этого отключения) не вызывает никаких вредных последст­вий: у взрослой обезьяны закрывали глаз на пять лет, после чего не обнаружено ни слепоты, ни коркового дефекта, ни сморщивания кле­ток в коленчатых телах.

8.4. Сенситивные периоды и пластичность зрительной системы

Какой цели служит пластичность зрительной системы в ранний период жизни (у человека период чувствительности предположитель­но составляет четыре — пять лет)? У животных, у которых один глаз зашит с момента рождения, территория открытого глаза в слое 4С рас­ширяется; вопрос заключается в том, дает ли это какое-либо преиму­щество открытому глазу? Ответа на этот вопрос еще нет.

Как бы то ни было, кажется весьма маловероятным, чтобы плас­тичность зрительной системы выработалась в ходе эволюции всего лишь на случай возможной утраты глаза детенышем или появления у него косоглазия. Наиболее плодотворная идея о роли пластичности заключается в том, что пластичность обеспечивает тонкую настройку связей, необходимую для восприятия форм, движения и глубины, и что эта настройка осуществляется в основном постнатально под кон­тролем самого зрения. Эта идея привлекательна тем, что способность мозга обучаться может избавить его от необходимости заранее про­граммировать все детали и может обеспечить достаточную гибкость для адаптации к разнообразным условиям среды. Однако результаты экспериментов показывают, что, по-видимому, в первичной зритель­ной коре и, быть может, на нескольких последующих уровнях связи полностью определяются генетическими инструкциями. Значитель­ная часть этих связей образуется пренатально и, следовательно, без участия сенсорного опыта, и какая бы стратегия ни использовалась для их построения, она могла бы также обеспечивать и их тонкую настройку.

У новорожденного ребенка мозг примерно вчетверо меньше, чем у взрослого человека. Размеры нейронов мозга увеличиваются, а харак­тер нервных связей и сетей усложняются по мере роста и общения с окружающим миром. Основной план развития и структурной диффе­ренциации нервной системы определяется генами, но первостепенное значецие имеет индивидуальный опыт. На анатомическое развитие мозга влияет окружающая среда. Это демонстрируется и эксперимен­тами с содержанием маленьких животных в сенсорно обедненной среде и результатами опытов по содержанию животных в «обогащен­ной» среде.