Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т.Н. Греченко Психофизиология..doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
2.82 Mб
Скачать

Глава II Психофизиология памяти

2 Теории памяти

127

открыли новое направление в биологической науке, изучающей осно­вы фундаментальных явлений жизни, среди которых находится и спо­собность живых существ разного уровня эволюции к запоминанию.

Исследователей никогда не оставляла мысль о том, что механизмы генетической, индивидуальной и иммунологической памяти являются общими, что разнообразие форм памяти — это способы проявления одной и той же биологической сущности. Именно поэтому в 60-е гг. в научном мире колоссальный отклик вызвало открытие явления, кото­рое вошло в историю под названием «транспорт памяти». Этот термин включает две группы фактов, имеющих принципиально разное значе­ние: в первую группу входят наблюдения, говорящие о прямом пере­носе, когда под влиянием инъекции гомогената или экстракта мозга обученного животного-донора животному-реципиенту у него без предварительного обучения появлялся навык. Вторую группу состав­ляют данные о значительном ускорении выработки аналогичного на­выка у животных-реципиентов под влиянием гомогената или экстра­кта мозга обученных животных-доноров. Транспорт памяти связан прежде всего со второй группой фактов.

Опыты Дж. Мак-Коннела заставляли предполагать, что при обуче­нии происходит синтез определенных молекул, которые и являются молекулярными «носителями памяти». Попытки определения приро­ды химических факторов, отвечающих за перенос навыка, начались с опытов, в которых регенерация планарий производилась в растворе рибонуклеазы В этих условиях планарий, регенерировавшие из хвос­товой части, полностью утрачивали способность к более быстрому об­разованию условного рефлекса, в противоположность планариям, ре­генерировавшим из головного отдела, у которых рефлекс по-прежне­му вырабатывался в три раза быстрее. На основании полученных дан­ных было сделано предположение, что передающим химическим фактором является РНК. Однако многочисленные опыты не подтвер­дили этой идеи, и она сыграла отрицательную роль в первых исследо­ваниях транспорта памяти на позвоночных животных. Но, несмотря на непрекращающуюся критику данных методов обучения, большин­ство экспериментаторов подтвердили результаты, полученные Дж. Мак-Коннелом, и согласились с его выводами, которые имели большое значение для начала опытов по транспорту памяти у позво­ночных и беспозвоночных животных. Положительные результаты по транспорту памяти от обученных животных были получены на разных моделях и в разных лабораториях почти одновременно сразу несколь­кими группами исследователей.

Дальнейшее развитие исследований было связано со специфич­ностью проб По мере накопления данных, свидетельствующих о том,

что мозговые экстракты, полученные из мозга тренированных живот­ных, вызывают поведенческие изменения, интересы учецых скон­центрировались на специфичности этих изменений. В ранних экспе­риментах реципиенты подвергались такому же обучению, как и доно­ры. Положительным результатом этих проб являлось значительно более быстрое обучение подопытных животных при введении им мозговых экстрактов от обученных доноров по сравнению с кон­трольными животными, которым вводился экстракт из мозга необу­ченных животных.

Несмотря на то, что происходило ускорение обучения только тому навыку, которому были обучены доноры, явление это часто интерпре­тировалось как общее облегчение консолидации памяти или как свя­занное с неспецифическим стрессом, обусловленным обучением. Крыс учили избегать темноты при помощи воздействия на них элект­рическим током в темном отделении экспериментальной камеры. Для реципиентов после введения им экстракта мозга обученных доноров создавалась та же самая ситуация — темноты и света, но без электри­ческих воздействий. Избегание темноты измерялось временем, прове­денным в темном и светлом отделениях камеры. До инъекции живот­ные проводили около 75% времени в темноте После инъекции это время сокращалось в зависимости от количества введенного экстра­кта. Реципиенты, получавшие экстракт мозга необученных животных, предпочитали темноту. Эти результаты были подтверждены опытами, проведенными в нескольких лабораториях.

Поскольку обучение неминуемо связано с определенным стрессом, были произведены и контрольные эксперименты, в которых доноры подвергались тому же количеству электрических воздействий либо в светлом отделении, либо вообще вне ситуации выбора темноты — света. Экстракты из их мозга не вызывали избегания темноты. В дру­гих контрольных опытах производилось перекрестное тестирование двух различных ситуаций избегания, например избегания темноты и избегания спрыгивания с платформочки; реципиенты обнаруживали избегание только в тех же самых ситуациях, что и их доноры. Сходные результаты перекрестного тестирования были получены и в экспери­ментах с привыканием между животными, получавшими экстракты от доноров, приученных к звуковому раздражителю или к обдуванию воздухом. В опытах Г. Унгара (1977) исследовалась возможность переноса привыкания к сильному звуковому раздражителю. В качест­ве доноров использовались крысы, а реципиентами служили мыши. Реципиенты достигали 50%-ного уровня привыкания в течение перво­го дня, в то время как контрольным животным для достижения того же критерия понадобилось 10 дней.

128