Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т.Н. Греченко Психофизиология..doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
2.82 Mб
Скачать

Глава II. Психофизиология памяти

  1. История изучения памяти

  2. Теории памяти

  3. Процедурная и декларативная память

  4. Биохимические и молекулярные механизмы памяти

1. История изучения памяти

Память каждого из нас уникальна. Она позволяет нам осбзнавать и собственную индивидуальность, и личности других людей. Лишив­шись памяти, человек утрачивает свое Я, «перестает существовать». Для науки бесконечно интересны клинические случаи потери памяти. Следы памяти — это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

Трудно сказать точно, где и когда впервые появились первые пред­ставления о механизме работы памяти. Известно, что в VI в. до н.э. древнегреческий философ Парменид рассматривал память как смесь света и тьмы, тепла и холода. Забывание есть результат «взбалтыва­ния». Он считал, что если эти состояния не «смешивать», то память будет прекрасной. В конце V - начале IV в. до н.э. Диоген предполо­жил, что память представляет собой процесс, который определяет рав­номерное распределение воздуха в туловище. Так же как и Парменид, он считал, что забывание — это изменение этого распределения.

Но первым, кто внес реальный вклад в объяснение работы памяти, был Платон (V—IV вв. до н.э.). Его теория известна как гипотеза «вос­ковой доски», в модифицированном и значительно усложненном виде она до сих пор разделяется некоторыми нашими современниками. Платон считал, что память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Отпечатки сохраняются до тех пор, пока время не сотрет их, и поверх­ность вновь не станет чистой. Эта чистая поверхность и рассматрива­лась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же про­цесса.

Вскоре после Платона философ Зенон (IV—III вв. до н.э.) выска­зал предположение, что наши ощущения буквально записывают впе­чатления на «восковой доске». Говоря о разуме и памяти, Зенон не

помещал их в какую-то определенную часть тела или в конкретный орган. Для него, так же как и для других философов его времени, само понятие разума было весьма неясным. '

Более двух тысяч лет назад великий философ древности Аристо­тель (IV в. до н.э.) высказал предположение, что чувства, мысли и память человека заключены в его сердце, а мозг служит лишь для ох­лаждения крови. Необходимо отметить, что еще до Аристотеля Гип­пократ и Кротон (V в. до н.э.) указывали на мозг как на орган «разу­ма», отдавая сердцу роль органа «чувств». Это мнение в течение сто­летий господствовало в умах людей, и отголоски его сохранились до сих пор. Аристотель первым ввел научную терминологию для описа­ния психических процессов. Он приписывал сердцу все те функции, которые мы теперь приписываем мозгу: раз сердце осуществляет кро­воснабжение организма, значит запоминание связано с движением крови. Он предполагал, что забывание есть результат замедления этого процесса. Только в середине XVI в. фламандский ученый Андре-ас Везалий усомнился во взглядах Аристотеля. Везалий утверждал, что мышление и память связаны с работой не сердца, а мозга. Признав мозг «органом» психики, наука не прекращает попыток определить локализацию памяти в мозге. Этой проблеме посвящено множество работ. Но истинным вкладом в изучение процессов запоминания явн-тась концепция «ассоциации идей», выдвинутая Аристотелем и сохра­нившая свою значимость до наших дней.

Херофилус (III в. до н.э.) ввел понятие «жизненных» и «живот­ных» жидкостей. Он считал, что жизненные жидкости — это жидкости более высокого порядка, сосредоточенные в сердце. Они, в свою оче­редь, продуцируют низшие животные жидкости, которые определяют функционирование памяти, мозга и нервной системы. Все эти явле­ния он считал вторичными функциями сердца. Интересно отметить, что, по мнению Херофилуса, одна из причин того, что человек являет­ся высшим животным, заключается в большом количестве складок мозга. Высказав подобную мысль, Херофилус не дал ей никакого объ­яснения. Только через две тысячи лет (в XIX в.) была установлена и доказана важность функционирования коры головного мозга.

Древние греки предприняли первые попытки выделить физичес­кую основу процессов запоминания: они попытались создать концеп­цию и язык для описания этих процессов, была предложена гипотеза «восковой доски», рассматривавшая запоминание и забывание как две составляющие одного процесса.

Большинство римских мыслителей, таких как Цицерон (I в. до н.э.) и Квинтильян (I в. н.э.), полностью разделяя концепцию «вос­ковой доски», не внесли ничего существенного в представление о па-

7-1015

98